«Что могут музеи? Только методично выстраивать систему безопасности»: как на ограбление Лувра отреагировали в Петербурге

«Что могут музеи? Только методично выстраивать систему безопасности»: как на ограбление Лувра отреагировали в Петербурге

Кадры, которые войдут в историю: мужчина в ярком жилете под видом сотрудника музея вскрывает витрину в галерее Аполлона, где хранится одна из самых ценных коллекций Франции. Это ограбление уже окрестили «кражей века». Но как такое вообще произошло?

Лувр. Воскресение. 9 утра. Музей только распахнул свои двери. Туристы со всего мира заполняют залы.

Спустя полчаса со стороны набережной Сены к Лувру подъезжает электроподъемник.  Ничего подозрительного. Такой обычно используют при ремонте фасадов. Псевдорабочие в желтых жилетах быстро огородили территорию сигнальными конусами, двое из них на автовышке поднялись на балкон здания, разрезали «болгаркой» окно на втором этаже, проникли в галерею Аполлона, на глазах посетителей вскрыли две витрины, похитили ювелирные украшения, спустились обратно, и в 9:37 уже скрылись на скутерах. Ограбление длилось всего семь минут.

«Все по-голливудски. Быстро вскрыли и уехали», – комментирует владелец ювелирной компании Григорий Сасонко. 

А любители советского кино даже отметили невероятное сходство сценария ограбления. Воры в желтых спецовках действовали точь-в-точь как герои комедии Рязанова «Старики-разбойники», где двое с лестницей и на виду у всех похищают картину Рембрандта.

Единственное отличие жизни от кино – грабителей интересовала не живопись, а драгоценности.

На дерзкое ограбление в Лувре мгновенно отреагировали пользователи соцсетей. Правда, шуточными мемами.

Простой сценарий ограбления и невероятный ущерб. Преступники вынесли девять предметов из коллекции Наполеона III и императрицы Евгении: тиару и ожерелье, украшенные сапфирами и бриллиантами. Говорят, что комплект принадлежал королеве Марии-Антуанетте, которую в 1793 году казнили на гильотине. Изумрудное ожерелье и серьги, диадему с жемчугом и две бриллиантовые броши. Корону императрицы Евгении позже нашли недалеко от музея.

Похоже, злоумышленники ее просто уронили. Шедевру теперь нужна реставрация, но что будет с похищенными реликвиями? Их судьба – весьма туманна.

«В лучшем случае сдадут на лом. То есть, переплавят, камни переогранят и перепродадут. Так, чтобы не было возможности идентифицировать», – предполагает Григорий Сасонко.

Во Франции оценили предварительную стоимость украденной коллекции – 88 млн евро. В случае, если преступники попытаются продать украшения, что называется, в разобранном виде, то они получат в десятки раз меньше.

На цену ювелирных украшений, говорят в Российском аукционном доме, влияет три фактора – стоимость самого металла и камней, уровень ювелирной работы и, пожалуй, самое главное, – провенанс.

«Это – история бытования предмета и, собственно, кому они принадлежали. Вот эта историческая составляющая для оценки антикварного изделия очень важна. Если колье XVIII века с крупными брилиантами стоит одну сумму, а такое же колье, которое носила Екатерина II, и есть этому доказательство документальное, это будет сумма в разы больше», – говорит эксперт Департамента по работе с предметами искусства Российского аукционного дома Полина Соколова.

Этот беспрецедентно наглый налет моментально занял первые строчки мировых новостей! Конечно, не без смакования подробностей короткого и дерзкого сюжета ограбления.

Впрочем, там, где одни до сих пор видят только детектив, другие сразу усмотрели драму! Обстоятельства произошедшего, в первую очередь, трагичны, и, конечно, поучительны для всего музейного сообщества. Произошедшее в Париже вызвало в Петербурге сочувственный отклик.

Музейные кражи – печальная реальность. Они были и есть, констатировал генеральный директор Эрмитажа, но сиюминутный ажиотаж и нагнетание только мешают трезвой оценке ситуации.

«Нужнее – спокойный анализ, разумные выводы. Это возможно лишь по прошествии времени», – сказал Михаил Пиотровский и добавил: «Соревнование между музеями и ворами идет постоянно, а что могут музеи? Только методично выстраивать систему безопасности. Но есть человеческий фактор! Именно ему зачастую не могут противостоять даже самые совершенные технологии».

«В центре любой системы безопасности, к сожалению, так как у нас – цивилизация человеческая, остается человек. К сожалению, статистика хищений из музеев и других объектов культуры неумолима. 90-95% всех хищений сопряжены с внутренники корпоративным предательством, когда человек, работающий в музее, или человек, работавший в музее, либо имеющий отношение к кому-то работающему в музее. Эта инфомрация используется и совершается преступление. Причем, это было всегда», – говорит начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей УУР ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти в 2004 – 2014 г.г., полковник в отставке Владислав Кириллов. 

И действительно, в истории Лувра уже был похожий случай. В 1911 году музейный работник итальянского происхождения Винченцо Перуджа извлек «Мону Лизу» Леонардо Да Винчи из рамы, скрутил и вынес под халатом. Шедевр два года жил в сундуке под кроватью грабителя, пока тот не решил его продать.

К слову, именно после триумфального возвращения «Мона Лиза» стала картиной №1 во всем мире. Громкие кражи были и в наших музеях. Весной 1965 года в Пушкинский музей привезли картину голландского художника Хальса «Святой Лука». Так же, открыто и не таясь, молодой мужчина подошел к картине, достал нож, вырезал полотно из рамы, положил в портфель и спокойно покинул музей.

«Человек был заранее внедрен в музей и в последующем в санитарный день был вырезан холст и похищен. Причем, смешная история  была в том, что буквально за день-два до этого выступавший министр культуры сказал, что, в отличие от Запада, у нас, в Советском Союзе, предметы искусства не воруют. И тут, как по мановению волшебной палочки совершается такое громкое преступление», – продолжает Владислав Кириллов.

Сегодня, в XXI веке, оберегать культурное наследие, кажется, очень просто. Видеокамеры, сигнализация, датчики слежения, бронированные стекла, но за этими привычными «рубежами безопасности» мы будто потеряли бдительность.  

Ограбление в Лувре обнажило феномен, который можно условно назвать «эффектом униформы». Практика еще раз доказала, что мошенники и воры «в образе» не вызывают подозрений ни у простых граждан, которые пускают в дом лжегазовщиков и псевдокоммунальщиков, ни у подготовленной охраны самых крупных и, казалось бы, защищенных объектов.

Так простой, даже примитивный, прием позволил на глазах у посетителей вынести из Лувра драгоценности французских монархов.

 

Телеканал Санкт-Петербург Телеканал Санкт-Петербург

00:05
19
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025