Что означает запрет США полетов «Белавиа» на самолетах Boeing в Россию и снятие санкций

Что означает запрет США полетов «Белавиа» на самолетах Boeing в Россию и снятие санкций

США запретили белорусской компании «Белавиа», с которой недавно сняли санкции, летать на самолетах Boeing в Россию, Иран, Сирию, КНДР, Крым, ДНР и ЛНР и на Кубу. Об этом говорится в письме Бюро промышленности и безопасности США (BIS) на имя руководителя перевозчика. Это может усложнить авиакомпании полеты между нашими странами: сейчас такие суда используются для рейсов в Россию из Минска, Могилева, Гомеля, Бреста. Но в парке перевозчика есть и Airbus A330 и Embraer ERJ-175 и E195-E2. При этом, по мнению экспертов, снятие санкций может помочь и российским авиакомпаниям.

Согласно ответу BIS на запрос авиакомпании, «Белавиа» имеет право эксплуатировать воздушные суда Boeing (737, кроме 767) при полётах в/из любых стран, кроме указанных в списке. Разрешается проведение технического обслуживания, ремонта и модернизации этих воздушных судов, экспорт, реэкспорт и передача оборудования, материалов и запасных частей для вышеуказанных воздушных судов, при условии, что такие товары подпадают только под контроль по линии «Антитерроризм» или классифицируются как EAR99. Однако прямые поставки оборудования и запчастей в Россию или еще ряд стран запрещены.

«Снятие санкций США с белорусской авиакомпании «Белавиа», возможно, откроет ряд возможностей для российского авиационного сектора. Например, в вопросах покупки запчастей и оборудования. После снятия санкций американские компании получили возможность возобновить сотрудничество с «Белавиа», включая поставки двигателей, программного обеспечения, сервисов ТОиР для своего парка, в который входят Boeing 737, Embraer 195 и Airbus A330. Теоретически, российские авиакомпании могли бы использовать услуги белорусского перевозчика для приобретения необходимых компонентов через посредников», — пояснил Profi.Travel независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

Однако, подчеркнул он, важно отметить, что сама Россия остается под действием серьезных экономических санкций, и прямое взаимодействие с американскими компаниями ограничено.

Теоретически «Белавиа» могла бы закупать самолеты Boeing и перепродавать их российским операторам, отметил эксперт. «Тем не менее, учитывая жесткие санкции против России, вероятность реализации такой схемы крайне низка. Даже если такая сделка состоится, юридические и логистические трудности будут существенными, — пояснил Алексей Тузов. — Так как российские авиакомпании не могут свободно приобретать воздушные суда, запчасти и оборудование непосредственно у западных поставщиков из-за действующих санкций, перепродажа воздушных судов возможна лишь при условии одобрения со стороны США, что вряд ли произойдет в ближайшем будущем».

Он добавил, что снятие санкций открывает путь для организации прямых перелетов между Беларусью и США впоследствии, что потенциально могло бы заинтересовать российских туристов и бизнесменов. Аэропорт Минска, скорее всего, можно будет использовать в качестве хаба для пересадки между Россией и США, что будет удобнее и выгоднее, чем перелет через Стамбул.

«Таким образом, хотя снятие санкций с «Белавиа» создает некоторые перспективные возможности для развития авиационной отрасли Беларуси, реальные выгоды для российских авиакомпаний весьма ограниченны, — добавил эксперт. — Наиболее вероятным сценарием является использование «Белавиа» в качестве посредника для закупок комплектующих и услуг, однако даже эта схема может столкнуться с серьезными юридическими и техническими преградами».

«Сейчас в России примерно 140 тыс. человек в год выбирают для отдыха круизы, наша мечта — увеличить это число до миллиона», — рассказал основатель CruClub Михаил Алексеев на пресс-конференции, посвященной выходу на рынок новой компании Aroya Cruises из Саудовской Аравии. Этим летом лайнер оператора уже принимал россиян. В новом сезоне компания планирует расширить свое присутствие на рынке.

Реальность амбициозных планов по увеличению количества российских пассажиров круизов, Михаил Алексеев объяснил тем, что в 2024–2025 годах в нашей стране динамика роста спроса на круизы существенно выше, чем в целом по миру. Да и расти рынку есть куда. Если, например, в США 40% жителей хотя бы раз, но были в таком путешествии, то в России — только 1%.

«Проблемы рынка — визы, отсутствие прямых перелетов и высокие цены, — рассказал Михаил Алексеев. — Половина европейских консульств не выдает визы, те, что работают с россиянами, ставят уже не такие длинные, увеличился пакет документов. Отсутствие прямых перелетов — зачастую, чтобы попасть в круиз, приходится лететь через третьи страны с пересадкой. Высокие цены связаны отчасти с тем, что мировой туризм, и круизные компании в особенности, сильно пострадал от пандемии, сейчас все хотят вернуть долги, хотят расплатиться кредитами, ну и немножко заработать».

Программы Aroya Cruises, которая существует всего 9 месяцев, отчасти эти проблемы решают, пояснил эксперт. Маршруты начинаются в тех городах, куда легко долететь из России, для части круизов визы не нужна. Этим летом туристам предложили маршрут из Стамбула (Турция) в Александрию (Египет), сопоставимый с отдыхом в Турции, в портах которой, например, в Бодруме и Мармарисе, были длительные стоянки, позволяющие много времени провести на пляжах. «Благодаря этому до трети пассажиров на лайнере были из России. Например, в августе — каждый третий, — пояснил Михаил Алексеев. — Компания новая, когда они только начинали, русскоязычного сервиса не было. Нам приходилось организовывать его своими силами. Сейчас уже на ресепшн есть русскоговорящий сотрудник, переведено меню». Повлияла на спрос и цена — недельный круиз на лайнере 5* стоил от 44 тыс. руб. во внутренней каюте.

В 2026 году такой стоимости уже не будет. «На следующий сезон компания повышает цены, плюс курс доллара растет. Но до конца сентября есть акции. Стоимость каюты с балконом на один доллар выше, чем с окном. Сейчас цена — от 78 тыс. руб. на человека», — рассказал Михаил Алексеев. По его словам, продажи активно идут, круизы бронируют и за полгода, и за год-полтора вперед.

Однако у новой компании есть особенности, о которых стоит предупреждать туристов. Aroya Cruises на данный момент оперирует одним лайнером премиум-класса. География маршрутов зависит от сезона. Сейчас лайнер из Средиземного моря перемещается в Красное, где останется до января. Старт нового сезона намечен на 20 сентября. Есть трехдневные круизы из Джидды (Саудовская Аравия) в Марса-Алам (Египет), четырехдневные — в Сафагу (Египет). Можно выбрать семидневный вариант: Сафага — Сафага. Для этих круизов россиянам понадобиться виза в Саудовскую Аравию. Ее стоимость — примерно 120 долларов. Если круиз стартуют не из Саудовской Аравии, а в ее порты планируется один заход, можно оформить транзитную — за 25–30 долларов.

Михаил Алексеев рассказал об интересной статистике посещений Саудовской Аравии россиянами. В 2022 году она принимала 55 тыс. гостей из нашей страны, в 2023-м — 106 тыс., в 2024 — 36 тыс. «В этом году ожидается, что рекорд будет побит. Скачок в 2023-м связан именно с тем, что в порты страны заходил круизный лайнер, на борту которого были россияне», — пояснил эксперт.

В феврале судно уходит в Персидский залив и круизы будут начинаться в Дубае и Абу-Даби (ОАЭ). С марта по апрель домашним портом станет Даммам (Саудовская Аравия). В мае, во время хаджа и государственных праздников, судно вернется в Красное море, а с июня начнутся круизы по Средиземному из Стамбула. Как и в этом году запланировано два маршрута: в Александрию с заходами в порты Бодрума, Мармариса, и по греческим островам. Для второго варианта россиянам придется оформить шенген.

Есть особенности и на борту, так как круизная компания из Саудовской Аравии. И традиции, национальная культура — один из ее приоритетов. Как рассказал директор по продажам Aroya Cruises Ала Ташканди, строгого дресс-кода на борту нет, носить бикини можно. Однако есть «женские» часы работы бассейна (всего на борту их три — два взрослых и один детский). Алкоголь на лайнере не подается, проносить его на борт также запрещено. Места для курения есть, в том числе и сигарный лаунж. Ночью и вечерами скучать тоже не придется: как рассказал Ахмед Саид Али, менеджер по международным и корпоративным продажам Aroya Cruises, с полуночи до 02:00 проводятся вечеринки на открытом воздухе, есть локация для вечерних выступлений.

Как рассказал Ахмед Саид Али, к услугам пассажиров 1524 каюты, 200 — из них соединяются между собой. 1040 — с балконами, вмещающие до 5 пассажиров, 82 с окном (до четырех гостей), 402 — внутренние (до трех).

Есть зона Khuzama со 145 сьютами и девятью виллами, площадью от 96 до 395 кв. м. Гостям этой зоны предлагается специальный набор услуг, включая дворецкого, премиум пакет напитков, приоритетную высадку и посадку и доставку багажа.

Российским гостям, вне зависимости от того, какое размещение они выберут, гарантируют русскоязычный сервис: персонал, переведенное меню и экскурсии на русском языке во всех портах.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

17:06
38
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025