Чувства и внешность. Чему учит портретная выставка в Белгородском художественном музее
История портрета начинается, пожалуй, с пещерной живописи, когда доисторические художники эпохи палеолита начинали создавать на стенах первые изображения людей. Она охватывает и ритуальное искусство Древнего Египта, и период античности, художники которого воспевали красоту человеческого тела, и расцвет в эпоху Возрождения.
С древнейших времён портрет самый притягательный жанр изобразительного искусства. С первых своих шагов в Древнем мире изображения людей играли магическую роль: словно замещая изображаемых, они продлевали их бытие после смерти. В то, что изображения людей можно использовать для колдовства над ними, верили древние шаманы.
Память об этих архаических функциях сопутствовала портрету и тогда, когда он стал одним из жанров живописи и скульптуры Нового времени.
Внутренний мир
В России портрет вначале развивался в рамках сильно формализованного стандарта: героев изображали в довольно ограниченном наборе поз и выражений лица. Яркий этому пример – парадный портрет, когда трудно сказать, что в душе у человека, сидящего в торжественной позе с каменным лицом.
Но с эпохи Петра I ситуация начала меняться. Жанр портрета стал двигаться к выстраиванию более тонких отношений между внешностью и внутренним миром персонажа.
С приходом сентиментализма именно жизнь души становится ценностью, признаком личности – даже более чем внешность. А в XIX веке пришёл романтизм, который позволил родиться в русском искусстве образу внутренне свободного человека.