Дефицит валюты: как купить доллары нового образца и сколько это стоит
В крупных российских банках наблюдается дефицит долларов нового образца, сообщает «Газета.Ru». Москвичи жалуются: в отделениях крупнейших банков в основном предлагают старые купюры без синей защитной полосы, выпущенные до 2013 года. Найти новые банкноты удаётся редко, зачастую — только через неофициальные каналы и по завышенному курсу. Корреспондент Profi.Travel в понедельник, 28 апреля, прошелся по отделениям московских банков, расположенных в пределах одной станции метро. Спойлер: новые доллары найти удалось, но будет ли выгодной покупка — вопрос.
Одна из жительниц Москвы рассказала, что обошла отделения нескольких банков из топ-10, но нигде не смогла купить новые доллары, пишет издание. «В одном отделении кассир честно сказал, что новых долларов не было уже очень давно. Они появляются, только если кто-то из клиентов сам принесет», — пояснила она. Иногда информацию о наличии новых купюр передают «по знакомству» через закрытые чаты и соцсети. Так издание делится такой историей: москвичке написала бывшая одноклассница в личку, прислала скрин из запрещенной соцсети, что в банке из топ-100 есть новые доллары. Курс, мол, конечно, выше официального, но «с улицы не продают».
Как показал опыт корреспондента Profi.Travel, проблема действительно есть, но решается она не обязательно по знакомству. Так, в отделении Россельхозбанка сообщили, что доллары нового образца продаются в Москве лишь в двух отделениях — в районе метро «Марксистская» и на Ярцевской улице. Утверждают, что там они всегда в наличии. Правда, курс продажи — +3 руб. С долларами выпуска 2006 года проблем нет, добавили в банке и отметили, что купюры у них в хорошем состоянии. Курс покупки — 80,3 руб., продажи — 85,6.
В отделении Газпромбанка доллары нового образца были, специально ехать никуда не пришлось. Однако курс продажи: 91,5 руб. за доллар. Покупки — 82 руб.
В ВТБ и Сбербанке заявили, долларов нового образца нет, в каких отделениях есть — неизвестно, нужно приходить лично и проверять. Купить старые доллары можно за 85,55 и 85,4 руб. соответственно. При этом ВТБ покупает американскую валюту за 83 руб., а Сбербанк — за 78 руб.
По словам основателя инвестиционной компании SharesPro Дениса Астафьева, которого цитирует «Газета.ру», ситуация действительно сложная: «После прекращения официальных поставок наличной валюты из США банки в основном работают с теми запасами, которые остались в обороте — это в первую очередь старые купюры, выпущенные до 2013 года». Он добавил, что банки используют дефицит как способ дополнительного заработка: старые доллары продают по стандартному курсу, а за новые берут комиссию или увеличивают цену.
Проблема со старыми купюрами становится особенно заметной за границей. «В ряде стран старые доллары действительно котируются хуже, могут не приниматься вовсе или их могут обменивать с удержанием процентов», — отметил Астафьев. Особенно осторожно относятся к старым купюрам в Грузии, Китае, Малайзии, Индонезии, Азербайджане и Ливане. В Турции, Таиланде и на Шри-Ланке старые доллары принимают не везде или обменивают по сниженной стоимости.
Кандидат экономических наук Ирина Ахмадуллина подтвердила: «Наблюдается большой дефицит долларов нового образца. Для инвесторов, кто хочет приобретать доллары для путешествий, я рекомендую пользоваться услугами обменников и проверять наличие нового доллара либо работать через зарубежные банки». Она также отметила, что за границей доллары нового образца можно купить дешевле — по курсу 85-87 рублей, тогда как в российских банках спред только увеличивается.
Председатель комиссии по безопасности финансового рынка ТПП России Тимур Аитов напомнил, что официально срока действия у долларов нет, однако из-за санкций требования к состоянию купюр в российских банках ужесточились: «В наших пунктах сейчас принимают только идеальные купюры. Раньше доллары с дефектами банки легко обменивали на совершенно новые, имея прямые связи с американцами. Сегодня этой возможности нет». Кроме того, за прием старых купюр некоторые банки берут комиссию.
Экономисты советуют россиянам заранее уточнять наличие новых купюр при заказе валюты в банке, сразу проверять выдаваемые деньги или рассмотреть альтернативные варианты — например, покупать евро или использовать банковские карты за границей. «Нужно рассмотреть альтернативы: евро или юани проще купить, и они тоже принимаются за рубежом», — отметил Пётр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Почти половина турагентов, принявших участие в опросе Profi.Travel, выступили против легализации овербукинга. Они опасаются, что на деле все окажется не так красиво, как предлагает Минтранс, а авиакомпании будут злоупотреблять возможностью, чтобы загрузить непопулярные рейсы. Сторонники же легализации уверяют, что она защитит пассажиров: де-факто овербукинг и так есть, а его официальное признание обяжет перевозчиков придерживаться правил и выплачивать компенсации. Эксперт рассказал Profi.Travel, в чем плюсы присутствия овербукинга в правовом поле и как это работает в Европе.
Поправки в Воздушный кодекс об овербукинге планируется вынести на публичное обсуждение уже в начале июня. Предполагается, что компенсация, если пассажиру не досталось места в самолете, составит от 25% до 200% от стоимости билета — в зависимости от времени ожидания следующего рейса. Авиакомпании будут обязаны получить согласие на пересадку. При этом родителей с детьми, инвалидов и их сопровождающих, военнослужащих, летящих к месту службы, а также транзитных пассажиров пересаживать будет нельзя.
Самым популярным ответом оказался вариант против поправок. Так, 28% представителей турбизнеса считают, что авиакомпании обязательно найдут лазейки, как заполнить непопулярные рейсы. Еще 19% респондентов не верят, что все будет работать так, как заявлено. «А если мест продано больше, но никто не согласен пересесть?» — задаются вопросом они.
Полностью поддерживают поправки 23% респондентов, из них 6% считают, что давно пора было это сделать: если все пойдет по правилам, пассажиры окажутся в плюсе, — а 17% выступают за, поскольку овербукинг и так де-факто есть, его легализация, лишь систематизирует выплаты.
Еще 30% проценты согласны, но при определенных условиях. 13% респондентов считают обязательным согласие пассажира, а 17% — уверены, что компенсация необходима в размере 100-200% от стоимости билета.
«Многие воспринимают эти поправки как попытку узаконить овербукинг, но, я считаю, что это попытка встроить уже существующее явление в правовое поле, — подчеркнул главный редактор портала „Авиа.ру“ Роман Гусаров. — Что мешает авиакомпаниям прямо сейчас злоупотреблять овербукингом? Ничего. А если они это делают, то ответственности, штрафов не предусмотрено. Если пассажир хочет получить компенсацию, то скорее всего ему придется идти в суд с неизвестным результатом».
Эксперт напомнил известную фразу: «Если не можешь предотвратить, возглавь. Именно это сейчас и происходит».
Роман Гусаров подчеркнул, что в мировой практике овербукинг в основном находится в законодательном поле. «При этом очень чётко прописаны обязательства авиакомпании, штрафные санкции. Как показывает практика, это помогает избежать негативных ситуаций. Зачастую авиакомпаниям не приходится самостоятельно выбирать „лишних“ пассажиров и дальше с ними разбираться».
По его словам, например, на территории Евросоюза желающих получить компенсацию, задержаться и улететь следующим рейсом бывает в разы больше, чем тех, кому в реальности не хватило мест из-за овербукинга. Эксперт рассказал историю из личного опыта: «В одном из аэропортов Германии авиакомпания за 20 минут до начала посадки объявила, что 10 пассажирам не хватает мест. Предложила улететь следующим рейсом через пару часов с компенсацией в 200 евро. У стойки немедленно образовалась очередь из человек 40, готовых перенести свой вылет».
Таким образом, вероятно, дело — в размере компенсации. Если он будет достаточным, желающие вылететь позже всегда найдутся.
«Нам, наверное, нужно внимательно смотреть на мировой опыт и принять такое законодательство об овербукинге, которое как раз бы не позволяло авиакомпаниям злоупотреблять правом продавать билетов больше, чем мест в самолете», — отметил эксперт. Для этого и необходимо и вводить обязательные компенсации, а при длительном ожидании следующего рейса — предоставлять питание, отель.
Если нет желающих, то в законе должно быть прописано, какие категории пассажиров ни в коем случае не должны попадать под овербукинг, в предложенных поправках это есть. При этом эксперт подчеркнул, что компенсация за овербукинг никак не помешает пассажиру требовать компенсации других убытков, например, если он опоздал на другой самолет, а билеты были на разных бланках, на поезд и т.д.