Дело на два миллиарда: как связаны пензенский предприниматель Олег Фомин, волгоградский завод и китайские автобусы
Против пензенского предпринимателя Олега Фомина возбуждено третье подряд уголовное дело. На этот раз оно касается махинаций при процедуре банкротства Волгоградского судостроительного завода (ВгСЗ). Фомину инкриминируют мошенничество в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ). Первый пензенский разобрался в деталях истории, которая длилась несколько лет и привела к закономерному финалу.
Волгоградский судостроительный завод, основанный в 1931 году как Красноармейская судостроительная верфь, занимался строительством грузовых судов для речных и морских перевозок. В 2009 году предприятие столкнулось с серьезными финансовыми трудностями, потеряв основного заказчика и не сумев погасить кредиты на сумму свыше 60 млн долларов, что привело к сокращению штата.
В 2013 году суд признал завод банкротом, оценив его имущество почти в 3,1 млрд рублей. В августе 2024 года имущественный комплекс был приобретен московской компанией "ХизМет" за 428 млн рублей. В собственность нового владельца перешли, более ста производственных и административных здания, склады, краны, право аренды земельного участка площадью 50 га, а также три недостроенных танкера. Но до этого несколько лет подряд тянулась долгая судебная тяжба за имущество ВгСЗ.
Так в феврале 2021 года Олег Фомин заявил в суде о своих претензиях на 2,2 млрд рублей из конкурсной массы ВгСЗ. Его требования основывались на двух займах, выданных заводу банком "Петрокоммерц" в 2010 году. Впоследствии права требования по этим займам были переуступлены через ряд компаний, зарегистрированных на Кипре, в конечном итоге оказавшись у компании "Тимкор Консалтинг Лимитед". В апреле 2017 года "Тимкор" продал право требования долга в 2,2 млрд рублей Олегу Фомину за 93 млн рублей.
Конкурсный управляющий Игорь Каляпин оспорил данную сделку, заявив о сговоре с участием Фомина, предыдущего управляющего Сергея Лыженкова, Ильи Шарого и компании "Тимкор" с целью вывода активов из конкурсной массы. Каляпин потребовал признать недействительным договор уступки между "Тимкором" и Фоминым. Несмотря на попытки Фомина перенести рассмотрение дела в Пензенскую область, судебный процесс остался в Волгограде.
Волгоградский арбитражный суд установил, что оплата по договору уступки была перечислена не "Тимкору", а компании "Финансы и Инвестиции", которая так и не перевела деньги продавцу, распределив их между связанными с "Тимкором" организациями, впоследствии ликвидированными. Суд также отметил связь Фомина и предыдущего конкурсного управляющего Лыженкова через членство в одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Было обращено внимание на затягивание процедуры регистрации залоговых прав и отсутствие объяснений по поводу происхождения средств на покупку долга. Суд заключил, что сделка затрагивает вопросы национальной и экономической безопасности, поскольку давала Фомину возможность влиять на судьбу стратегического предприятия, и признал договор уступки недействительным.
Несмотря на это, в августе 2022 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Саратове признал договор уступки законным, не обнаружив доказательств аффилированности и не увидев необходимости в согласовании сделки с антимонопольной службой. Апелляционная инстанция признала за Фоминым право требовать с должника 2,2 млрд рублей, что было подтверждено и окружным судом в Казани. Верховный суд не стал рассматривать дело по существу.
В августе 2023 года Олег Фомин переуступил право требования 1,2 млрд рублей, обеспеченных залогом имущества, компании "Авто Лизинг Поволжье". Данная уступка не была оспорена конкурсным управляющим.
Как сообщали "РИА Новости", в результате реализации имущества завода компании "Авто Лизинг Поволжье", подконтрольной Фомину, было получено не менее 65 млн рублей, часть из которых была направлена на приобретение автобусов.
Компания "Авто Лизинг Поволжье", зарегистрированная в Пензе, связана с партнером Олега Фомина, Алексеем Легостаевым, а также с Владимиром Кузнецовым, директором и учредителем ряда компаний из пула господина Фомина. Впоследствии структура собственности компании изменилась, и часть акций перешла другим владельцам. Компания имеет лицензию на пассажирские перевозки и предоставляет технику в лизинг связанным перевозчикам.
Автобусы, приобретенные "Авто Лизинг Поволжье", были переданы в лизинг ООО "Транспорт Пензы". По данным "РИА Новости", в документы были внесены недостоверные сведения о суммах НДС, заявленных к вычету. "Авто Лизинг Поволжье" является единственным лизингодателем "Транспорта Пензы".
ООО "Транспорт Пензы", зарегистрированное Андреем Фоминым, начало деятельность в 2023 году и быстро заняло второе место среди перевозчиков Пензенской области по объему выручки, заключив многочисленные контракты с государственным учреждением "Организатор Перевозок Пензенской области".
Ранее в отношении Олега Фомина возбуждались дела о банкротстве саратовского авиазавода и СМУП "Пензалифт". Летом прошлого года бизнесмен был задержан по делу о мошенничестве, и в настоящее время находится под домашним арестом.
