Дети рулят? В Башкирии идет борьба за жизни малолетних водителей

Дети рулят? В Башкирии идет борьба за жизни малолетних водителей
Летом на дорогах Башкортостана неумолимо возрастает количество ДТП с участием юных водителей мототранспорта, так как в каникулы появляется много свободного времени.Как правило, в этих авариях виноваты сами подростки, которые не знают Правил дорожного движения, не умеют толком управлять техникой, предназначенной для езды по закрытым трассам и бездорожью. Они колесят без шлемов, номеров, прав и, порой, в нетрезвом виде. Собираются группами, начинают форсить друг перед другом: шумят, встают «на дыбы», газуют, устраивают гонки — часто это приводит к трагедии. Кто в этом виноват? Прежде всего — взрослые, которые покупают своим детям мопеды и питбайки.По мнению главного госавтоинспектора Башкирии Владимира Севастьянова, родители делают это, чтобы угодить своим чадам.«Это, скажем так, попытка угодить своему ребенку. Но у меня вопрос. Неужели родитель, покупая мототранспорт, не понимает, что его ребенок будет передвигаться на дорогах общего пользования, несмотря на инструктажи, что ездить только по полям, по лесам? В любом случае, придется пересекать проезжую часть, где трафик транспорта очень большой, где незнание ПДД может привести к трагедии», — сказал руководитель ГАИ РБ.И, к сожалению, трагедии случаются. По информации республиканской госавтоинспекции, с начала года в республике погибли двое несовершеннолетних водителей мототранспорта и один пассажир. Им не было и 16 лет. Для 22 детей «покатушки» закончились жуткими увечьями и травмами. Только в Уфе задержали 102 подростка за рулем питбайков. Из них 12 были пьяные. На штрафстоянках покрываются пылью почти 900 мотоциклов, питбайков, мопедов. Их изъяли у малолетних нарушителей ПДД. Родители же отвечают рублем и репутацией за «хотелки» их детей: оплачивают штрафы по административным протоколам, объясняются перед органами опеки.КУПИЛИ «СМЕРТЬ» СВОИМИ РУКАМИОтвечать за ребенка перед сотрудниками ГАИ и платить штраф — это полбеды. Страшнее всего потерять своего сына или дочь в ДТП. Бывший сотрудник ДПС Александр С. рассказал «Башинформу», как себя ведут родители на месте смертельной аварии.«По долгу службы часто выезжал на ДТП с гибелью детей. Пожалуй, это самое страшное, что может быть — увидеть изуродованное тело ребенка. Концентрация горя и слез, какая-то безнадежность. Потом от этого долго отходишь, но никогда не забываешь. Матери, приезжая на место аварии, просто падают на дорогу у изувеченного тела: кричат, стонут, хватаются за голову, теряют сознание. Одна женщина пыталась вернуть в правильное положение вывернутую ногу мертвого сына, разбившегося на мопеде. Отцы ходят рядом, по щекам молча текут слезы, они пытаются сдерживать эмоции. Видеть горе родителей, потерявших отчасти и по своей вине детей, очень тяжкое испытание», — признался бывший инспектор ДПС.Так, горе «постучалось» в семью в Баймакском районе в начале июля. Двое подростков, 16 и 17 лет, выпили спиртное и решили погонять на мопеде. Съездили на смотровую площадку, а на обратном пути 16-летний парень из-за отсутствия навыков управления транспортом допустил падение 17-летнего пассажира на дорогу. «Скорая» доставила пострадавшего в больницу. Его друг не придумал ничего лучше, как просто сбежать. В итоге его травмированный товарищ умер через пять дней. Оказалось, что родители подростка знали, что их сын иногда ездит на мопеде родственника, конечно, без прав. Дядю оштрафовали на 30 тысяч рублей, а нарушителя привлекли к административной ответственности за нетрезвое вождение и за отсутствие прав и мотошлема. Также парень может стать фигурантом уголовного дела.Еще одна трагедия произошла в июне с подростками-питбайкерами, снимавшими поездку на экшн-камеру в Калтасинском районе. 14-летний житель Янаула за рулём питбайка при обгоне врезался во встречную «Ладу Гранту» под управлением 19-летнего местного жителя. Водитель мототранспорта погиб до приезда скорой медпомощи, а его 14-летний пассажир из Нефтекамска скончался при транспортировке в медучреждение.«Оба подростка из благополучных семей, они приехали на летние каникулы к родственникам в соседние деревни. Парню из Янаула отец подарил питбайк еще в прошлом году. Дедушка разрешал кататься только по полям и проселочным дорогам, без выезда на проезжую часть. Подросток заехал за другом, и они вместе, забыв про наставления пожилого человека, выехали на оживленную магистраль. У водителя на шлеме была установлена экшн-камера GoPro. Ребята сильно разогнались. Сейчас можно только предположить, что они хотели снять на видео свою быструю езду. К сожалению, поездка закончилась трагедией. Подростки влетели во встречную машину. Удар был очень мощный, ребята получили страшнейшие смертельные увечья», — рассказал осведомленный собеседник информагентства.В Абзелиловском районе Башкирии разбился 17-летний подросток, столкнувшись на мопеде со встречным «ВАЗ-2114». Девятиклассник скончался до приезда «скорой». Водитель автомобиля был пьян. В Татышлинском районе при лобовом столкновении двух питбайков погиб 15-летний водитель. Второй любитель мототранспорта — 16-летний парень попал в больницу в крайне тяжёлом состоянии с многочисленными переломами.Формально в данных происшествиях виноваты несовершеннолетние, но все понимают, что в первую очередь в таких ДТП виноваты родители, которые проявили преступное легкомыслие.ПУТЬ К ИНВАЛИДНОСТИБез необходимой экипировки, без знаний ПДД малолетний любитель мототранспорта если и выживает в ДТП, то навсегда может остаться инвалидом. Основное увечье, которое получает несовершеннолетний водитель, упавший с мотоцикла или СИМ — это сочетанная травма, сообщил главный внештатный детский специалист травматолог-ортопед министерства здравоохранения РБ Тимур Псянчин.«Сочетанная травма — это повреждение нескольких областей тела человека. Травмируется череп, ушиб и сотрясение головного мозга, ушибы брюшной и грудной полости. Таким пациентам требуется повышенное внимание в плане оказания оперативной помощи, — пояснил Тимур Псянчин. — Последствия от полученных травм могут быть самыми разными, в том числе инвалидность».ТАК СЕБЕ «ТРЕНД»В вопросе сохранения жизни людей нужна системная последовательная работа, считает Глава Башкортостана Радий Хабиров. Он неоднократно обращал внимание на проблему смертности на дорогах, а также на вопросы досуга молодых людей.«Самая главная задача, которую ставит перед нами Президент России, — это сбережение народа. Её выполнение заключается в простых вещах. Меньше людей должно гибнуть в пожарах, на водных объектах, меньше должны падать с высоты, гибнуть в дорожно-транспортных происшествиях и так далее. Мы в отношении каждого вызова выполняем определённые мероприятия, – отметил Глава РБ. — У нас идет постоянная борьба за души, за головы наших детей. И мы должны понимать, насколько мы эффективны в этой борьбе, насколько технологически к этому готовы. Это большая, серьезная работа».На нехороший тренд среди детей обратили внимание в администрации Уфы.«Мы столкнулись с новой проблемой, новой тенденцией — это питбайки, которые достаточно мощные по сравнению с СИМами. Те вещи, которые происходят у нас на улицах города, не могут вызывать опасения. Необходимо особое внимание уделять работе с родительским сообществом, так как они несут ответственность за сохранность своих детей, пока они не стали совершеннолетними. Наша задача — создавать безопасные условия для передвижения, они не должны гонять по улицам. По Уфимскому ожерелью ночью гоняли. Развивают скорость едва не до 100 км/ч. С мотоциклом подросток столкнулся. И количество таких инцидентов растет», — сказал сити-менеджер Ратмир Мавлиев.Он посоветовал родителям заниматься образованием детей и дал ряд поручений своим подчиненным.«Администрациям района необходимо провести широкую масштабную информационную кампанию, профилактические беседы. Центру общественной безопасности усилить координацию работы с коллегами из ГАИ и проводить регулярные рейды по известным нам территориям, где замечены несовершеннолетние водители мототранспорта», — подчеркнул он.БОРЬБА ЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙГлавное, на что делается акцент в профилактике ДТП с участием детей-водителей, это беседы с родителями. В ГАИ подчеркивают, что если взрослые купили ребенку скутер, мопед или мотоцикл, и он управляет им без прав, защитной экипировки и шлема, они — главные виновники будущей трагедии!Приобретая ребенку дорогостоящую технику, папы и мамы сами загоняют себя в ловушку, становятся заложниками обстоятельств: раз покупка совершена, то ребенок всеми правдами и неправдами постарается прокатиться с ветерком на «железном коне». Чтобы избежать всех неприятных последствий взрослым стоит взвесить все «за» и «против», и сделать правильный выбор — в пользу жизни и здоровья детей.Для привлечения внимания общественности к проблематике роста числа ДТП с детьми-водителями ГАИ Башкирии с 29 мая проводит профилактическую информационную кампанию «Не рули, малай!».«Когда мы говорим „Не рули!“, мы запрещаем ребенку садиться за руль. Тем самым призываем и остальных взрослых придерживаться такой позиции в отношении своих детей. Ведь родители, не придавая приобретению мототранспорта большого значения в силу его стоимости, порой не осознают, какой опасности подвергают своих детей. Помимо этого, возможны случаи, когда несовершеннолетний самостоятельно приобретает дешевую подержанную машину и уже без контроля родителей становится участником дорожного движения, подвергая себя опасности и других участников дорожного движения», — отметил Владимир Севастьянов.Профилактическая акция продлится до 31 октября этого года.Помимо этой масштабной кампании, в Башкирии проводят традиционные профилактические мероприятия, среди них — «Мототехника», «Внимание — дети!», «СИМ» и другие.ПДД = ЗАКОНПравила дорожного движения – это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Несовершеннолетние должны знать не только свои права и обязанности как участников дорожного движения, но и к каким последствиям может привести их нарушение.Управлять скутером и мопедом имеют право лица, достигшие 16 лет, получившие водительское удостоверение категории «А1» (легкие мотоциклы, объем двигателя которых не превышает 125 куб. см.), категории «М» (мопеды, скутеры, мотороллеры, мотики, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см.).Езда на мотоцикле требует наличия водительского удостоверения (категория «А») и страховки. Ездить на мотоцикле можно только при достижении 18-летнего возраста.За управление транспортным средством (ТС) водителем, не имеющим прав, предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей (статья 12.7. КоАП РФ).Если несовершеннолетний ребенок управляет ТС до достижения им допустимого возраста, ответственность за передачу ему руля несут родители. Согласно ст.12.7.ч.3 КоАП РФ, административный штраф составляет 30 тысяч рублей. ТС будет задержано и отправлено на штрафстоянку.Кроме того, с 16 лет наступает уже и уголовная ответственность, по закону, и подросток может отвечать за свои действия самостоятельно.ДВИЖУЩАЯ СИЛАКак отметила главный врач республиканского клинического психотерапевтического центра, главный внештатный специалист-психотерапевт Наталья Тулбаева, в этом году в начала теплого сезона постоянно будоражат сводки по задержанию несовершеннолетних за управлением транспортными средствами без прав либо в состоянии алкогольного опьянения.«Почему это происходит? Во-первых, это изменения общественных взглядов: велосипедом, даже самым навороченным уже никого не удивить. Техника, подлежащая ранее регистрации и наличию прав на управление, превращается во внешне безобидное средство передвижения, игрушку-развлечение для детей и взрослых. Что пишут представители салонов по продаже питбайков? Маленький и универсальный кроссовый мотоцикл, идеально подходит для начинающих водителей. Высокий клиренс позволяет забираться даже в самые непролазные лужи. Низкая стоимость. Не требуется специальных условий для езды. Имеет максимально простую и надежную конструкцию. И апогей: будь готов к взрыву эмоций», – отметила эксперт.Такая реклама создает ощущение, что питбайк — маленькая игрушка, но в реальности — это настоящая концентрация мощи, что не до конца осознают родители.«Вторая сторона проблемы, считает психотерапевт, это возраст, на который делают акцент продавцы. Подростковый возраст является одним из самых трудных и сложных. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подростковый возраст отмечен как период развития, при котором появляется ряд рискованных форм поведения и проблем психического здоровья. Их поведение сводится к стремлению самоутверждения через совершение экстремальных действий, излишнюю демонстративность и одновременно боязнь проявить несостоятельность», — пояснила Наталья Тулбаева.Часть родителей с легкостью покупаются на просьбы своих чад приобрести транспортное средство. Здесь движущая сила амбиции: «у меня такого в детстве не было, у ребенка пусть будет», «мужиком должен расти».И, чтобы не случилось трагедии, взрослым надо соблюдать простые правила:Формировать четкую систему запретов: питбайк будет стоять в гараже, ключи только у родителей. Если хочется покататься, взрослый перевозит питбайк до разрешенного для поездок места.Запрет на использование транспортного средства без прав или в состоянии алкогольного опьянения.Контроль эмоциональных реакций у подростка: «скорость и драйв круто, но жизнь одна и дороже».«Родителям нужно понять, что потеря ребенка — страшная психологическая травма, оправиться от которой вряд ли поможет присутствие или рождение других детей. Это горе остается на всю оставшуюся жизнь», – подытожила главврач республиканского клинического психотерапевтического центра.  

Газета Башкортостан Газета Башкортостан

13:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025