Дмитрий Чернышенко: Подготовка Стратегии развития образования – беспрецедентно масштабный процесс
19 августа в Национальном центре «Россия» начал работу Всероссийский педагогический съезд. Мероприятие объединило порядка 1,2 тысячи педагогов из всех регионов страны, учёных Российской академии образования и Российской академии наук, депутатов Госдумы и сенаторов, представителей органов исполнительной власти и общественных организаций.
Помощник Президента России Андрей Фурсенко зачитал приветствие Президента Владимира Путина, в котором глава государства, в частности, отметил: «Важно, что отечественная педагогика всегда, во все времена, отличалась многогранным, разносторонним подходом, поэтому в наших совместных планах на перспективу нужно обязательно учитывать лучшие традиции дореволюционной, советской и уже современной российской школы. Опираясь на этот прочный фундамент, предстоит решать ключевые вопросы – от обновления содержания учебных программ до подготовки квалифицированных педагогов».
Участников мероприятия также поприветствовали Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко, Министр просвещения Сергей Кравцов, глава Минобрнауки Валерий Фальков, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, статс-секретарь – заместитель руководителя Росмолодёжи Денис Аширов, председатель Комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых.
Дмитрий Чернышенко назвал событие историческим – это первый в XXI веке Всероссийский педагогический съезд. Ровно 100 лет назад, в 1925 году, состоялся первый Всесоюзный съезд педагогов.
«Сегодня наша государственная образовательная система – одна из лучших в мире. Мы входим в топ-10 ведущих стран как по качеству общего образования, так и по объёму научных исследований и разработок, занимаем лидирующие позиции в международных олимпиадах студентов и школьников. Это результат сохранения традиций советской научной школы и педагогики и решений, реализованных по поручению Президента Владимира Путина Правительством совместно с регионами за последнюю четверть века», – сказал вице-премьер.
Результаты национального проекта «Образование» стали основой для достижения национальных целей на 2030 год и плановый период до 2036 года в рамках новых нацпроектов – «Молодёжь и дети», «Семья», «Кадры» и нацпроектов технологического лидерства.
Дмитрий Чернышенко назвал подготовку Стратегии развития образования на период до 2036 года беспрецедентно масштабным процессом. Для работы над документом было создано 15 рабочих групп – всего почти 1,1 тысячи экспертов, включая педагогов, учёных, представителей работодателей и родителей. В целом группы провели свыше 430 встреч и разработали более 300 инициатив.
При подготовке стратегии и плана мероприятий учитывалась обратная связь. Так, школа остаётся вторым по значимости институтом после семьи в формировании патриотических чувств граждан, индекс гордости за страну вырос в 2,6 раза с 2021 по 2024 год, а доля школьников, желающих уехать за границу, снизилась с 23 до 7% за три года. Положительная оценка системы общего образования выросла вдвое с 2016 по 2024 год. 97% респондентов считают, что молодёжь в России имеет все возможности, чтобы реализовать свои способности.
На портале «Госуслуги» прошёл опрос «Будущее образования в России», в котором приняли участие порядка 340 тысяч респондентов. Обсуждения стратегии прошли в каждом субъекте, был организован централизованный сбор предложений от регионов – в итоге их собрано более тысячи.
Ключевые аспекты изменения образовательной стратегии рассмотрели на стратсессиях у Председателя Правительства Михаила Мишустина, в Государственной Думе в рамках правительственных часов под председательством Вячеслава Володина, на площадке Совета Федерации под председательством Валентины Матвиенко. Всего от депутатов Госдумы и сенаторов поступило около 900 вопросов и предложений.
Вице-премьер отметил, что были сформулированы качественные вызовы, а также цель, миссия, ценности стратегии. Их сопоставляли с основополагающими документами. Основные показатели эффективности стратегии будут отражать верхнеуровневые изменения в образовании – как качественные, так и количественные.
«Сейчас стартует важнейший этап обсуждения стратегии. В августе на педсоветах к дискуссии подключится вся страна, на Форуме классных руководителей подведём итоги. Работа над документом продолжится в течение этого года. А после утверждения стратегии указом Президента мы приступим к формированию плана её реализации. Уверен, съезд станет площадкой для конструктивного диалога, смелых идей и конкретных решений, инициатив, которые укрепят лидерские позиции России в сфере образования», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
В своём выступлении Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о достижениях за последние годы. Благодаря национальному проекту «Образование» в 2019 году началась реализация масштабных инфраструктурных проектов, а образование вновь обрело системность. Вернулась централизация управления, разработаны и утверждены единые образовательные программы и федеральные рабочие программы, синхронизированные с ГИА. Воспитание снова стало неотъемлемой частью образования начиная с детского сада.
В школах и колледжах введены должности советников директора по воспитанию. На смену нескольким десяткам учебников по каждому предмету приходят единые государственные учебники. Благодаря вниманию ко всем предметам, включая новые – «Основы безопасности и защиты Родины» и «Труд», обеспечивается широкий кругозор школьников.
Еженедельно во всех школах страны проводятся занятия «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты». Все школы подключены к единой цифровой платформе – ФГИС «Моя школа» и библиотеке проверенных электронных образовательных материалов.
Сергей Кравцов обозначил важность ключевой темы Всероссийского педагогического съезда – обсуждение Стратегии развития образования.
В рамках реализации комплексной программы предстоит усилить единую систему воспитательной работы на всех уровнях образования, создать инструменты для обновления содержания образования, технологий и методов обучения. Они должны обеспечивать фундаментальность, гибкость и адаптивность основных образовательных программ на основе передовых научных достижений и с учётом изменяющихся запросов государства, общества и рынка труда. Также необходимо внедрить системный подход в организацию и проведение учебного и воспитательного процесса, развить инструменты международного гуманитарного сотрудничества и расширить форматы исторического просвещения.
Кроме того, в числе ключевых задач – обеспечение раннего гармоничного развития способностей каждого ребёнка через математический, естественно-научный, исследовательский, изобретательский, художественный, спортивный и музыкальный компоненты образовательных программ, подготовка высококвалифицированных кадров для экономики, гуманитарной и технологической сфер, другие актуальные задачи.
«Успех реализации стратегии зависит от основного богатства российской системы образования – от педагогов. Их трудом достигаются все образовательные результаты, которыми страна гордится, они в тесном взаимодействии с семьями воспитывают патриотов России, достойных граждан страны, будущих профессионалов, которым предстоит обеспечивать наше лидерство в технических и гуманитарных сферах. Ни искусственный интеллект, ни какие‑то другие информационные технологии никогда не смогут заменить учителя. Потому что духовность, нравственность, культуру, ценностные установки для жизни человеку может привить только человек. Наша задача – окружить педагогов вниманием, обеспечить достойное вознаграждение и условия их благородного труда», – сказал Сергей Кравцов.
Как отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков, комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в Стратегии развития образования, содержится в новой модели высшего образования.
«Все наши ключевые инструменты, которые мы создали в последние годы, – масштабная программа поддержки вузов “Приоритет-2030„, передовые инженерные школы, студенческие конструкторские бюро и многие другие – направлены на то, чтобы трансформировать систему высшего образования. Эту задачу мы сформулировали для себя ещё несколько лет назад и последовательно, целеустремлённо двигаемся к тому, чтобы получить другой результат, осторожно, эволюционно меняя существующую систему. Комплексный ответ на все те вызовы, о которых говорится в стратегии, – переход на новую модель высшего образования», – подчеркнул министр.
Работу Всероссийского педагогического съезда продолжила панельная дискуссия «Голос школы, вуза и колледжа: образование глазами практиков».
Участники и гости мероприятия также посетили выставку достижений образования и экспозицию «Путешествие по России».