Дмитрий Истомин рассказал, как в Тульском онкоцентре применяется искусственный интеллект
Ровно два года назад, 1 декабря в Туле состоялось историческое событие – открытие онкологического центра. За это время параллельно с приемом пациентов врачи осваивали и продолжают осваивать новые технологии и методы лечения. Некоторым пациентам больше не приходится обращаться за помощью к столичным онкологам. Больше о новых возможностях Екатерина Никифорова узнала у главного врача Тульского областного клинического онкологического диспансера Дмитрия Истомина.
Дмитрий Анатольевич, ещё когда только открывали центр, были большие надежды на то, что диагностика и лечение здесь дойдут до уровня столичных медицинских учреждений. Удалось ли этого добиться за эти два года?
Можно смело сказать, что удалось. У нас реализуются все самые современные методы лечения и обследования. Практически всё, что существует в мире в области онкологии, здесь доступно. Мы видим, что всё меньше людей уезжает за пределы Тульской области, а получает обследование и лечение в Тульском областном клиническом онкологическом диспансере.
Строительство онкоцентра существенно расширило наши возможности, прежде всего по амбулаторной помощи и обследованию. У нас появилось огромное здание, которое по площади в несколько раз — в пять-шесть раз больше, чем все площади, которые мы занимали до этого. Теперь один адрес позволяет нам такие возможности. Здесь появилась возможность для приёма множества разных специалистов: врачей-онкологов, хирургов, гинекологов, ЛОР-врачей, неврологов, эндокринологов, кардиологов, реабилитологов, психологов — и этот список можно продолжать. Все они работают для онкологических пациентов Тульской области. Раньше, конечно, таких возможностей не было.
В одном здании сосредоточено огромное количество диагностического оборудования: несколько аппаратов КТ, МРТ, УЗИ, рентген, целый лабораторный корпус. Человек, попадая сюда, понимает, что в одном месте может получить практически все услуги: ему устанавливают диагноз, назначают лечение, и лечение тоже проводят здесь.
Лечебные возможности также колоссально выросли. Раньше мы работали в трёх операционных, сейчас в рутинной практике ежедневно работаем как минимум в одиннадцати, иногда задействуем даже больше. Количество операций выросло в разы. Если раньше мы делали 3500 операций в год, то сразу после открытия сделали уже 7500. Сейчас мы делаем ещё больше. По итогам года, я думаю, мы подойдём к цифре в 10000 операций. Это говорит о том, что все больше людей доверяет нам и не уезжает за пределы Тульской области. Так что ожидания оправдались.
Что нового появилось в этом году? Мы слышали про открытие криобанка.
Действительно, из значимых событий — открылся криобанк. Это позволяет нам заниматься трансплантацией стволовых клеток, что особенно актуально в гематологии. В этом году задача была скромная — провести 9 трансплантаций до конца года. Мы их выполним: половину случаев уже сделали, оставшиеся несколько проведём до конца года. В следующем году, я думаю, количество этих процедур будет больше, и дальше мы будем расширять показания. Возможно, со временем будет ставиться вопрос о трансплантации не только при онкогематологических заболеваниях, но и при лечении солидных опухолей, например, при проведении высокодозной химиотерапии. То есть этот метод будет широко использоваться.
Вы не обходите стороной и современные технологии. Знаю, что применяете искусственный интеллект. Насколько это надёжно? Перепроверяются ли врачами результаты?
Искусственный интеллект действительно применяется у нас в рентгенологии, в цитологических исследованиях. Многие современные аппараты оснащены элементами искусственного интеллекта, которые подсказывают, подсвечивают врачам возможные изменения. Это повышает точность диагностики, облегчает рутинные процессы. Некоторые исследования, в принципе, можно врачу даже не перепроверять, где-то система используется как «второе чтение». В любом случае, это повышает точность и скорость выполнения исследований. Искусственный интеллект не заменяет врача, но существенно облегчает работу медицинских работников.
Сервис для пациентов у вас, знаю, постоянно обновляется. Скажите, что нового также появилось в этом году?
В Тульской области работают несколько сервисов для пациентов, в том числе онкологических. Самый первый сервис, который появился, — это «Медицинский помощник». Сотрудники контактного центра министерства здравоохранения сопровождают пациентов, помогают им записаться на первичный приём к онкологу при наличии направления и показаний.
Какие планы на будущий год?
Планы на будущий год достаточно простые: повышать качество нашей работы, повышать удовлетворённость наших пациентов, продолжать развивать пациентоориентированность. Видеть проблемы, которые есть, и оперативно стараться их решать.
Спасибо большое за интервью.
