Дмитрий Смит: Первую Олимпиаду, куда войдет киберспорт, выиграют россияне

Дмитрий Смит: Первую Олимпиаду, куда войдет киберспорт, выиграют россияне

Российские киберспортсмены — одни из лучших на планете, а то, что их пока зовут не на все международные соревнования, — вопрос времени. Компьютерный спорт в ближайшие годы войдет в программу Олимпийских игр, и чтобы достойно конкурировать на мировой арене, нам нужно готовить будущих чемпионов с детства. Киберспортивные секции должны появиться в каждой школе, колледже и вузе, считает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. В интервью журналу «Российская Федерация сегодня» он рассказал о перспективах отечественного компьютерного спорта и назвал игры, которые могут завоевать мировую популярность.

— Дмитрий Вячеславович, как рассматриваемый Госдумой законопроект о маркировке видеоигр и ответственности их распространителей повлияет на развитие этой отрасли в России?

— Закон этот нужный, правильный, но важно, чтобы регулирование не было избыточным, чтобы вводимые меры не мешали бизнесу, а помогали ему развиваться. Игры — это огромная индустрия, в которой Россия должна конкурировать с другими странами. Поэтому все, что касается базового подхода, мы поддерживаем. Абсолютно согласен, что игры должны отражать наш взгляд на исторические события, наши культурные ценности, наш код.

Но дьявол, как обычно, в деталях, поэтому совместно с российскими разработчиками игр мы направили авторам законопроекта правки на 42 листах.

В частности, если мы говорим про любую регулировку, она не должна бить по карману населения. Если предположить, что нанимается тысяча человек, которые тестируют игры, проверяют их на наличие того или иного контента, естественно, этим людям надо платить. А в конечном итоге за это заплатит все население. Поэтому в нашем понимании эти задачи должен решать сам игродел. Еще один момент: для того, чтобы тестировать игру до того, как она вышла, нужно передавать кому-то код, и здесь возникают такие риски, как промышленный шпионаж.

Никто лучше самих разработчиков свой продукт не знает. Вы можете пройти игру два-три раза и ничего запрещенного или шокирующего не заметить, а на четвертый-пятый — обнаружите контент для взрослых. Поэтому наше предложение, которое уже реализовано в виде добровольного эксперимента, — чтобы игроделы сами выставляли возрастную маркировку и наносили пометки о содержании в сюжете того или иного контента. Естественно, это надо будет контролировать, но именно такая конструкция нам представляется наиболее эффективной.

Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. © Тихонова Пелагия/Агентство «Москва»

— К какой итоговой конструкции, на ваш взгляд, должно прийти регулирование?

— Очень важно, чтобы Россия комплексно решала вопрос с появлением своего игрового движка, но не пыталась бы это сделать в моменте. Я сам двумя руками за то, чтобы у нас было все свое — и компьютеры, и программное обеспечение, и в целом это вполне возможно, но невозможно быстро. Насколько я знаю, сейчас уже есть, по крайней мере, два движка, которые начинают использовать в игровой индустрии. Уже есть достаточно неплохое количество отечественных игр, в том числе и те, которые мы используем для соревнований. Яркий пример — Standoff 2, популярная во всем мире мобильная игра, которую разрабатывают ребята из Казани. Более ранний пример — «Аллоды», отличная игра с российской айдентикой. Несколько лет назад вышла «Черная книга», которая обрела популярность по всему миру. Это не киберспортивные игры, но они вполне интересные. Многим, конечно, знакомы Atomic Heart и Warface.

Россия всегда была богата талантами, в том числе и в игропроме, вспомнить тот же тетрис — непревзойденный в своей простоте и гениальности шедевр, который придумал наш человек.

Но основная проблема в том, что нам сложно конкурировать с огромной индустрией, которая на Западе развивалась много лет. Кроме того, нет ни одного человека на Земле, который мог бы на старте сказать, что вот эта игра выстрелит и взлетит. Это невозможно. Поэтому нужно сделать десять, а иногда и двадцать игр, прежде чем одна из них обретет настоящую большую популярность.

Нужна системная работа, и в целом Россия в этом направлении движется. Институт развития интернета регулярно выдает гранты на разработку отечественных игр с нашей культурной направленностью. Есть относительно небольшие гранты, по 9-15 миллионов, на создание мобильных игр. Но есть и действительно крупные проекты.

Комитет Госдумы поддержал законопроект о маркировке видеоигр

— Нашумевшую «Смуту» кто только не раскритиковал!

— Положа руку на сердце, игра эта вполне приличная, но ее предварительно так сильно раскрутили, что некоторые разочаровались, потому что этот пиар-эффект не соответствовал их ожиданиям. Да, это, наверное, не шедевр, тот же Atomic Heart в моем понимании гораздо лучше, но тех денег, что в нее вложили, «Смута» вполне себе стоит.

— Что сегодня собой представляет киберспорт в России?

— В этом году наша федерация отметила юбилей — 25 лет. За это время мы провели больше десяти тысяч российских и международных соревнований, в которых приняли участие больше 2,5 миллиона киберспортсменов со всего мира. Общий призовой фонд за все это время превысил 300 миллионов рублей. Киберспортивных турниров в России проходит огромное количество.

Если в среднем по прошлому году, то мы проводили по семь соревнований в день, и везде участие было бесплатным, и везде люди могли заработать.

Что касается количественного состава, то его можно оценить по-разному, как и в любом другом виде спорта. Если говорить о профессиональных клубах, то речь идет о нескольких сотнях. А если мы говорим про людей, которые регулярно участвуют в соревнованиях и зарабатывают деньги, то это уже десятки тысяч.

— Какая инфраструктура нужна для занятий этим видом?

— Человек может прийти в компьютерный клуб, которых тысячи в нашей стране. Он может прийти в специализированную секцию — таких сотни. Но он может просто сидеть дома, занимаясь с тренером онлайн, и это уже не поддается исчислениям. Сейчас есть проекты по созданию фиджитал-центров, представляющих единое пространство для занятий классическими и цифровыми видами спорта. Мы считаем, что сейчас есть определенная нехватка организованных спортивных секций и региональных клубов. При этом практически во всех вузах и во многих колледжах и техникумах есть спортивные клубы по киберспорту, большинство из них имеют свою площадку. То есть вузы организуют компьютерную технику, проводят занятия, регулярные тренировки, студенты участвуют в соревнованиях. Стоит задача расширения школьных секций. Нашим видом могут заниматься ученики с 12 лет, а соревноваться — с 14 лет, это требования Министерства спорта Российской Федерации.

— Искусственный интеллект уже поставили себе на службу?

— Безусловно, ИИ интегрирован и в образовательные программы, и в тренировочный процесс. Существует несколько сервисов, которые на начальном этапе заменяют тренера. Нейросеть анализирует игру человека, указывает на ошибки. Есть уже и отдельные соревнования, где вместо спортсменов участвуют программы с ИИ.

© Тихонова Пелагия/Агентство «Москва»

— Как вы работаете с негативным восприятием киберспорта в обществе и среди старшего поколения?

— Представление о том, что компьютерный спорт — это бесполезное развлечение и блажь, постепенно уходит. Здесь во многом надо сказать спасибо Президенту России Владимиру Путину, который неоднократно подчеркивал важность киберспорта.

У нас есть его поручение о проведении ежегодных международных соревнований на Дальнем Востоке, есть рекомендации со стороны Министерства просвещения Российской Федерации о том, что в школах имеет смысл вводить занятия по киберспорту.

Период отрицания, мне кажется, прошел. Но в то же время многие родители не понимают и не разделяют спорт и гейминг, им может быть трудно идентифицировать, занимается их ребенок спортом или развлекается. Поэтому мы уделяем большое внимание просветительской работе, у нас есть несколько десятков научных статей, вышел учебник по киберспорту для вузов. Есть рекомендации для секций, в том числе и по работе со школьниками. Ну, а родителям как всегда нужно и важно понимать, чем живет их ребенок.

Мы провели исследование, сравнив когнитивные способности традиционных спортсменов и киберспортсменов, потому что периодически на нас происходит накат, мол, киберспорт отупляет.

Так вот оказалось, что у киберспортсменов выше показатели многозадачности, у них выше скорость реакции, они быстрее. Более того, исследование показало, что люди, которые занимаются киберспортом, за компьютером проводят меньше времени, чем те, которые просто играют. То есть киберспортом можно заниматься не только без вреда для здоровья, но и с пользой.

— Какие преференции получают киберспортсмены?

— Мы активно работаем со школьным сообществом, с 2018 года у нас ежегодно проходят соревнования. В этом году в Школьной лиге приняли участие 77 регионов. Студенческие соревнования мы проводим с 2016 года, начинали с 91 вуза и ссуза, а сейчас их 596 из всех 89 субъектов РФ. Многие вузы добавляют баллы к ЕГЭ при поступлении, если у человека есть спортивный разряд. А студенты, которые уже учатся, получают дополнительные спортивные стипендии.

— А что по размеру призовых?

— Призовой фонд на наших турнирах в пределах 3-5 миллионов рублей. Деньги в киберспорте есть, но я очень не хочу, чтобы они были основной движущей силой для спортсменов. Спортивный разряд — это признание заслуг, а не льгота, которую можно монетизировать.

— Каковы перспективы вхождения киберспорта в олимпийскую семью?

— После последних Олимпиад, видя, что там происходит, я, честно говоря, уже не очень уверен, что этого хочу. Раньше, конечно, мечтал, что мы станем частью олимпийской семьи, и если смотреть глобально, то киберспортивное сообщество слишком большое, чтобы его игнорировали.

И здесь скорее само Олимпийское движение хочет, чтобы мы стали его участниками.

Киберспортивные турниры уже проходили в рамках Олимпиады в Токио в 2021 году, а на Азиатских играх наш спорт представлен уже восемь лет. В следующем году будет проводиться отдельная киберолимпиада. Это направление движения уже не остановить.

Интересы киберспортсменов учтут в законопроекте о видеоиграх

— Верите, что будут и российские олимпийские киберчемпионы?

— Безусловно, ведь и по итогам прошлого года ряд российских киберспортсменов были признаны лучшими в мире. Мы все 25 лет были на первых местах, и нет никаких сомнений, что, если это станет частью Олимпиады, медали у нас будут.

© Ведяшкин Сергей/Агентство «Москва»

— Как происходит селекция профессиональных спортсменов?

— У нас есть проект «Территория boost», в рамках которого мы ищем таланты по всей России, зовем их на соревнования, где ребят отсматривают скауты из профессиональных команд. Второй путь — мы анализируем внутриигровые рейтинги, то есть этим занимаются те же скауты, которые следят за спортсменами, достигшими высокого уровня. В онлайне проходит множество соревнований, в которых можно бесплатно участвовать и по итогам которых лучших мы замечаем и отслеживаем. Используем все те инструменты, что есть в традиционном спорте, но дополняем их возможностями, которые нам дает интернет.

— Как отечественный киберспорт чувствует себя на мировой арене в условиях санкций?

— Здесь история очень простая: есть санкции, а есть спортсмены. Санкции, кстати, постепенно становятся мягче, на все большее количество соревнований нас допускают под российским флагом. Это наше условие, которое мы проговариваем со всеми организаторами международных турниров, куда направляем команды: флаг должен быть обязательно, а если регламентом предусмотрено исполнение гимна, то он должен прозвучать. Потому что российские спортсмены — это не просто люди, представляющие Российскую Федерацию, это люди, которые являются мастерами своего дела, с их участием соревнования становятся более зрелищными. Они имеют фанатов по всему миру, за соревнованиями, где участвуют наши спортсмены, следит больше людей.

Соревнования, куда все еще не хотят допускать россиян, как правило, связаны спонсорскими контрактами. То есть если они нас позовут, то у них отвалятся спонсоры, которые в силу санкций не могут поддерживать турниры, где участвуют наши спортсмены.

При этом личное общение с организаторами у нас идет на ура, они всегда готовы нас звать. Россия проводит множество своих соревнований. В прошлом году мы проводили студенческий турнир, на который подали заявки больше 40 стран, а представители 16 лучших приехали лично. В этом году уже провели турнир в формате БРИКС+, где участвовали спортсмены из 21 страны. Сейчас собираем заявки на новые соревнования и уже получили письмо от американской команды. В общем, все эти санкции имеют искусственную природу, спорту и спортсменам они не нужны.

— Какие тренды развития киберспорта вы считаете наиболее перспективными в ближайшие пять лет?

— Первое: мобильный киберспорт будет продолжать развиваться. Уже сегодня соревнования собирают тысячи участников и болельщиков.

Второе: будет появляться больше отечественных игр, они будут занимать большую долю рынка, становясь более интересными и привлекательными. Я очень рассчитываю, что появятся полноценные российские игровые движки, которые позволят индустрии выйти на новый уровень.

Третье: если мы говорим непосредственно про спорт, то я рассчитываю, что с нас окончательно снимут все санкции.

И последнее: во всех школах появятся уроки киберспорта, на которых ученики будут не играть, а тренироваться, где им будут прививать навыки, дисциплину, командное взаимодействие, умение принимать решения в условиях неполной информации, в условиях нехватки времени. То есть киберспорт будет расти и количественно, и качественно.

Вторые Игры будущего пройдут в Абу-Даби в декабре  

Парламентская газета Парламентская газета

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025