Доктор экономических наук рассказал ярославцам об инфляции

Доктор экономических наук рассказал ярославцам об инфляции

Инфляция – процесс драматический, стихийный или закономерный и прогнозируемый? Разбираемся с доктором экономических наук, профессором кафедры финансов и кредита экономического факультета ЯрГУ имени П.Г. Демидова Дмитрием Вахрушевым.

Инфляция – одна из традиционных проблем для российской экономики. После периодов гиперинфляции в 90-е и высокой – более 10% – инфляции в нулевых, в 2016–2020 годах рост цен относительно стабилизировался и находился вблизи цели Банка России в 4%. Однако в 2020 году началась пандемия коронавируса, которая потребовала масштабных мер поддержки. Наряду с дисбалансами спроса и предложения на многих рынках это привело к усилению инфляции в 2021 году. Весной 2022 года случился новый инфляционный шок. Цены сильно выросли на фоне беспрецедентных международных санкций, разрыва логистических цепочек, ограничений на импорт. Сыграл свою роль и ажиотажный спрос. В дальнейшем наша экономика стала подстраиваться под новые условия. По итогам 2023–2024 годов ВВП страны ежегодно возрастал более чем на 4% – такого роста у нас не было с нулевых. Однако одновременно мы имеем и очень высокую инфляцию.

В поисках баланса

Цены растут – это объективная реальность. В Ярославской области ситуация в целом аналогична федеральной картине, если судить по индексу потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги. Росстат их постоянно фиксирует, а Отделение Банка России по Ярославской области анализирует динамику. Собирая такую аналитику со всех регионов страны, Центробанк принимает решение в том числе по установлению ключевой ставки.

Что касается актуальных данных Росстата, то за май 2025 года в Ярославской области инфляция составила 10,48% – рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Сильнее остальных товаров за год подорожали картофель и другие овощи и фрукты (28,69%), рыбопродукты (18,34%), масло и жиры (22,83%).

Услуги повысились в стоимости по всем фронтам, и в первую очередь пассажирский транспорт (20,43%), услуги организаций культуры (16,75%), телекоммуникационные (15,43%).

Однако есть и те товары, цены на которые снизились. Лидируют по темпам удешевления яйца куриные – сейчас они стоят на 19,54% меньше. Покупатели, правда, заволновались. Некоторые увидели даже какой-то подвох: к подорожанию-то всего и вся мы уже привыкли, а тут подешевело. На фоне роста предложения и уменьшения спроса пошло затоваривание яйцами. А следом – снижение цен. Продукт-то скоропортящийся! Яичницу по 130–140 рублей за десяток готов себе делать далеко не каждый.

Также подешевели, пусть и незначительно, галантерейная продукция, телерадиотовары, средства связи, персональные компьютеры – в частности, за счет укрепления курса рубля к доллару и евро.

Картофель и плодоовощная продукция сейчас повторяют прошлогоднюю ситуацию с яйцами. Причина повышения цен – сокращение посевных площадей под картофель на фоне рекордного урожая и соответственно низких цен 2023-го. К началу этого года запасы урожая стали заканчиваться, что и привело к росту стоимости. В свою очередь текущие высокие цены стимулируют аграриев активнее наращивать производство, поэтому осенью можно ожидать снижения цен.

Говоря об инфляции, нельзя не затронуть проблему ее субъективной оценки. Не секрет, что многие из нас воспринимают ее «сердцем» намного выше, чем статистические 10%. Почему так происходит? С одной стороны, мы склонны обращать большее внимание на рост цен на те или иные товары, так как это негативно сказывается на нашем кошельке. И наоборот – снижение цен нас не беспокоит. При этом у каждого человека свой индивидуальный набор потребляемых товаров и услуг, а значит, своя личная инфляция, которая, скорее всего, не будет совпадать с данными Росстата.

Нельзя не учитывать, что инфляция в первую очередь негативно отражается на людях с невысоким уровнем доходов. Их потребительскую корзину, как правило, составляют продовольственные товары, услуги ЖКХ, пассажирский транспорт – то, что растет в цене сильнее, чем непродовольственные товары.

Спрос рождает...

Каковы причины текущей высокой инфляции? Их очень много, они разнообразны и способны усиливать друг друга. Причем комбинация факторов, объясняющих высокие темпы роста цен, уникальна. Никогда раньше эти факторы в таком сочетании не встречались. Давайте назовем некоторые из них.

Проблему с ограничениями поставок отдельных товаров из-за границы вследствие санкций мы уже упоминали. Когда сокращается предложение каких-либо товаров, то при неизменном спросе цены на них растут. Таков закон экономики. В этот момент граждане активизируют покупки, что разгоняет цены еще больше. Причем речь идет не только о потребительских товарах, завозимых из-за рубежа. Многие наши производители закупали импортные комплектующие. Достаточно вспомнить пачку бумаги формата А4 по 2 тысячи рублей в марте 2022 года. Одновременно с этим обход санкций, параллельный импорт выходят дороже, что заставляет производителей перекладывать растущие издержки в цены.

Далее. Изменившаяся макроэкономическая и геополитическая ситуация потребовали от государства существенно нарастить бюджетные расходы – как для стимулирования экономики и соцсферы, так и для обеспечения национальной безопасности. Если в 2021 году расходы федерального бюджета были запланированы на уровне 21 трлн рублей, то на текущий 2025-й – уже более 41 трлн.

Каналов влияния роста бюджетных расходов на инфляцию много. Ряд отраслей экономики нуждается в стимулировании, отдельные категории граждан – в поддержке. Это особенно заметно в строительной сфере, которая традиционно считается локомотивом экономики.

У кого растут зарплаты?

Наибольший прирост бюджетных расходов приходится на национальную оборону. Если в 2021 году они составляли около 3 трлн рублей, то сегодня – более 13 трлн. В текущих условиях оборона для нашей страны является безусловным приоритетом, существенно увеличены объемы гос­оборонзаказа.

Предприятия, выпускающие военную продукцию, для наращивания выпуска предъявляют повышенный спрос на сырье, материалы, иные факторы производства. И это происходит по всей цепочке поставок. Задействованы тысячи предприятий, в том числе из гражданских отраслей. А ресурсы ограничены, поэтому цены на них растут. В том числе наблюдается колоссальный дефицит кадров, безработица находится на исторически низком уровне – 2,3%. Предприятия вынуждены переманивать персонал друг у друга, увеличивая зарплаты.

По данным за первый квартал 2025 года, в Ярославской области средняя заработная плата превышает 67 тысяч рублей. Это на 15% больше, чем годом ранее. А по России в целом – более 92 тысяч, рост за год также на 15%. Такие цифры подтверждают сложную ситуацию на рынке труда.

Кстати, со стороны граждан к данному показателю также зачастую предъявляются претензии по адекватности статистических оценок. Здесь надо учитывать, что это именно средний показатель. И негативно он воспринимается потому, что граждан с высокой зарплатой меньше, чем с низкой.

Это еще одна проблема – уровень дифференциации общества по доходам. Потому оценку динамики оплаты труда нередко дополняют показателем медианной зарплаты – середина выборки, то есть одна половина граждан зарабатывает меньше этого уровня, а другая – больше. И здесь количественное значение, как правило, существенно ниже, чем по средней зарплате – процентов на 30.

Чей кошелек под ударом?

Среди прочих инфляционных факторов можно назвать отдельные меры налоговой политики. Например, повышение утилизационного сбора на автомобили приводит к росту цен на них. Или индексация тарифов РЖД и других естественных монополий.

Так, с 1 июля тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в среднем по стране вырастут на 11,9%, что значительно выше цели по инфляции в 4%. При этом растет административная нагрузка на бизнес – расширяется перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке «Честный знак», увеличиваются затраты предпринимателей и многое другое.

С одной стороны, все приведенные примеры имеют свою аргументацию и весомые причины – государство нуждается в дополнительных средствах для финансирования возросших расходов, важно защищать отечественных производителей, тарифы монополий должны покрывать их возросшие затраты, в том числе и на оплату труда, и т.д. Однако одновременно мы здесь видим и инфляционные последствия.

Тема для дискуссий

Какой же у нас основной инструмент борьбы с инфляцией? Это денежно-кредитная политика Банка России, прежде всего ключевая ставка.

Изменение ключевой ставки влияет на инфляцию комплексно, через ряд каналов. Это очень сложный передаточный механизм, в который вовлечено значительное количество причинно-следственных связей в экономике. Основное воздействие реализуется посредством процентного канала – когда изменение ключевой ставки отражается на ставках по депозитам и кредитам в коммерческих банках.

Чем выше ключевая ставка, тем выше проценты по вкладам и кредитам. Начиная с середины 2023 года, когда проблема с раскручиванием инфляции стала очевидной, Банк России неоднократно повышал ставку – в результате она выросла с 7,5% до 21%.

Такое повышение привело к усилению сберегательной активности граждан – становится выгоднее сберегать, а не потреблять, а значит, спрос в экономике охлаждается.

За 2024 год прирост срочных вкладов в банках составил 12 трлн руб. (с 27,4 до 39,4 трлн руб.) или 44%! Это рекордный показатель. Очевидно, что если бы уровень ставок остался прежним, то большая часть этих триллионов была бы направлена в экономику в виде спроса, а значит, цены выросли бы еще сильнее. Одновременно повысились ставки и по кредитам, что привело к сокращению кредитной активности как граждан, так и бизнеса.

В случае с населением антиинфляционный эффект достигается за счет снижения спроса на товары, покупаемые в кредит.

А еще в текущем году мы видим достаточно существенное укрепление рубля. На динамику валютного курса традиционно наибольшее влияние оказывает соотношение между экспортом и импортом. Начиная с 2025 года наблюдается сокращение импорта, что способствует росту курса нашей валюты. И основная причина высокой ключевой ставки – наши граждане стали меньше покупать иностранных товаров. Кто-то делает выбор в пользу выгодных вкладов, а кто-то не может купить товар в кредит (например, автомобиль) из-за высоких ставок. В свою очередь укрепление рубля положительно отражается на снижении инфляции, так как существенная часть потребляемых нами товаров привозится из-за рубежа.

Жесткая денежно-кредитная политика, несмотря на антиинфляционное влияние, тем не менее достаточно болезненно отражается на развитии экономики. Из-за высоких ставок по кредитам многие предприятия сталкиваются со снижением объемов продаж, ростом издержек из-за возросших процентных платежей, сокращением инвестиций. Поэтому тема денежно-кредитного регулирования сейчас одна из самых обсуждаемых, и здесь есть масса дискуссионных вопросов.

Закончить можно на осторожно-оптимистичной ноте: Банк России 6 июня принял решение о снижении ключевой ставки. Пока снижение несущественное – с 21% до 20%. Однако само по себе такое решение свидетельствует о том, что наблюдаемое замедление инфляции приобретает устойчивый характер. И есть основания полагать, что инфляция и далее продолжит снижаться, вслед за чем смягчится и денежно-кредитная политика. При этом динамика цен на отдельные товары и услуги по-прежнему будет различной и зависимой от совокупности индивидуальных факторов, влияющих на спрос и предложение.

 

Ярославский регион Ярославский регион

21:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025