Доктор медицинских наук, «Волонтёр года – 2021» рассказал, как успевает совмещать работу и воспитание четырех детей

Доктор медицинских наук, «Волонтёр года – 2021» рассказал, как успевает совмещать работу и воспитание четырех детей

Павел Вячеславович Бережанский – доктор медицинских наук, врач-педиатр, пульмонолог, член Центрального штаба Народного фронта, победитель в номинации «Волонтёр года – 2021» международной премии «Мы вместе», выпускник Ярославской государственной медицинской академии. Работает на кафедре детских болезней Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и в детских больницах Московской области. В ходе научно-практической межрегиональной конференции «Основополагающие принципы развития респираторной медицины в педиатрии» Павел Бережанский побывал в ЯГМУ и ответил на несколько вопросов о профессии, исследовательской работе, волонтерстве и даже поделился своим рецептом управления временем. 

– Павел Вячеславович, почему в свое время вас привлекла именно педиатрия? Ведь вы когда-то изучали вычислительную технику. 

– Если говорить про педиатрию, у меня среднее образование программист – администратор компьютерных сетей. В школе я выиграл Всероссийскую олимпиаду по математике, и любой технический вуз брал тогда без экзамена. Поехал в Петербург, в ЛЭТИ (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова (Ленина) учиться на программиста, поступил на программиста, но после полугода обучения понял, что программистом вообще не хочу быть. Получилось так, что я поехал в Сыктывкар, в Республику Коми. А там работала выездная приемная комиссия, можно было сдать экзамены в медицинскую академию в Ярославль. И я подумал: «Я хочу в медицинский». Все сдал, приехал в Ярославль учиться. Потом с родителями мы вспоминали, что, когда я еще в 11-м классе учился, в 2002 году, мы приехали в Рязанскую область, и там мы с мамой попали в большой крестный ход. Десятки тысяч людей, наверное, там были. Приезжал Патриарх, тогда это был Алексий II. И подходит к нам охранник Патриарха Алексия II и говорит, пойдемте со мной, тебя Патриарх зовет. Позвали меня, женщину одну и мужчину одного. Не знаю почему, случайно, наверное. И вот мы разговаривали, и он мне подарил икону Троицы и икону святого Пантелеимона. И Патриарх тогда сказал: «Ты будешь помогать людям». Я не обратил тогда на это внимание, мне было 17 лет, 11-й класс. Но вот как-то волею судьбы через несколько лет вспомнили, что была такая история. Икона до сих пор у меня дома. Когда учился в ординатуре, мама переживала, что я пошел на педиатра. Почему выбрал работу с детьми – потому что это всегда положительные эмоции. Дети всегда улыбаются, даже если им совсем тяжело, плохо. Они всегда говорят: «Здравствуйте, доктор». Когда тебе ребенок с хронической патологией на вопрос,как дела? – отвечает: у меня все отлично, ты понимаешь, что все твои проблемы, это вообще не проблемы! Ну и, конечно, положительные эмоции. Если ты идешь на работу, и тебе 10 человек улыбнутся, значит, ты выбрал счастливую работу.

– Вы учились на врача в Ярославле, что дала вам Ярославская государственная медицинская академия, как тогда назывался вуз, помимо специальности?

– Самое важное, это, конечно, люди. Это мои преподаватели, с которыми все 6, 8 лет и дальше по жизни иду, и люди, с которыми учились на одном курсе, в одной группе. Мы собираемся, встречаемся постоянно. Человеческий капитал, вот так это назову, это, наверное, самое важное! Если с точки зрения науки, наверное, медакадемия в тот момент повлияла на меня. Я ведь приехал из далекого маленького города, когда приезжаешь, видишь профессоров, заведующих кафедрами, хочется стремиться к большему, что-то делать, это такой, знаете ли, не «волшебный пинок», а заряд двигаться вперед, догонять, учиться чему-то новому. Это очень важно. И, конечно же, медакадемия дала мне жену! Мы уже 18 лет женаты, а учились в одной группе. И опять же вспоминаем теперь, что, наверное, это судьба: она в первый год не поступила, хотя окончила школу с золотой медалью, но не прошла на лечебный факультет. Потом проработала год санитаром в педиатрии и сказала: я буду только педиатром. И сейчас работает участковым педиатром. Вот три пункта, самые важные, которые дала мне академия, и все они связаны с людьми!

– Почему вы решили начать работать именно участковым доктором?

– Даже не знаю, как начать. Когда учился в Ярославской медакадемии, учился днем, а на вечернем учился в Ярославском филиале Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, который тогда был в МЭСИ, то есть я одновременно с медицинским окончил экономический. И когда окончил, заработные платы у врачей были очень маленькие, и первые два года я, если честно, не работал в медицине. Супруга – врач-педиатр пошла работать в стационар. Пока работал не в медицине, стал работать над диссертацией. Ирина Михайловна Мельникова как раз была научным руководителем по кандидатской диссертации. Тогда я не знал, стоит ли сужать специализацию до какого-то профиля, и когда года два прошло, относительно встали на ноги, появился запас прочности, уверенность, и я понял, что надо возвращаться в педиатрию. У меня даже не было мысли пойти на какую-то другую работу, кроме как на участкового педиатра. Я 9 лет отработал участковым врачом-педиатром в сельской местности в Московской области, куда мы переехали, и дальше бы работал. Мне очень нравилось работать. Участковой работы бояться не стоит, это настолько классно! Во-первых, ты общаешься со своим участком, ты знаешь всех детей, и тех, кого ты посмотрел на первом патронаже новорожденными, через 9 лет это уже третьеклассники, четвероклассники. Получаешь огромное удовольствие! Это широкий профиль, ты работаешь с иммунологией, аллергологией, с железодефицитными анемиями, бронхолегочными заболеваниями, кругозор расширяется. Конечно, все зависит от доктора и, наверное, зависит от поддержки докторов постарше, тех, кто может направить. Действительно, если тебя просто «кинули», сказали, иди работай и все, ничего тебе не расскажем, то работать, наверное, тяжело. Пока я работал участковым врачом, защитил кандидатскую диссертацию, начал набирать материал на докторскую диссертацию. За 9 лет был и участковым врачом, и главным врачом был три года. Но даже пока я был главным врачом, я все равно вел прием, принимал пациентов, один день в неделю я все равно был врачом-педиатром. И понял, что организационная работа врача, главного врача – не моя. Мне нужно больше практики. Вообще люблю всегда совмещать разные виды деятельности, но вот быть врачом именно с практикой, практикующим, для меня важно. Потом меня позвали открывать отделение пульмонологии в Морозовской больнице, пригласили туда. С нуля открывали отделение, набирали коллектив докторов, учились вместе по этому направлению.

– Как вы пришли к созданию прибора для ранней диагностики астмы. Почему именно на диагностике этого заболевания сосредоточились?

– Это, наверное, увлечение еще студенческое. Старшие курсы, и старший ребенок. Когда мы были студентами, на втором курсе я женился, на третьем курсе первый ребенок родился, второй на шестом курсе, и потом третий, четвертый ребенок. И у старшего были частые обструкции. Возникла идея, как сделать так, чтобы это у пациентов не развивалось, выявить факторы риска. Как раз благодаря учебе на кафедре госпитальной педиатрии, где мне преподавали пульмонологию Ирина Михайловна Мельникова (сейчас профессор, заведующая кафедрой педиатрии №1 в ЯГМУ) и Александр Александрович Павликов (сейчас он заместитель директора института педиатрии и репродуктивного здоровья ЯГМУ), как-то пришли к капилляроскопии. Громко, наверное, этот прибор будет называть – для ранней диагностики астмы. Это средство выявления фактора риска, потому что бронхиальная астма – это гиперсекреция слизи, спазмы и так далее, все это происходит на уровне капилляров, и на уровне капилляров мы можем выявить, что капилляр отекает, и эта жидкость выходит в ткани из-за этого патогенез и запускается. И вот стали искать возможность, как сделать прибор. И из большого капилляроскопа, он у нас уменьшался, уменьшался и стал такой маленький, ручной. Буквально сейчас прошли этап регистрации на токсикологию, электрохимические излучения, и сейчас будет последние два этапа регистрации как медицинского прибора. Его мы представляли на международной конференции по аллергологии в Армении, получили первое место. В этом году думаем представить его в Португалию, уже получив регистрацию как медицинский прибор. Мы его пока назвали портативный капилляроскоп. Апробацию проводили в пяти точках: в Новосибирске, в Хабаровском крае, в Республике Коми. Раньше он должен был соединяться с персональным компьютером, теперь мы сделали, чтобы его можно было соединить с телефоном, с планшетом. Задача стоит, чтобы в каждом удаленном ФАПе, маленькой амбулатории, где нет специализированной медицинской помощи, можно было бы провести хоть на телефоне исследование, и благодаря телемедицине это скинуть куда-то в облако, чтобы врач в Москве, в Ярославле, в Петербурге посмотрел и оценил. Изначально, чтобы оценил врач, а теперь, думаю, подключить и искусственный интеллект для этого. С последним прибором – хоть в лесу проводи исследование. Так из личной проблемы и интереса пришло такое решение.

– Кроме медицинской деятельности, вы занимались волонтерской работой. Как и почему началось ваше волонтерство?

– В моем случае это все-таки медицинское волонтерство. Пожалуй, это даже не волонтерство, это образ жизни, состояние, потому что всегда профессия врача не ограничивает, а позволяет помогать кому-то. Когда ты кому-то помог, это воспоминание долго остается с тобой! Кто-то тебе сказал спасибо, и ты становишься более счастливым. Я, наверное, делал это всегда, начиная со школы. Когда объявили пандемию COVID, доктора в возрасте 55+ ушли на самоизоляцию. Учитывая огромный дефицит, особенно в педиатрии, в участковом звене, на весь район у нас осталось тогда, наверное, 5 педиатров, кто остался работать: я, супруга, и еще пара педиатров. Остальные или ушли на скорую помощь, или на самоизоляцию. В первый же день я купил много простых телефонов, много симок. И в этот момент проявилась сила социальных сетей: я написал, что есть номера телефонов, с утра работаю, а после работы на все ваши вопросы вечерами отвечаю. Для родителей очень важен момент поддержки, чтобы они были уверены! Сначала было в день 5 – 10 сообщений, потом 300 – 400 сообщений. Думал, что это будет локально, в нашем Одинцовском районе, но опять же проявилась сила социальных сетей, это стало гораздо более широкой историей, самые далекие сообщения были из Калининграда, Хабаровска, Германии. Но самые далекие, несколько сообщений были из Майами. И каждую неделю я писал отчет – столько-то пациентов было. Первые недели это был вопросы про ОРВИ, потом, видимо, переслали мои контакты, и появились бытовые вопросы – как вводить прикорм, что делать, если ожог получили. И в течение полутора лет мы вот так отвечали. И на те вопросы, которые накопились, все равно некоторые ответы были стандартными, мы систематизировали ответы и просто передали в кол-центры, которые сделали в 18 регионах и куда могли позвонить пациенты. Например, пациент говорит: «У меня температура, что делать?». Тут уже были готовые алгоритмы, мы их передали. Ездил по этим кол-центрам, отдавал им готовые скрипты, как надо отвечать. Это очень простая история. На самом деле, все решил один день – пандемию объявили, и сразу купил симки и начал действовать. И все получилось. 

– Вы член Центрального штаба Народного фронта, почему среди огромного количества общественных или политических организаций вы выбрали именно Народный фронт?

– Во-первых, это организация, которую слышат. И это возможность передать проблему, боль людей, например, первому заместителю руководителя Администрации Президента Сергею Владиленовичу Кириенко, сопредседателю Народного фронта Леониду Михайловичу Рошалю. Можно озвучить любую проблему, потому что это очень открытая площадка! Каждый понедельник в 12:00 Леонид Михайлович Рошаль, который в Народном фронте заведует направлением здравоохранения, всех собирает онлайн или очно, и все наболевшие вопросы, проблемы, которые поступают на горячую линию или от нас, мы можем озвучить и обсудить. Народный фронт – это возможность передать проблему для решения выше и это возможность общаться с людьми, которые с тобой на одной волне. И еще это возможность учиться, расти. У нас в центральном штабе огромное количество интересных людей, управленцев, опыт которых может помочь. И мне этот опыт действительно помог, когда я стал финалистом «Лидеров России» по здравоохранению, потому что действительно использовал те моменты, которые мне подсказали старшие коллеги.

– У вас четверо детей, вы врач, исследователь, член Центрального штаба Народного фронта. Как вы все успеваете?

– Все успеть, конечно же, нельзя. Но надо пытаться. Во-первых, ставятся приоритеты. Во-вторых, очень важна поддержка супруги, коллег. Даже когда опросы врачей проводили, и было более 80 тысяч опрошенных, на вопрос, что вас мотивирует оставаться и работать в профессии, на первом месте был ответ – это общение с коллегами, на второй позиции было рабочее место, чтобы был стол, кабинет, а только на третьем месте зарплата. А для себя у меня много маленьких лайф-хаков. Сам себе сделал еженедельник с задачами на неделю, где у меня есть задача приоритетная такая-то, и я каждую неделю себе их распечатываю, мне очень удобно, какие задачи, когда делать, прямо такой ежедневный лист. Обязательны правила – они должны быть. Важное для меня правило – 20 минут в день с детьми. С каждым ребенком, даже если пришел поздно вечером, 20 минут минимум, с каждым ребенком я проведу отдельно, не все в куче, и буду делать то, что скажет ребенок! Хочет книжку читать, хочет подушками драться, хочет готовить – будем читать, драться подушками, готовить, и на это обязательно у меня по 20 минут на каждого. Есть правило, два раза в месяц свидание вместе с женой. Это обязательно, иначе в рутине можно совсем затеряться. Одно свидание организую я, другое – она. Сходить, прогуляться куда-то, хоть на речку, заварить чай в термосе и посидеть вместе, поболтать. Три года уже или четыре это работает. По работе большое количестве четких правил, что надо сделать важного. Задачи пишу, и какая-то одна важная задача в день, которую надо решить. Хобби есть – сказки пишу, рассказы какие-то. Две книжки издал на медицинскую тему. Каждый день, если ты что-то любишь, надо делать по чуть-чуть. Обычно я на это нахожу утром 10 – 15 минут. Мне проще встать раньше, в 5.20, сделать зарядку, позаниматься тем, что мне нравится, почитать, а потом дальше ехать. Но все не успеть никак.  

– Как оцениваете изменения, которые произошли в ЯГМУ в последнее время, с вашей точки зрения, с учетом вашего профессионального и управленческого опыта, что даст создание института педиатрии и репродуктивного здоровья?

– Если говорить о международном опыте, такие структуры, как институты, способствуют развитию управления знаниями, интеллектуальным капиталом. Если говорить о медицине –интеллектуальный капитал преподавателей, врачей, это 90% успеха клиники, больницы, и это важно для пациентов! Образование институтов всегда способствует как раз управлению знаниями. Другой важный момент – образование таких институтов способствует развитию коммуникации между подразделениями. Если мы говорим о педиатрии, то действительно, ребенок появляется на свет еще в голове родителей, когда его еще нет внутри у мамы! И начиная с этого периода действительно, если есть возможность, фертильное здоровье, материнство, детство отработать и провести ребенка до 18 лет, это, конечно, будет большой плюс для всей медицины. Первые три года жизни, первые 1000 дней жизни ребенка – самые важные. Как раз в первую тысячу дней входят 9 месяцев, когда ребенок находился внутриутробно. Поэтому институт, с точки зрения медицины, помогает провести полное сопровождение ребенка. С точки зрения науки, это дает возможность изучения факторов риска, потенциал здесь становится шире. Кроме того, когда человек приезжает на научную конференцию как представитель института – это, конечно, более престижно. Надеюсь, что будут появляться в дальнейшем и новые институты, например, генетики или инновационных технологий и так далее. Расширение – это новый потенциал для докторов, новые возможности учиться дальше и совершенствоваться. 

– Что бы вы пожелали будущим докторам, студентам, которые только поступили в ЯГМУ?

– В первую очередь, конечно же, учиться! Наверное, пока учитесь, надо обязательно участвовать в конкурсах – научных, творческих. На мой взгляд, это помогает развиваться, пробовать свои силы. Второе – дружить. Надо дружить и с преподавателями, и со своими однокурсниками. Это очень важно! Дружба в будущем поможет в любых ситуациях. Важно и такое правило – заботиться о себе, о своих близких, о своем здоровье, потому что, если ты психологически крепок, если ты здоров, тебе все в разы будет проще даваться, и ты никогда не выгоришь на работе. К сожалению, медицина такая профессия, где очень многие выгорают. Но если ты с института, с университета будешь знать, как с этим бороться, заботиться о своем здоровье, то дальше тебе ничего не страшно! 

 

«Ярославский регион» «Ярославский регион»

06:05
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025