Доля агрегаторов растет: хватит ли на всех туристов?

Доля агрегаторов растет: хватит ли на всех туристов?

Объем рынка коллективных средств размещения России в 2024 году составил около 881 млрд руб., половина из них — 440 млрд — пришлась на долю ОТА. К 2030 году, по прогнозам, цифры увеличатся до 2,3 трлн и 1,4 трлн руб., соответственно. Такими данными исследования Центра стратегических разработок поделилась Ассоциация туристических агрегаторов (АТАГ) в ходе MITT на сессии «Туристические агрегаторы и платформенная экономика как новая реальность в туризме». По словам экспертов, доля агрегаторов будет расти, как и конкуренция. Хватит ли туристов на всех?

Точка роста — пользователи

Директор Ассоциации туристических агрегаторов Юлия Скоромолова представила такие данные: 81% россиян пользуются цифровыми услугами, причем 35% делают это ежедневно (данные ВЦИОМ за 2024 г.). На 34% ежегодно растет доля турагрегаторов в сегменте краткосрочной аренды. При этом доля продаж номеров и апартаментов офлайн, прямых и через соцсети — только на 11% (данные Центра стратегических разработок, 2024). А у членов АТАГ ассортимент отелей стал больше на 40%.

Рост сегмента агрегаторов будет обусловлен и приходом на рынок новых экосистем, сервисов, а также трендами в развитии туризма. Например, как рассказал коммерческий директор «Путешествия от Т-Банка» Федор Тарасюк, каждый третий житель России является клиентом экосистемы банка. Синергия с тревел позволяет объединить в рамках экосистемы и клиентов, и партнеров.

«2ГИС» в 2022 году запустил сервис бронирования отелей. В 2024 году компания зафиксировала рост в 4 раза по отношению к цифрам 2023-го. «2ГИС» пока не самый популярный в европейской части России, но, если смотреть на восток, то это очень большая аудитория — 77 млн пользователей, 21 млн поисковых запросов ежедневно«, — пояснил управляющий директор «Отелло» Дмитрий Аборнев. У самого сервиса по бронированию — 1,5 млн уникальных пользователей в месяц и 80 тыс. отелей. «Так как мы растем, мы провели исследования, опросив 60 млн респондентов. Все они планируют путешествия, но только 9 млн — предпринимают реальные шаги. Соответственно, на эту цифру мы и ориентируемся», — отметил Дмитрий Оборнев.

При этом, как отмечают эксперты, растет и сам рынок, и этот рост происходит в том числе за счет аудитории турагрегаторов — туристов, которые совершают короткие поездки, принимают решение о них достаточно спонтанно и бронируют проживание онлайн. Так, сервис путешествий «Туту» провел исследование, в котором приняли участие представители туристских информационных центров (ТИЦ) и местных администраций по туризму в 43 регионах России. В 2024 году они ожидали роста турпотока на 10-25%. Однако реальное увеличение количества туристов во многих регионах превысило запланированное. Например, в Ленинградской области — плюс 50%. Ожидания на 2025-й чуть скромнее: 8-17%.

Отель или квартира и кто даст скидку?

О работе со средствами размещения и клиентами рассказали представители «Авито» и Островок.ру. «Роль агрегаторов для путешественников — создавать простые и понятные инструменты бронирования жилья, для партнеров — простые и понятные способы выхода на рынок», — отметил управляющий директор «Авито Путешествия» Артем Кромочкин. Сейчас на площадке представлены более 400 тыс. квартир и домов и более 17 тыс. отелей.

По словам эксперта, лидирует рынок отелей, но сектор частного жилья — активнее растет. Так, за время пандемии туристы исследовали основные маршруты и ищут новые, а частная недвижимость может этот спрос удовлетворить. В «Авито Путешествия» привели такие цифры: 55% пользователей рассматривают отели и частное жилье, для 82% важна безопасность бронирований, для 75% — цена, а 78% ценят агрегаторы за удобство, фильтры и т.д.

«Мы разработали уникальную систему проверки по видео — от таблички на доме до квартиры внутри. Если, например, написано, что есть микроволновка, значит она должна быть», — пояснил Артем Кромочкин, говоря о безопасности. Для арендодателей есть бесплатная система страхования.

«На рынке сложилась ситуация, что мы боремся не за место под солнцем, а за клиентов, которых нужно удерживать. В том числе и программами лояльности», — рассказала управляющий директор сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок.ру Дарья Кочеткова.

По ее словам, в среднем турист пользуется 3-4 программами лояльности, но при этом для тех, кто совершает одну поездку в год, важны скидки и кешбэк, для тех, кто 2-3 поездки — скидки и дополнительные услуги. «78% потребителей чаще совершают повторные покупки, если им предложить персонализированный сервис», — пояснила Дарья Кочеткова. — Не только скидку в моменте, но и, например, бесплатную парковку, завтраки или пользование мини-баром«. Она подчеркнула, что это работает в связке с отельерами, так как скидки предоставляют они. Но, в свою очередь, гостиницы получают лояльную аудиторию.

Прогнозы от экспертов

Говоря о прогнозах, Артем Кромочкин ответил, что рынок начнет уходить в сторону более персонализированных предложений, в том числе и с помощью искусственного интеллекта. Игорь Сивец отметил, что все чаще регионы будут обмениваться туристами, увеличится число иностранных гостей. По мнению Федора Тарасюка увеличится доля автотуризма, еще один отчетливый тренд — это рост спроса на комфортные соло-путешествия, однако на месте такие туристы рассчитывают присоединится к группе, найти единомышленников.

«Увеличится конкуренция, связанная с появлением новых игроков среди экосистем. Бизнесы также продолжат обращать внимание на тревел, появятся и небольшие стартапы, которые будут занимать свои ниши и создавать востребованные сервисы, — рассказала о прогнозах Юлия Скоромолова. — Например, это агрегация гидов, экскурсоводов и их услуг». Пока, по ее словам, эта ниша не занята и, конечно же, она будет развиваться.

Второй тренд — усиление внимания государства к цифровому сектору туризма. «Это связано и в целом с интересом к регулированию цифровой экономики и, конечно же, к обеспечению безопасности как участников рынка, которые работают в цифре, так и потребителей, — сказала эксперт. — И в этой связи хотелось бы также упомянуть еще и интерес государства к созданию своих собственных сервисов в коллаборации с бизнесом».

Также она поддержала тему дальнейшей персонализации сервисов. «Мы все хотим быть в центре услуги. И, конечно, агрегаторам предстоит не только внедрять какие-то унифицированные сервисы, но и пытаться сделать этот инструментарий персонализированным», — добавила Юлия Скоромолова.

При этом, по мнению участников дискуссии, развитие рынка агрегаторов не говорит о том, что у турагенты потеряют своих клиентов. Экспертиза при планировании сложных путешествий, а также выборе вариантов для семей с детьми необходима, а аудитория настолько велика, что туристов хватит на всех.

России нужны новые инструменты, чтобы удержать в стране высококвалифицированных работников авиационной промышленности. Таковыми могут стать льготная ипотека для пилотов и авиаинженеров, а также обязательство отработки в отечественных авиакомпаниях в течение определённого срока. Генеральный директор «Победы» Дмитрий Тыщук в интервью РБК напомнил, что конкуренцию российским авиакомпаниям составляют зарубежные перевозчики, а с учетом роста объёма перевозок в мире спрос на кадры отечественной авиационной отрасли также растёт.

Дмитрий Тыщук пояснил, что пока инициатива о введении льготной ипотеки для авиаспециалистов обсуждается внутри группы «Аэрофлот». В органы власти с подобным предложениям нацперевозчик пока не обращался. Льготная ипотека для пилотов могла бы работать по тому же принципу, что и для IT-специалистов.

Эксперт также уверен, что сохранению квалифицированных кадров на российском рынке труда могла бы способствовать и практика заключения договоров с обязательством отработать несколько лет в отечественной компании. Если же пилот или инженер решает покинуть страну раньше указанного в договоре срока, по мнению Дмитрия Тыщука, его следовало бы обязать компенсировать затраты на обучение пропорционально отработанному сроку.

Гендиректор «Победы» уверен, что российская экономика от подобных мер осталась бы в выигрыше. Поскольку образовательная система сначала за государственный счёт готовит специалистов высокого класса, а затем авиакомпании поднимают их профессиональный уровень в процессе работы. Сотрудник же после дорогостоящей комплексной подготовки может уехать за рубеж.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

20:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025