Дорогой «Щелкунчик» и разговор с Путиным: Цискаридзе откровенно о профессии и проверке на прочность

Дорогой «Щелкунчик» и разговор с Путиным: Цискаридзе откровенно о профессии и проверке на прочность

Вспоминая о своей роли в балете «Урок», Николай Цискаридзе отметил: впервые он увидел постановку ещё в 90-е. Игра артистов балетмейстеру понравилась, но сам спектакль показался странным. 

Лишь спустя несколько лет, разучивая роль для программы Kings of Dance, Николай познакомился с пьесой, по которой был поставлен балет. По сюжету, учитель танца, немец по происхождению, жестоко расправляется с ученицами-еврейками. Если в та реальной постановке всё можно было передать словами, то в балете каждая эмоция переводилась в движения.

Долгое время Николай не мог вжиться в роль учителя. Ему помог неожиданный «подарок». Из старого европейского театра ему привезли декорации самого первого спектакля. Они хранились в чулане с 1965 года. 

«Их поставили на сцену под тусклый свет — и в этой убогости, в этой обветшалости я неожиданно увидел судьбу героя», — вспомнил Николай. 

В итоге его персонаж получился очень колоритным и правдоподобным. Столкнувшийся с крахом карьеры, он был зол на одну из учениц за её легкомысленное отношение к балету. Другая же всей душой любила искусство и могла добиться гораздо больших высот, нежели её педагог. Смесь ревности, злости и отвращения и передал артист на сцене, раскрывая перед зрителями изначальный замысел автора пьесы. 

Вспоминая репетиции и первое выступление с «Уроком», Цискаридзе отметил: он испытал огромное счастье от работы над спектаклем. Сначала ему было невероятно тяжело, но затем всё превзошло его ожидания. 

Окаянные должности

Размышляя о своей профессии, Николай Цискаридзе признается: раньше он мечтал о высоких должностях, но теперь понимает, насколько это непростой труд. 

На вопрос журналиста о том, если бы балетмейстеру предложили бы одну из трех должностей — директора Большого театра, министра культуры или министра образования, — что бы он выбрал, Николай ответил сомнением. 

Цискаридзе пояснил, что каждая из должностей по-своему окаянная. В каждой из них найдутся и недочёты, и перегибы, жалобы и претензии зрителей. С людьми он во многом согласен, хоть и понимает: всё одномоментно исправить невозможно. 

Из всего предложенного он выбрал бы управление театром, признался Николай. 

Цискаридзе добавил, что никогда не мечтал быть ректором Академии искусств, но президент смог найти нужные слова, после чего вопрос был решён. 

«Дословно я не помню, потому что совершенно не ожидал такого разговора. Но смысл был такой: «Тебе нужно проявиться. Показать, чего ты стоишь». И это меня задело», — признался балетмейстер. 

После назначения артист столкнулся с несправедливостью: зрители и обыватели его ругали за непрофессионализм и ошибки, несмотря на 20-летний стаж и огромный опыт в балете. Это очень обижало мужчину, пока он не понял: они не знают, с чем он сталкивается ежедневно. 

Из обычного балетмейстера ему пришлось стать настоящим хозяином Академии: следить за безопасностью учеников, учебным процессом, благоприятной атмосферой и качественной обстановкой, без поломок и сбоев. 

Спустя годы Николай понял: в мире нет ни одного руководителя, о котором бы отзывались хорошо. Каждый сталкивается с критикой и недовольством.

Самое важное

Говоря о профессии и должности, Цискаридзе заявил: ему очень повезло. Помимо полученных раньше остальных регалий и званий к нему рано пришла народная любовь и узнаваемость. Таким могли похвастаться только советские артисты. 

Он никогда сам не напрашивался на интервью или съёмки в телепрограммах. При этом с некоторыми коллегами ему было некомфортно находиться в одной студии. Однажды одному из своих учеников Николай и вовсе посоветовал почаще молчать. Он обратил внимание на скудный словарный запас «артиста», который не соответствует его образованию:

«Но они открывают рот — и ты понимаешь: такого диплома быть не может». 

О ценах на «Щелкунчик»

Без стеснения Николай Цискаридзе заявил: он устал от истерики вокруг цен на знаменитый балет Чайковского. При этом он не стал скрывать: места на первых рядах всегда стоили дорого. Однако для любителей балета с ограниченными бюджетом есть выход: люди могут приобрести билеты на боковые места. Они всегда дешевле, но обзорность от этого не хуже. 

Балетмейстер признался: он с детства любит балет. С самой он часто ходил в театр, и женщина приобретала именно билеты на боковые места. Однако «шустрый» мальчишка быстро понял: во время постановки можно занять более комфортное свободное в зале, что он и делал.

Самое страшное для Николая как артиста: видеть полупустой зрительный зал. Именно поэтому дешёвые билеты будут всегда, чтобы истинные ценители смогли насладиться искусством и поддержать артистов. 

Автор: Катерина Иванова

 

RuNews24 RuNews24

11:05
13
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025