Дорожная карта. Как продвигаются ключевые дорожные проекты в Пермском крае
На заседании краевого правительства министр транспорта Прикамья Сергей Вешняков представил доклад о реализации ключевых региональных проектов дорожного строительства в 2025 году, а также обозначил планы до 2028 года. В рамках трехлетки на строительство и реконструкцию краевых дорожных объектов предусмотрено финансирование в объеме 42 млрд рублей. В региональную адресную инвестиционную программу включены 42 мероприятия, на 32 объектах уже ведутся строительно-монтажные или, как минимум, подготовительные работы. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию девять значимых объектов и продолжить работы на ряде других.Улица Крисанова Контракт на строительство нового участка ул. Крисанова – от шоссе Космонавтов до ул. Пушкина – заключен в конце 2021 года. Проект разделен на два этапа. На первом построен путепровод над шоссе Космонавтов. В рамках второго завершаются основные работы по монтажу пролетного строения моста через реку Данилиху – его длина составляет 198 метров, а ширина в поперечном сечении достигает 32 метров. Техническая готовность двух этапов составляет 85% и 88% соответственно.Эта дорожная стройка финансируется за счет инфраструктурного бюджетного кредита. Общая стоимость двух этапов составляет порядка 7,3 млрд рублей. Окончание всего комплекса работ намечено на третий квартал текущего года.При возведении подходов к путепроводу впервые в регионе применены армогрунтовые подпорные стенки. Металлический путепровод на этом участке имеет длину 148 погонных метров.Улица КарпинскогоВ активной стадии находится реконструкция ул. Карпинского от ул. Мира до шоссе Космонавтов. Протяженность участка составляет 970 метров. Проектом предусмотрено расширение проезжей части с двух до шести полос. Кроме того, трамвайные пути будут отделены от автодороги, что обеспечит бесперебойное движение общественного транспорта. Завершение строительно-монтажных работ запланировано на второй квартал 2026 года. Проект увязан со строительством нового участка ул. Крисанова – от шоссе Космонавтов до ул. Пушкина. В результате реализации обоих проектов ул. Карпинского и Крисанова образуют единую транспортную артерию, которая обеспечит новую связь Индустриального района с центром города.Улица СтроителейПродолжается возведение улицы Строителей – работы идут на участке от ул. Локомотивной до шоссе Космонавтов (этап 4.1). Предусмотрена реконструкция путепровода в створе шоссе Космонавтов с расширением до шести полос движения. Протяженность строящегося сейчас участка составит 1,8 километра. Стоимость работ оценивается в 6,5 млрд рублей. На текущий момент техническая готовность объекта составляет 2%, завершение строительно-монтажных работ запланировано на 2028 год.Реализация данного этапа должна решить проблему ограниченного проезда к «Мориону» и в обратном направлении, вызванную низкими габаритами существующего путепровода.Тоннели под ТранссибомТоннель под Транссибирской магистралью в створе ул. Дзержинского обеспечивает реверсивное движение как автомобильного транспорта, так и трамваев. В настоящее время завершается строительство новой развязки с четырехполосным тоннелем в створе ул. Вишерской – уровень готовности объекта составляет 89%. «Хочу обратить внимание, что это самый протяженный тоннель в России, возводимый методом микротоннелирования без остановки железнодорожного сообщения», – отметил Сергей Вешняков. Открытие движения планируется в третьем квартале текущего года.Ранее построен тоннель под Транссибом в створе ул. Углеуральской, а впереди – реконструкция ул. 2-й Шоссейной, которая обеспечит транспортную доступность территории с учетом ее комплексного развития и строительства многофункциональной арены.Площадь ГайдараВ 2024 году началась реализация первого этапа строительства третьего моста через реку Каму. В рамках этого проекта выполняется расширение круговой развязки на площади Гайдара для объединения новых дорожных объектов – в том числе тоннелей под Транссибом – в единый транспортный узел.В настоящее время завершен подготовительный этап, активно ведутся строительно-монтажные работы: выполняется переустройство инженерных сетей, формируется земляное полотно, укладываются конструктивные слои дорожной одежды. Окончание работ запланировано на 2025 год.Третий мост через Каму свяжет ул. Окулова на левом берегу с ул. Борцов Революции на правом. Проект строительства разделен на шесть этапов. Первый этап – реконструкция площади Гайдара – уже находится на стадии строительно-монтажных работ под контролем регионального управления автодорог и транспорта. Оставшиеся пять этапов планируется передать Агентству по сопровождению концессионных проектов для реализации с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Объект оценивается в 77,5 млрд рублей.Трасса ТР-53Ко второму этапу строительства трассы «Переход ул. Старцева – проспект Октябрят – ул. Целинная» (ТР-53) подрядчик приступил в сентябре 2024 года. Строителям предстоит проложить дорогу от ул. Уинской до проспекта Октябрят и далее до реки Чукулайки.Протяженность участка составит 1,5 километра. Предусмотрено четыре полосы движения, а также инфраструктура для пешеходов и велосипедистов. Дорога соединит микрорайоны «Погода» и Костарево, позволит существенно сократить время в пути между Мотовилихинским районом и центром города. Работы ведутся в соответствии с утвержденным графиком, их завершение запланировано на 2026 год. Стоимость контракта – 2,7 млрд рублей.Весь проект ТР-53 разделен на четыре этапа и предполагает, что дорога протянется от Садового до Вышки-2. Воплощение этого плана началось с возведения моста через реку Иву, проезд по которому открыт в прошлом году. Он стал частью трехуровневой развязки.Путепровод у Речного вокзалаПолным ходом идет реконструкция автодорожного путепровода в районе станции Пермь I и Речного вокзала.Проект разработан с учетом сохранения объектов культурного наследия. Таковыми являются тоннель и подпорная стенка железнодорожного перегона Пермь I – Пермь II. Учтено и соседство с «Домом пароходчика Н.В. Мешкова», а также комплексом Егошихинского медеплавильного завода. Все работы на объекте выполняются в тесном взаимодействии с ОАО «РЖД» для минимизации воздействия на график движения поездов.Контракт на сумму 1,67 млрд рублей заключен в 2024 году, окончание реконструкции путепровода запланировано на 2026 год.Осенцовский узелБлизится к завершению строительство нового выезда из промышленного узла «Осенцы». Проект предусматривает значительный объем работ по переустройству инженерных коммуникаций, а также двух магистральных нефтепроводов.На текущий момент техническая готовность объекта составляет 85%. Подрядчик уже возвел насыпь земляного полотна и приступил к устройству конструктивных слоев дорожной одежды. Ввод объекта в эксплуатацию позволит разгрузить ул. Промышленную. Он запланирован на третий квартал 2025 года.Возведение дополнительного выезда с Осенцовского промузла стартовало в начале 2022 года. В ходе работ планировалось проложить новый участок двухполосной дороги протяженностью 1,95 километра, соединяющий ул. Промышленную с Нестюковским трактом, а также организовать круговые развязки в районе деревни Устиново и на пересечении с ул. Промышленной и провести путепровод над железной дорогой.На момент начала стройки работы оценили в 1,7 млрд рублей. Объект получил финансирование в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (сейчас – нацпроект «Инфраструктура для жизни»).Еще одну дорогу строят для выезда с территории особой экономической зоны «Осенцы». Протяженность участка составит 5,6 километра, общая стоимость работ – около 2 млрд рублей. Проект разбит на три основных этапа. В 2024 году заключен контракт на выполнение первых двух: строительство автомобильной дороги от ул. Промышленной до территории ОЭЗ и далее до деревни Козыбаево Пермского муниципального округа – на сумму 872 млн рублей. Еще 272 млн рублей направили на третий этап – реконструкцию существующей дороги от Козыбаево до трассы Пермь – Екатеринбург (Р-243).Дополнительный выезд на федеральную магистраль Р-243 позволит перенаправить поток большегрузного транспорта в обход городской застройки. Техническое открытие движения запланировано на 2026 год.Чусовской мостОдин из крупнейших инфраструктурных объектов в Пермском крае – строительство нового и реконструкция существующего моста через реку Чусовую с подходами к нему. В нынешнем дорожном сезоне выполнено фрезерование асфальтобетонного покрытия, демонтированы барьерное ограждение и опоры освещения на реконструируемом мосту. Осуществляется монтаж специальных вспомогательных сооружений и устройств для ремонта элементов конструкции.Параллельно возобновлены работы и на подъездах к мосту. Они включают устройство подземных инженерных сетей и конструктивных слоев дорожной одежды, строительство надземного пешеходного перехода, проезжей части и тротуаров. Завершение работ запланировано на 2027 год. При этом уже в 2026 году должны быть решены «отдельные задачи по устранению узких мест», отметил Сергей Вешняков.Дороги в ГубахеПрактически закончен первый этап строительства автомобильной дороги до вершины горы Крестовой, к всесезонному курорту «Губаха». Подрядная организация выполняет финальные работы, скоро начнется приемка с участием рабочей комиссии. Проект реализуется в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» с привлечением федерального финансирования.Параллельно продолжаются работы по переустройству инженерных сетей, подготовке земляного полотна и устройству элементов дорожной одежды на двух следующих этапах. В дополнение к этому в Губахе прокладывают объездную дорогу в обход ул. Краснооктябрьской и садового товарищества «Каменный цветок». Этот маршрут обеспечит транспортный доступ к восточному склону курорта. Завершение всех работ планируется уже в этом году.Кунгур – СоликамскНа автодороге Кунгур – Соликамск, на участке между Березниками и Соликамском, продолжается реализация второго, заключительного этапа реконструкции. В рамках работ предусмотрено строительство автодорожного путепровода, а также расширение проезжей части до четырех полос с разделением встречных потоков блоками типа «Нью-Джерси». Завершение данного этапа станет финальной частью масштабной модернизации ключевой транспортной магистрали Пермского края протяженностью более 20 км. Окончание строительства запланировано на 2026 год.На данном участке в 2024 году обустроили четырехполосную проезжую часть. Появилась разделительная полоса, благодаря которой полностью исключены риски лобовых столкновений и новые круговые развязки. Протяженность реконструированного участка составила 1,5 километра, стоимость выполненных работ – 869,3 млн рублей.Кроме того, строится новая транспортная развязка на подъезде к Березникам. Она призвана обеспечить эффективный транзит грузового транспорта из северных районов. Завершение работ запланировано на третий квартал текущего года.На стадии подготовкиМинистр транспорта Пермского края Сергей Вешняков отметил, что благодаря поддержке федерального и регионального правительств, а также депутатского корпуса, при формировании дорожного фонда на долгосрочную перспективу стало возможным начать подготовку к реализации ряда масштабных проектов. Среди них – реконструкция шоссе Космонавтов на участке от ул. Свиязева до ул. Промышленной с устройством двух двухуровневых развязок, реконструкция ул. Мира и строительство обхода поселка Октябрьский с путепроводом через железнодорожную магистраль.Фотографии предоставлены Министерством транспорта Пермского края