Дронов: Суд ЕАЭС получил признание в качестве органа международного правосудия
МИНСК, 21 ноя – РАПСИ. Представительный характер VIII Международной конференции Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС), отмечающего свой 10-летний юбилей, стал наглядным подтверждением поддержки и признания его авторитета и роли как постоянного органа международного правосудия, заявил председатель суда Алексей Дронов.
Такое признание суд ЕАЭС получил в качестве органа, призванного «вносить свой уникальный вклад в усилия по достижению высокой и благородной цели — формирования странами-членами и их народами общего экономического пространства, предусматривающего обеспечение «четырех свобод» — движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на суверенном равенстве, сотрудничестве и солидарности, на дружественных отношениях, спаянных общностью исторических судеб, взаимным уважением их истории, культуры и традиций», подчеркнул в своем выступлении на проходящем в Минске мероприятии Дронов.
Учитывая тот факт, что суд ЕАЭС выступает неотъемлемым элементом системы права и органов ЕАЭС, созданных договором о Союзе, председатель суда предложил участникам конференции обратить особое внимание на вопросы, касающиеся обеспечения верховенства права на пространстве ЕАЭС.
Дронов также подчеркнул, что в текущем году отмечается 80-летие Победы во Второй мировой войне, и государства-участники ЕАЭС, в том числе, выступают «наследниками и хранителями памяти» об этом событии. Председатель суда напомнил, что на 2025 год также приходится юбилейная дата создания Организации Объединённых Наций и принятие ее Устава, что заложило принципы современного международного права, включая, среди прочего, суверенное равенство государств, обеспечение развития сотрудничества и дружественных отношений между нациями, добросовестное выполнение государствами своих обязательств, всеобщее уважение прав человека и основных свобод.
Эти же принципы заложены и в Договоре о Союзе, отметил Дронов.
Подробно остановившись на правовых аспектах положений Договора, касающихся функционирования ЕАЭС и его органов, включая суд ЕАЭС, председатель суда привлек внимание участников конференции к роли суда в обеспечении верховенства права на пространстве ЕАЭС и дальнейшим перспективам совершенствования его деятельности.
«Несмотря на то, что ЕАЭС существует более 10 лет, процесс формирования его институтов, включая право Союза, — как и имманентная процессу евразийской экономической интеграции форма правосознания, наличие которой — важный системный фактор эффективного применения и динамичного развития системы права Союза в соответствии с целями Договора, не завершены», указал Дронов.
Положительной тенденцией председатель суда назвал заметное возрастание интереса государств-членов, Евразийской экономической комиссии и международных служащих Союза к использованию консультативных заключений для получения разъяснений положений Договора и иных актов права Союза.
Приведя соответствующие статистические данные за 2024 и 2025 годы, Дронов заявил: «Ценность консультативных заключений как инструмента развития права Союза несомненна: не являясь для сторон юридически обязательными («жестким правом»), они позволяют Суду как постоянно действующему органу Союза на основе толкования применимых норм права Союза в их системной взаимосвязи, в свете объекта и цели Договора о ЕАЭС, а также с учётом правоприменительной практики Комиссии и государств-членов (включая их конституционные и верховные суды) формулировать правовые позиции, которые, исходя из пункта 2 Статута, призваны служить своего рода «общим знаменателем» или «ориентиром» для единообразного применения норм права Союза — без ущерба для права государств-членов достичь такого эффекта, прибегнув к совместному (аутентичному) толкованию соответствующего международного договора (пункт 47 Статута)».
В то же время в выступлении был констатирован факт наличия в сфере действия Договора о Союзе ряда «серых зон», в которых субъекты правоотношений не имеют доступа к механизму судебной защиты своих прав. Председатель суда ЕАЭС призвал к скорейшей идентификации и устранению таких зон.
«Договор, не являясь источником норм, устанавливающих права человека как таковые, однако правоотношения, составляющие предмет его регулирования, имеют «проекцию» на осуществление прав человека», — указал Дронов.
В выступлении были даны оценки важности практики суда ЕАЭС, формирующей свод общих принципов права Союза, и факты сотрудничества всех заинтересованных сторон в выявлении проблемных аспектов, затрагивающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов.
Среди требующих своевременного разрешения проблем в деятельности суда Дронов отметил низкую степень осведомленности как общественности, так и профессионального сообщества о праве ЕАЭС, значительный дефицит кадров в этой сфере, в том числе преподавательских.
Дронов заявил, что Суд ЕАЭС представляет собой «единственный на сегодня межгосударственный орган международного правосудия, который действует на постсоветском пространстве на постоянной основе, применяя не только право ЕАЭС, но также нормы международного права и международный обычай. Практика Суда, который за 10 лет своей работы рассмотрел более 100 дел, и общение с судьями — источник «живого» знания о праве Союза и его применении. Возможности Суда (пусть и ограниченные) стоит использовать для продолжения и наращивания усилий по формированию в наших обществах правосознания, отвечающего реалии существования системы права Союза и потребностям развития евразийской интеграции. Решение этой масштабной задачи, очевидно, потребует консолидации усилий органов Союза, государств-членов, академических кругов, юридической общественности».
Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>
