Два километра пешком до остановки: к чему приведёт отмена пяти маршрутов в Пензе
Маршруты № 17, 24, 49, 68 и 99 оказались малоприбыльными, и перевозчики отказались их обслуживать. Теперь Минтранс пытается отменить эти маршруты, предложив жителям альтернативу. Сравнив каждый маршрут с предлагаемой заменой, мы выяснили, что это не решит проблему: расстояние пешего прохода до остановок нарушит градостроительную норму.
Во время своего прямого эфира министр транспорта Александра Гришаева рассказал о пяти нерентабельных маршрутах № 17, 24, 49, 68 и 99, которые перевозчики отказались обслуживать. На объявленный после этого открытый конкурс заявок не поступило, и данные маршруты так и остались бесхозными.
«В связи с этим в адрес предыдущего учредителя (Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области) направлялись письма с информацией о принятии решения об отмене этих маршрутов», – добавили в пензенском министерстве транспорта в ответ на наш вопрос.
Но в ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области» проблемы не видят. По мнению сотрудников учреждения, исчезнувший транспорт способны заменить другие маршруты, так как они их частично дублируют. Давайте выясним, так ли это.
Нарушение нормСогласно градостроительному своду правил СП 42.13330. 2016, п. 11.24, дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта допускается принимать не более 500 метров. В некоторых городах её могут увеличить до 600-800 метров, однако, согласно постановлению правительства Пензенской области, в нашем регионе дальность прохода до остановки не может превышать 500 метров.
Зная эти нормы, мы сравнили исчезнувшие маршруты с предложенной альтернативой. Данные о расстоянии мы взяли на сервисе «Яндекс.Карты».
Оказалось, некоторые исчезнувшие маршруты охватывали остановки, до которых не идут заменяющие маршруты. Чтобы сесть на «альтернативный» транспорт, жителям приходится идти по 20-30 минут до другого остановочного павильона. Но не будем голословными и подробно разберём каждый маршрут.
Маршрут 17Маршрутное такси № 17 (ТЦ Ритэйл Парк – Улица Титова) обслуживало ООО «Авто комбинат». Срок действия свидетельства истёк 25 декабря 2024 года. Вместо 17-го маршрута «Организатор перевозок Пензенской области» предложил воспользоваться троллейбусом № 105, так как он «дублирует схему движения».
Но дублирует он только частично. Исчезнувшая маршрутка №17 доезжала до остановки «Улица Титова», расположенной недалеко от промышленных предприятий и спорткомплекса «Зенит». Сейчас от «Зенита» до ближайшей остановки общественного транспорта («Строительный университет») нужно пройти 1,7 км, что превышает градостроительную норму в несколько раз. До другой остановки («Автодорожный колледж») – 2,7 км, или 25 минут пешком.
Сейчас ни один другой маршрут не проходит через остановку «Улица Титова». Так, стадион и несколько предприятий остались без доступного транспорта.
Маршрут 24Есть и положительный пример – появление 10-й маршрутки взамен 24-й. Напомним, 10-й маршрут продлили в середине декабря прошлого года. Он перестал быть подвозящим, связав Нахаловку с Ново-Западным кладбищем.
Протяжённость исчезнувшего 24-го маршрута – 6,3 км, а нового 10-го – 12,6 км. Старая маршрутка ходила раз в час, новая – каждые 16 минут. В этом случае замена пошла на пользу.
Перевозчиком на 24-м маршруте (Пенза-I – ул. Кошевого) была индивидуальная предпринимательница Елена Крашенинникова. Решение об отмене маршрута не принималось, однако свидетельство от 2015 года больше не действует.
Маршрут 49Маршрутки № 49 (ул. Минская - ул. Сухумская) выходили на рейсы до 25 декабря 2024 года, а затем у перевозчика (ООО «Городской транспорт») закончился срок свидетельства.
Данную маршрутку пензенцам предложили заменить 105-м троллейбусом, только не учли, что 49-й маршрут раньше проходил через остановку «Улица Минская». Сейчас павильон пустует большую часть дня. Дважды по будням (в 7 утра и 17 вечера) от неё отходит маршрутка № 75, и другого транспорта на ней нет.
После исчезновения 49-й маршрутки жители многих МКД и общежитий на улицах Минской и Ульяновской вынуждены ходить почти 1,5 километра до остановок «Роддом» (бывшая «ЦНТИ») и «Магазин Океан».
В зимний период – во время снегопадов и гололедицы – пусть до остановки у здорового взрослого человека занимает до 20 минут. А вот пенсионерам и людям с ограниченными возможностями приходится туго – последних на улице Ульяновской много, потому что на ней располагается реабилитационный центр.
Маршрут 68Маршрут № 68 (Тепличный комбинат – Арбековская застава) обслуживало ООО «Городской транспорт». В реестре общественного транспорта ещё в январе имелись сведения о новом свидетельстве, действующем до декабря 2029 года. Однако по состоянию на 1 апреля 2025 года маршрут больше не обслуживается.
Предложенная «Организатором перевозок» замена – это маршруты № 39 (Арбековская Застава – ул. Российская) и № 85 (Больница — ул. Российская). Однако ни маршрутка № 39, ни маршрутка № 85 не доезжают до «Тепличного комбината» – их пусть заканчивается в районе Окружной.
После исчезновения 68-й маршрутки жители Арбековской заставы не смогут доехать до Тепличного напрямую. Приходится или делать пересадку, или идти 1,8 км до остановки «Улица Лядова», чтобы сесть на маршрутку № 4. И студенты вынуждены прогуляться. Исчезнувшая маршрутка связывала Тепличный и ПГУ, а теперь учащиеся идут от остановки «Улица Чкалова» километр в гору, либо едут с пересадкой.
Маршрут 99Данный маршрут (Арбековская Застава – Засурье) обслуживала ИП Л.Л. Румянцева, её свидетельство недавно продлевали до декабря 2028 года. Но в феврале 2025 года предпринимательница подала заявление о прекращении действия свидетельства. В реестре транспорта изменения пока не отразили.
Данную маршрутку пензенцам предложили заменить автобусом № 93 (Совхоз-Техникум - п. Засурье), однако эти маршруты сильно отличаются. Маршрут № 99 связывал Засурье и Дальнее Арбеково, а 93-й едет до Окружной. Местные жители сейчас могут доехать до библиотеки им. М.Ю. Лермонтова и ДС «Буртасы» только с пересадкой.
Альтернативы нетВывод из сложившейся ситуации очевиден: маршруты, предложенные сотрудниками «Организатора перевозок», не смогут полностью заменить исчезнувший транспорт. Если маршруты № 17, 24, 49, 68 и 99 отменят, это приведёт к нарушению градостроительных норм и неудобству жителей города.
Пензенскому Минтрансу следует задуматься о переводе хотя бы части нерентабельных маршрутов на регулируемый тариф. В первую очередь следует спасти маршруты № 17, 49 и 68. Они доезжали до остановок, которые сейчас не обслуживаются другими маршрутами, или напрямую связывали район с важными частями города.
Другой вывод – о хрупкости системы, которая обслуживается частными предприятиями. Перевозчику достаточно отказаться от нерегулируемых маршрутов, чтобы в городе начался хаос. Это очень сильный рычаг давления на власть, и отнять его будет очень непросто.
Фото: архив 1pnz