Две «Родины»: дорогой отель и скромный пансионат не поделили название

Две «Родины»: дорогой отель и скромный пансионат не поделили название

Две «Родины» не поделили бренд — сочинский гранд-отель подал в суд на пансионат в Ессентуках. ООО «Санаторий «Родина», владеющее сочинским брендом RODINA Grand Hotel & SPA, пыталось через суд запретить использовать название «Родина» пансионату в Ессентуках, сообщает «КоммерсантЪ». Однако добиться эксклюзивного права на имя не удалось. Суды всех инстанций и ФАС не нашли оснований для запрета.

Суть претензий — в схожести брендов. Сочинская компания заявила, что использует обозначение «Rodina/Родина» с 2006 года, а с 2011 оно зарегистрировано как товарный знак. Владельцы отеля посчитали, что одноимённый объект в Ессентуках может вызвать у потребителей ложные ассоциации.

Аргументы не убедили суд. Здравницы рассчитаны на кардинально разную аудиторию, да и их медицинские профили — отличаются. В Сочи — отель 5* с номерами стоимостью от 62 тыс. до 250 тыс. руб. за сутки и широким спектром медуслуг. В Ессентуках — пансионат 4* с ценами от 3,5 тыс. до 12 тыс. руб., бальнеологическим лечением и терренкурами.

История бренда «Родина» у обоих объектов тоже имеет разные корни. Сочинская «Родина» — это пятизвездочный бутик-отель, открывшийся в 2006 году на месте одноименного санатория после инвестиций порядка 1,5 млрд руб., а пансионат в Ессентуках — первый отель города категории 4*, разместившийся в историческом здании лечебницы в 2007 году.

Антимонопольное ведомство также отказалось признавать использование названия недобросовестной конкуренцией: между компаниями нет борьбы за клиента, в том числе и из-за географического расположения. Жалоба на это решение была отклонена судом.

Юристы назвали позицию суда логичной. «Опасения истца понятны, но не подтверждены ни законом, ни здравым смыслом», — сказала Анастасия Герман, ведущий юрист фирмы INTELLECT. А Юрий Пустовит из бюро «Юг» заметил: «Как неоднократный посетитель сочинской „Родины“ могу заметить, что опасения напрасны». Спутать эти объекты невозможно.

В итоге на карте остались обе «Родины» — каждая со своей концепцией, ценовой политикой и аудиторией.

Руководитель юридического отдела компании «Байбородин и партнёры» Вадим Погорелов также отметил, что выводы судебных инстанций выглядят обоснованными, так как между отелями нет прямой конкуренции.

«В сфере туризма подобные споры редки — особенно среди турагентов и туроператоров, которые часто легально работают под брендами крупных компаний», — подчеркнул он в беседе с Profi.Travel.

Но, по словам юриста, такие ситуации всё же случаются. Чаще всего — в интернете, когда туристическая компания пытается использовать чужой бренд или похожий на него до степени смешения. При этом, если в сети выявить нарушение проще, то с офлайн-турагентствами дело обстоит сложнее. Они могут использовать чужой бренд или схожий с ним на вывеске, и установить такое нарушение в отдаленном регионе иногда бывает проблематично.

Перспективы разбирательств, по словам юриста, всегда зависят от конкретного кейса. Как правило, дело быстрее и дешевле решается в досудебном порядке или через ФАС. Главное — установить, может ли потребитель действительно быть введен в заблуждение и существует ли конкуренция.

Представители турбизнеса и автопрокатной отрасли теряют прибыль из-за недостаточного взаимодействия друг с другом. Туристические компании могли бы больше зарабатывать, предлагая аренду машин своим клиентам, а бизнес по прокату авто, соответственно, — получив приток заказов через туроператоров, турагентов и агрегаторов. К таким выводам пришли эксперты на туристической сессии форума «АвтоРент 2025», который состоялся в Москве на этой неделе.

Точки роста для турбизнеса и компаний автопроката

Основная проблема туриста, который отправляется сегодня в поездку по России и планирует арендовать себе авто, — в полном непонимании, где это делать, чтобы быть уверенным в качестве и сервиса, и самой машины. При этом на автомобилях на данный момент передвигаются порядка 30% туристов, это достаточно большая доля, и она продолжит расти, уверен генеральный директор компании Rexrent Евгений Мелехин.

«Собираясь в поездку по стране, турист обращается или к агрегатору, или в турфирму. Там он может забронировать все, что ему необходимо: авиа- или ж/д-билеты, номер в отеле, экскурсии и т.д. Но ни в экосистемах, ни у туроператоров/турагентов нет точки контакта с автопрокатом, они просто не предлагают такой услуги. В итоге турист идет в поисковик, где получает совершенно бессмысленный набор абсолютно разных сайтов. Там ему крайне сложно оценить разницу условий и сравнить сервисы, особенно в том регионе, где он еще не был», — пояснил модератор сессии, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин.

По его мнению, именно здесь — точка роста для автопрокатов и возможности дополнительного заработка для туркомпаний. Чтобы были понятны масштабы, эксперт поделился результатами опроса, проведенного среди аудитории портала. «Мы опросили 230 представителей турагентств из разных регионов России и выяснили, что 72% из них не работают с сегментом автопроката. А из туроператоров 53% ответили нам, что не предоставляют такие услуги своим клиентам. Причем 11% компаний, получая такой запрос, просто не знают, куда с ним обращаться, а еще 13% — не обращаются никуда, потому что считают, что автопрокат в России представлен очень плохо. Мне кажется, это отличная иллюстрация, которая показывает, в каком направлении можно двигаться. Потенциал роста продаж в этом сегменте достаточно высокий», — отметил эксперт.

Он добавил, что начать сотрудничество с туроператорами, турагентами и отелями на данный момент проще, чем с большими агрегаторами: это дешевле и процесс может быть более точечным.

Поскольку спонтанность — главный критерий таких самостоятельных поездок, доступ к автомобилю должен быть обеспечен в короткие сроки. «При этом зачастую, когда турист приезжает в другой регион, где хочет продолжить путешествие на машине, выясняется, что позаботиться об автомобиле ему нужно было намного заранее», — подтвердила наличие запроса коммерческий директор Smorodina.ru Татьяна Шикалова.

Рынку проката авто для туристов не хватает аналитики

Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо разрабатывать совместные продукты с туроператорами, с гостиничными холдингами, считают эксперты.

«Мы, например, разработали пять маршрутов по Ленинградской области и один по Великому Новгороду для поездок на машинах каршеринга из Санкт-Петербурга. То есть можно доехать, посмотреть эти города и решить, что там делать. Думаю, что с коллегами мы ещё обсудим очень много коллабораций», — рассказал основатель стартапа «Сусанин» Сергей Спиренков.

«Я проехал всю Россию — от Владивостока до Калининграда — и максимум в 3% гостиниц увидел аренду машин. Глобального федерального игрока на этом рынке сегодня нет. Поэтому мы ходим по холдингам, гостиницам и объясняем, что аренда авто для отеля должна быть одной из его звёздочек, обязательным сервисом», — поделился Евгений Мелехин.

С тезисом о том, что на рынке автопроката в России не хватает большого игрока, согласен независимый travel-tech эксперт Вадим Мельников. «Понятное дело, что можно задуматься о том, чтобы построить такого агрегатора и, собственно говоря, аккумулировать у себя на площадке много разных партнёров. Но это совсем другой бизнес, а стоимость денег сейчас очень высокая. Инвесторам непросто решиться на такой шаг, потому что нормальной аналитики этого сегмента рынка нет — не до конца ясно, что конкретно нужно клиентам, будет ли спрос? Те цифры, которые есть сейчас, только рисуют портрет клиента автопроката. А вот какая будет итоговая маржинальность — пока не очевидно».

С его точки зрения, туризм и автопрокат сегодня разделены еще и потому, что таковы паттерны поведения самих туристов: чаще всего они в первую очередь решают вопросы с основными затратами — на билеты и отель, а уже потом, при необходимости и возможности, разбираются с арендой автомобиля. «Опять же, есть альтернатива — поезда, такси, каршеринг и т.д. Так что история пока что, действительно, не самая очевидная», — считает эксперт.

Тем более, что и в самих компаниях по прокату авто не всегда рады туристам. Так, на риски, связанные с таким типом аренды, обратил внимание основатель сервиса autobnb.ru Никита Ситников: «Турист приехал в регион, разбил тебе машину и улетел домой. Ну что, судиться с ним? Лететь по месту регистрации ответчика — куда-нибудь в Новосибирск? Если у меня там нет филиала, это значит, что надо нанимать юриста. И это очень долго, очень дорого и вообще без гарантированного эффекта. Поэтому я даже не всегда хочу давать таким клиентам в аренду редкие и дорогие машины. Собственно, я 100 раз подумаю, нужен ли мне такой турист. Глобально у нас туристы — это такая фрагментарная история, которую мы пока толком не знаем, как развить».

Рост турпотока из-за рубежа увеличивает спрос

При этом эксперты поделились успешным опытом работы с иностранными туристами. И это — еще одна точка роста для автопрокатных компаний, учитывая, что въездной турпоток в нашу страну увеличивается.

«Мы наблюдаем заметный рост въездного туризма, ощущаем этот поток, особенно из Саудовской Аравии, — рассказал Евгений Мелехин. — Достаточно много таких клиентов берут у нас машины в аренду. Есть трудности в части оплаты иностранными картами, но проблему отчасти решают появляющиеся все в большем количестве аэропортов обменники».

В свою очередь, менеджер по работе с ключевыми клиентами Drive to Russia Павел Пичугин рассказал о разработке маршрутов для автопробегов по России: «У нас автомобили — это ключевая часть продукта. Туристы путешествуют за рулём самостоятельно, а по маршруту их ведёт опытная команда поддержки. За время автопробега протяжённостью где-то 1,5-2,5 тыс. км их ждут самые разнообразные приключения и активности, а также достопримечательности, в том числе осмотр древних памятников и монастырей».

Подводя итоги состоявшейся дискуссии, Алексей Венгин отметил, что процесс движения навстречу друг другу со стороны туркомпаний и фирм по аренде авто уже запущен. И в дальнейшем он будет только нарастать. «Самое важное, что две стороны этого вопроса — автопрокатчики и представители турбизнеса, туроператоров, агрегаторов — поняли, что они друг про друга мало что знают. Сегодня, мне кажется, произошел такой важный перелом, который должен позволить в дальнейшем этим обоим сегментам двигаться друг к другу», — заключил модератор сессии.

Ранее мы сообщали, что для развития автотуризма в России не хватает информации о маршрутах, кемпингов и туалетов.

 

Профи Трэвeл Профи Трэвeл

13:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025