Экономическое харакири: Лукашенко проучил Литву после выкрутасов на границе
Литва пожинает плоды собственной глупости. 29 октября там закрыли автодорожную границу с Белоруссией. Длительность меры – месяц.
Контрабандой – по головеСделано это в ответ на какие-то метеозонды. Литовская сторона утверждает, что данные зонды использовались для контрабанды товаров и мешали авиасообщению.
Закрытие границ не касалось дипломатов, граждан ЕС и НАТО. Т.е. для своих сограждан литовцы сделали исключение.
В Минске, впрочем, поняли, что к чему. И предприняли ответную меру. По дорогам Белоруссии теперь запрещено двигаться грузовикам, которые зарегистрированы в Польше и Литве.
«Батька» Лукашенко вновь показал, что он весьма непрост:
«Сами закрыли – сами и открывайте», - заявил он по данному поводу в адрес литовской стороны.
А когда они хватились...Как оказалось, запас прочности у литовских чиновников, принявших решение о закрытии КПП с Белоруссией, оказался невелик. Премьер Литвы Инга Ругинене официально обратилась к белорусским товарищам с просьбой открыть КПП «Бенякони» с их стороны (с литовской стороны – КПП «Шальчининкай» ) для выпуска литовских фур.
Оказалось, что дело – совсем не шутка, когда оно заходит о такой небольшой экономике как Литва. Ведь речь идёт о нескольких тысячах фур, что застряли в Белоруссии после решения Лукашенко.
Инга Ругинене
А это зарплаты дальнобойщиков, затраты на простой владельцев машин, владельцев товаров, недополученная прибыль торговых и иных организаций...
И ничего на деле сказать против нельзя: Литва сама накликала на себя эти неприятности. Она захотела переложить вину на Белоруссию, однако получила ещё большие неприятности для себя самой.
Дело-то - криминалИстория же с метеозондами, из-за которой начался весь сыр-бор, и вовсе тянет на некий «урок сюрреализма». Литовские власти утверждают, что их запускают с грузами белорусские контрабандисты.
В зондах находятся дешёвые сигареты. В странах ЕС их продают уже местные, литовские «барыги». Они зарабатывают на разнице в цене, и зарабатывают неплохо.
Лукашенко не из тех, кто будет терпеть односторонние действия в адрес своей страны
Тот же Лукашенко по этому поводу резонно заметил:
«Сами литовцы и организовали поставки через границу на метеозондах, чтобы после сбывать дешёвые сигареты».
Помимо этого, Белоруссия оказала всю нужную помощь Литве в расследовании данных инцидентов. Вильнюсу были переданы имена и телефоны ключевых фигурантов контрабанды – как раз обретающихся в Литве.
По ним литовское МВД, до того не ударившее пальцем о палец в работе над этими преступлениями, провело уже более сотни задержаний. И зачем было Вильнюсу закрывать автограницу?
Придётся штопать дырявые карманыПока Литва и Минск выясняют отношения, страдают рядовые жители. «Почин» литовской власти аукается перевозчикам, поставщикам, жителям третьих стран. Косвенно, обоюдные запреты бьют и по транзиту в Калининградскую область.
Больше, конечно, страдает сама Литва. Нарушение в работе одного КПП приводит к перегрузке других пунктов пропуска. Водители должны менять маршруты, что ведёт к росту издержек.
Загадка преступлений с зондами раскрыта: виновны сами литовцы
В магазинах, тем временем, заканчиваются товарные запасы. А если фуры, застрявшие в Белоруссии, везут важные лекарства? И так далее. Проблема нарастает, как снежный ком.
Быстро заместить цепочки поставок через Белоруссию невозможно. Они нарабатываются годами. Дефицит в магазинах ведёт к недовольству населения. И это точно станет камешком на чашу весов против шансов нынешней литовской власти.
«Почин» хуже некудаНо мы говорили о гибридных войнах. Сложно сказать, что виною в ситуации с закрытием КПП «Шальчининкай». Действительно ли метеозонды, или ими решили воспользоваться для давления на Белоруссию и Россию?
Повод-то ведь есть. В октябре вовсю обсуждался запрет выдачи шенгенских мультивиз для россиян, который был введён 7 ноября.
Прибалтийские государства всегда были в этом вопросе более непримиримыми, чем другие, потому не исключено, что история с Белоруссией – своего рода пробный шар. Или просто сделано для «показа» солидарности.
В сентябре схожая история была с Польшей. Та закрыла свою границу с Минском в ночь на 12 сентября, открыла в ночь на 25-е. Премьер страны Дональд Туск заявлял, что решение было принято из-за российско-белорусских учений «Запад-2025».
На белорусской стороне оставались две недели 1,5 тыс. польских фур.
«Простой каждой машины выходит в 1000 евро в сутки», - указывал тогда вице-спикер сейма Кшиштоф Босак.
Если у поляков хватило своего ума на то, чтобы понять ошибку, то литовцам придётся ныне надеяться лишь на благосклонность Лукашенко. Сами виноваты.
Автор: Александр Каминский
