Эксперт Банка России рассказал, как работает самозапрет на кредиты
Масштабы мошенничества в нашей стране достигли таких размеров, что это иногда кажется просто немыслимым. Так как предупреждения и профилактика не останавливают лавину, в игру вступают законодательные ограничения. О них и поговорим с экспертом отдела безопасности Тульского отделения Банка России Александром Абашиным.
Начнём, наверное, с нашумевшего самозапрета. Что это за законодательный акт и как он вообще попытается воздействовать на ситуацию с мошенничествами?
Да, действительно, принят закон, на основании которого с 1 марта текущего года каждый гражданин нашей страны может оформить самозапрет на оформление кредита или займа, то есть на его деятельность с банками или микрофинансовыми организациями. На настоящий момент, то есть непосредственно с 1 марта, этот самозапрет можно оформить с использованием портала Госуслуги путём оформления заявления, в котором гражданин указывает либо полный самозапрет, либо частичный самозапрет. Частичный самозапрет подразумевает запрет на взятие кредитов, на оформление кредитов в микрофинансовой организации или банке. Также может быть установлен запрет либо на онлайн оформление кредита, либо на очное посещение кредитной организации.
В дальнейшем предполагается, что с 1 сентября наши граждане могут оформить те же самые заявления, но в отделениях МФЦ.
Давайте немножко поглубже разберёмся, как это будет работать и под что заточено. Вот вы сказали, что можно установить самозапрет на онлайн действия. То есть это должно ограничить тот вид мошенничества, когда утекают персональные данные и их используют для взятия каких-то кредитов. Правильно?
Этот самозапрет направлен на то, чтобы обезопасить наших граждан от ненужных расходов. Ну, назовём это так. То есть от того, что вы не брали кредит, а вам придётся его выплачивать. Зайдя на портал Госуслуги со своими учётными данными, найдя раздел оформление самозапрета, мы попадаем в форму заявления. Заявление подразумевает 2 варианта развития событий. Полный запрет – самый кратчайший путь оформления заявления, и второй вариант – это выбор: неполный, неполный самозапрет, когда человек сам выбирает, что именно, какие виды оформления кредитов и займов он себе оставляет, а какие запрещает. То есть возможен вариант, когда человек запрещает онлайн оформление кредита в микрофинансовой организации, но оставляет себе возможность оформить тот же кредит при личном посещении этой организации.
Если человек вдруг передумал, обстоятельства сложились так, что кредит ему нужно оформить, а он же себе оформил самозапрет. Можно ли каким-то образом откатить ситуацию назад?
Если человеку понадобится взять кредитные средства, он также оформляет с использованием портала Госуслуги, а в будущем и при очной явке в МФЦ, то есть с 1 сентября, оформляет заявление на снятие самозапрета и уже спустя двое суток информация попадает в бюро кредитных историй, и после этого человек может оформить себе кредит.
Хорошо, здесь немного понятно. Второй законодательный акт – это период охлаждения. Как это работает? Под что заточено?
Да, безусловно, Банк России не стоит на месте, он активно действует и на законодательном уровне. Такие инициативы, как период охлаждения, они также вступают в действие. То есть период охлаждения подразумевает дать возможность человеку обдумать, все ли он правильно делает, нужен ли ему этот кредит, сам ли он его оформляет для своих целей или все-таки он находится под действием мошенников. На кредит в размере от 50 000 до 200 000 рублей даётся 4 часа период охлаждения, то есть на обдумывание. Маленькая сумма, небольшой период времени на подумать. Если человек берет кредит больше 200 000, то здесь и время на обдумывание даётся тоже больше – 48 часов.
Хорошо. Ещë законодательная инициатива, здесь ещё не принятая, но анонсирование так называемое – сервис второй руки. Что это вообще такое?
Да, это пока ещё законодательная инициатива, но она очень перспективна, и предполагается, что она окажет позитивное действие на тех людей, которые сами, ну, скажем так, не могут принять окончательное взвешенное решение по поводу денежных переводов, по поводу взятия кредитов. То есть им нужна помощь близких людей. Ну, это в первую очередь, наши пенсионеры, наши слабозащищённые, наши дорогие пенсионеры. Вот зачастую им требуется помощь близкого человека, который подскажет поможет советом, либо отговорит от чего-то. Поэтому, и в том числе этот же этот законопроект, направлен на то, чтобы обезопасить наших граждан.
Объясните, как он будет работать? Пока непонятно.
Ну приведём простой пример. Обычно пенсионер, либо любой другой человек переводил деньги, ну, там, в месяц 10000 на определённый номер телефона, да, там, или на определённый счёт, ну, там, помочь детям или ещё какие-то нужды. И вдруг он начинает переводить 100000, 200000 совершенно на другой номер, совершенно на другой счёт, совершенно другому человеку, и этот платёж не пройдёт до того момента, пока он не будет подтверждён тем вторым доверенным лицом, которого выбрал пенсионер.
Есть ли у Банка России вообще статистика? Насколько много туляков подвергаются воздействию мошенников и отдают свои деньги, становятся потерпевшими в таких делах?
Да, конечно, банк России ведёт и статистические данные по деятельности тех структур, тех организаций, которые ведутся на финансовом рынке нашей страны. Масштабы хищения на самом деле поражают цифры очень большие, они с каждым годом растут. Приведём статистику за прошлый год. Было похищено 27 с половиной миллиардов рублей. Это даже даже не миллионов, а миллиардов рублей.
Это в Тульской области?
Нет, это всего по России. Но Тульская область также является частью России, поэтому масштабы также очень большие, тенденция однотипная. Цифры также очень большие.
Да, мы часто даём новости, что буквально там, за выходные, условно, 18 000 000 рублей туляки отдали мошенникам. То есть это уже становится такой обыденной новостью, хотя поражают безумно масштабы.
И всегда задаёшься одним и тем же вопросом: неужели, люди, у вас есть лишние деньги? Зачем вы их отдаёте так легко и просто? Да, всего то нужно задуматься. Нужно понять, что вокруг вас происходит, и как-то постараться хотя бы обезопасить себя и своих близких.
Ну и давайте завершим это таким портретом жертвы: если раньше нам казалось, да и сквозило на самом деле в информационном пространстве, что часто мошенническим действиям подвергаются люди пожилого возраста, люди доверчивые, возможно, не разбирающиеся в современных технологиях, то сейчас как будто бы ситуация меняется. Это так или все же не так?
Банк России ежегодно проводит по всей стране опрос населения по удовлетворённости теми услугами, которые банки оказывают нашим гражданам. И по отчётности за 2024 год можно сформировать такой портрет жертвы мошенника: это женщина от 25 до 44 лет, со средним достатком, со средним уровнем образования и, что интересно, проживающая в городе. То есть вот такой вот портрет.
Меня возраст сейчас удивил, если честно, я думала, что люди старше.
Как бы это та группа населения, которая активна в экономическом плане, да, они активны, они знают современные технологии, они активно пользуются этими технологиями, и тем не менее, вот именно женщины 25 -45 лет, они больше всего попадают вот эти мошеннические схемы. Безусловно, также остались пенсионеры, также остались дети, так как у нас дети сейчас с 14 лет уже по законодательству имеют право оформлять на себя кредитную карту, зачастую они вовлекаются в дроперские схемы, которые связаны с переводом денежных средств с карты на карту, чтобы мошенники могли запутать свои следы, а это уже опасность того, что ребёнок исковеркает себе судьбу, своё будущее. Вот поэтому в очередной раз призываю всех наших граждан быть бдительными. Самим понимать, что вокруг вас происходит и помогать, делиться информацией и следить за действиями своих окружающих. Поэтому, только сообща мы сможем победить эту беду.
Спасибо вам большое за беседу.