Эксперт рассказал, когда лучше поменять летние шины на зимние
Несмотря на то что по закону автомобилисты должны менять летнюю резину на зимнюю к 1 декабря, эксперты советуют не тянуть и по возможности «переобуться» пораньше: это позволит сэкономить, избежать очередей и не зависеть от капризов погоды. Что по поводу смены «колес» говорит действующее законодательство, как правильно выбрать новые шины и будут ли штрафовать за несоответствие покрышек обстановке на дорогах, рассказывает «Парламентская газета».
Что говорит закон, и будут ли новые штрафы?Накануне целый ряд городских и региональных СМИ выступили с новостями о том, что в России с 1 декабря заработают новые правила замены летней резины на зимнюю. В действительности ничего нового в уже действующие регламенты не добавится. Как и прежде, конкретные обстоятельства «переобувки» закреплены в двух базовых документах: постановлении Правительства № 1090 и техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011.
Согласно первому, на транспортных средствах, относящихся к категориям М1 и N1 — легковые авто, имеющие не более восьми сидячих мест, и грузовики массой не более 3,5 тонн соответственно, — зимние шины должны быть установлены в период с декабря по февраль включительно. Невыполнение этого требования влечет ответственность по статье 12.5 КоАП — «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация должна быть запрещена» — и штраф в размере 500 рублей.
А вот согласно второму — то есть техрегламенту Таможенного союза — сроки «переобувки» можно сдвигать, если на то есть входящие обстоятельства.
«В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий М1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, — говорится в документе. — Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства — члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств — членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами».
Другими словами, сроки замены летних шин на зимние, согласно регламенту, могут меняться в зависимости от климатических условий. То есть, к примеру, в северных регионах разрешено продлевать период эксплуатации зимней резины до марта — апреля, а на юге — сокращать. Так, в Оренбургской и Магаданской областях советуют менять резину начиная с 15 октября, в Крыму, Марий Эл, Мордовии и Татарстане — с 1 ноября, в Ставропольском и Краснодарском краях — с 1 декабря и так далее. Однако на крайний срок замены, регламентированный федеральным законом, эти региональные подвижки не влияют: переобуться в любом случае нужно не позже 1 декабря.
© Игорь Самохвалов/ПГ Будут ли штрафы?
Другой вопрос — будут ли останавливать тех, кто не сменил шины, и штрафовать. Судя по всему, нет — по крайней мере еще в 2023 году глава Госавтоинспекции Михаил Черников заявил, что сотрудники ГИБДД будут ограничиваться за это нарушение предупреждением.
«Каждый владелец транспортного средства должен сам готовить свой автомобиль для того, чтобы можно было безопасно передвигаться по дорогам в зимний период, — подчеркнул Черников в видеообращении, опубликованном в официальном Telegram-канале пресс-секретаря МВД Ирины Волк. — Кроме того, в некоторых регионах у нас вообще скользкости и выпадения снега не наблюдается. И там контролировать этот аспект вообще нет необходимости».
За самостоятельный ремонт машин по ОСАГО могут начать платить больше Какие советы дают эксперты?
Независимые эксперты, в свою очередь, рекомендуют в любом случае не тянуть с «переобувкой».
«Оптимально делать это, когда среднесуточная температура опустится до +6…+7 градусов, — рассказал в разговоре с «Парламентской газетой» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Например, если днем +6, а ночью 0 — стоит уже задуматься о замене шин».
С другой стороны, по словам Антона Шапарина, даже если переобуться на две, три недели или даже на месяц раньше срока, ничего страшного не случится.
«И даже наоборот — так вы получите возможность уберечь себя от всяких непредсказуемых капризов погоды и не участвовать в «дне жестянщика», если он внезапно наступит», — констатировал эксперт.
Что касается советов по выбору шин, то тут, отметил Антон Шапарин, посоветовать можно только одно: не экономить.
«Параллельный импорт у нас работает исправно, и в продаже можно без труда найти качественные шины от «ушедших» европейских брендов, — подчеркнул собеседник издания. — Китайские аналоги, к сожалению, конкуренции с ними не выдерживают, о чем говорят результаты независимого тестирования. С нашими, отечественными шинами ситуация сложнее — с одной стороны, они вроде бы изготавливаются на тех же предприятиях и по тем же технологиям, что и европейские, с другой — подтверждение их качества и соответствия необходимым характеристикам найти крайне трудно».
Другой вопрос, что в разгар массовой «переобувки» цены на шины — в том числе, конечно, и европейские — обычно повышаются, причем границы этого повышения, по словам Антона Шапарина, выявить крайне сложно. Разлет цен на одну и ту же марку в зависимости от региона и поставщика может составлять 40%.
«Вообще, хороший водитель уже все купил и только ждет начала зимнего сезона, — заключил вице-президент НАС. — Но можно попытаться сэкономить, если переобуться на две-три недели раньше рекомендуемых сроков, до сезонного скачка цен. Так вы еще заодно и избавите себя от необходимости стоять в очередях».
Как соблюсти требование о маркировке?Вот уже шестой год в России действует требование об обязательной маркировке автомобильных покрышек. Для нее в соответствии с распоряжением Правительства должен использоваться специальный код, который представляет собой последовательность из 75 чисел и букв. Если такого кода на шинах нет — значит, гарантировать подлинность и надежность продукта нельзя. Единственное исключение — бывшие в употреблении и восстановленные шины, их можно продавать без маркировки.
Всесезонные покрышки, в свою очередь, также должны маркироваться — но не числобуквенным кодом, а аббревиатурами M+S, M.S. или M&S, что означает в переводе с английского mud and snow — «грязь и снег» — и указывает на предназначение шины.