Эксперт: ситуация с рейсами на юге России резко поменяется
Российские авиакомпании планирует серьезно расширить маршрутную сеть полетов за рубеж из Краснодара. Более того, в недавно открывшийся после перерыва хаб переносят рейсы из Сочи. На юге ждут, что уже в этом году заработает и аэропорт Ростова-на-Дону, — тогда ситуация с вылетами за границу кардинально изменится, рассказал Profi.Travel эксперт 29 сентября.
Согласно материалам Росавиации, авиакомпании «Азимут» и «Россия» запросили разрешение на выполнение по 7 вылетов в неделю из Краснодара в Дубай. А «Аэрофлот» — на увеличение частоты рейсов туда же с 2 до 7 раз в неделю. Сейчас на этом направление действует также разрешение на полеты Azur Air (3 рейса в неделю). Red Wings рассчитывает получить допуск на рейсы в Эр-Рияд (3 раза в неделю), аналогичный уже есть у Nordwind.
Кроме того, «Аэрофлот» и «Россия» запросили разрешение на полеты в Стамбул: по 7 раз в неделю. Сейчас допуски есть у «Победы» (7 раз в неделю) и у «Азимута» (14 раз). «Азимут» планирует также летать из Краснодара в Астану 3 раза в неделю (допуск есть у Nordwind)
Помимо этого, «Азимут» запросил и допуск на временной основе к выполнению международных регулярных перевозок из Краснодара в Тбилиси и Ташкент (сейчас разрешения имеют «Уральские Авиалинии» (по обоим направлениям), «Победа» и Red Wings (в Тбилиси).
«Сочи для рейсов за рубеж — это колосс на глиняных ногах. На рейсах в тот же Таиланд или в Египет меньше 10% сочинцев, 90% — это жители Краснодара, Ростова-на-Дону, Донецка, Луганска, Крыма. Из Краснодара полетит и Новороссийск, и Анапа, а в первую очередь — жители всей двухмиллионный ростовской агломерации. Поэтому, естественно, многие авиакомпании сейчас будут закрывать маршруты из Сочи и переносить их в Краснодар, — подчеркнул вице-президент ассоциации «Альянс туристических агентств», гендиректор сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян. — Авиакомпания Air Arabia, вероятно, придет в Краснодар, Flydubai планирует, рейсы могут перенести и Red Wings, и Azur Air, и «Азимут», и другие авиакомпании». Air Arabia, в частности, уже отменила зимнюю полетную программу в Шарджу из Сочи.
Кроме того, по словам эксперта, как только откроется аэропорт Ростова-на-Дону, а это может произойти уже в текущем году, уверен Алексан Мкртчян, то часть рейсов перекинут и в Платов. «В первую очередь, это рейсы в ОАЭ, в Египет. Возможно, не останется ни одного рейса из Сочи в Египет. Дальнемагистральные — на Пхукет (Таиланд), в Нячанг (Вьетнам) также будут летать из Краснодара, как только он заработает в полную силу, или из Ростова», — отметил эксперт.
При этом, по мнению Алексана Мкртчяна, вылеты в Саудовскую Аравию из Краснодара вряд ли будут пользоваться спросом: даже одного рейса в неделю — много. Тем более, это визовая страна (правда, как ранее говорили Profi.Travel эксперты, Саудовская Аравия — перспективное направление, кроме того, прямые рейсы между нашими странами необходимы для въездного туризма). Остальные же рейсы по самым популярным направлениям будут полными.
Пока в сезонном расписании вылетов из Краснодара стоят Анталья, Батуми, Дубай, Ереван, Намаган, Самарканд, Стамбул, Ташкент, Тбилиси, Тель-Авив, Хургада, Шарм-эль-Шейх.
После публикации новости о краснодарском ОТА, сотни клиентов которого могут остаться без оплаченного отдыха, с Profi. Travel связались участники отрасли, чтобы сообщить: это уже не первый случай приостановки деятельности крупного агентства на юге России за последние месяцы. Так, ООО «Служба бронирования» в Ростовской области (г. Новочеркасск) еще в июле заявило о невозможности исполнения обязательств перед туристами. Компания подала заявление о банкротстве, но не смогла уплатить госпошлину в 100 тыс. рублей, и дело осталось без движения. Сейчас туристы не знают, как вернуть деньги за несостоявшийся отдых.
Судя по документам, предоставленным ООО «Служба бронирования» в подтверждение своего банкротства, ее совокупная кредиторская задолженность, просроченная свыше трех месяцев, составляет 41,8 млн рублей. Это — долги перед банками. Этими средствами, как предполагают в отрасли, компания пыталась закрыть кассовый разрыв. Между тем, ее задолженность перед туроператорами, отелями и санаториями, по словам экспертов, как минимум вдвое больше — около 80–90 млн рублей.
«Это крупное турагентство, которое специализировалось на отдыхе внутри России, а также Абхазии и Беларуси — рассказал директор по продажам «Росюгкурорт» Дмитрий Пан. — В отличие от краснодарского «Центра онлайн бронирования» компания не вела субагентской деятельности, так что агентов ситуация не коснулась — возможно, поэтому она не получила такой широкой огласки. Однако их объемы продаж, я думаю, сопоставимы — 500 млн — 1 млрд рублей в год. А это значит, что пострадавших от остановки деятельности могут быть сотни. Они пишут негативные отзывы в интернете, а на самом деле им нужно идти и писать заявления в полицию».
Действительно, в карточке компании на «Яндексе» — огромное количество претензий от несостоявшихся туристов. «За неделю до заезда сказали, что они банкротятся и не могут исполнить обязательств по договору, причём 100% путевки было оплачено в феврале 2025 г., а в санатории в конце июня сказали, что они даже не бронировали ничего там. Сейчас не выходят на связь», — сообщает, например, Андрей Антонюк.
Причины своей несостоятельности турагентство «Служба бронирования» перечисляет в своем заявлении о банкротстве, с которым ознакомилась редакция. Среди них: существенное снижение объема продаж на «популярном туристическом направлении» с января по июнь 2025 г. (вероятно, имеется в виду последствия разлива мазута у берегов Анапы — прим. ред.); повышение цен в отелях; резкое сокращение спроса на туруслуги вследствие экономического спада и снижения покупательской способности населения; усиление конкуренции со стороны онлайн-сервисов бронирования, что привело, по мнению компании, к снижению размера агентской комиссии.
При этом, по словам участников отрасли, которые сотрудничали со «Службой бронирования», финансовые проблемы у нее начались раньше. «Их финансовая нестабильность ощущалась на протяжении двух последних лет — платежи постоянно задерживались. Многие туроператоры, и мы в том числе, предоставляли им отсрочки, поскольку ранее компания вела себя добросовестно», — отметил Дмитрий Пан.
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин согласился: «Службу бронирования» из Новочеркасска, как и их коллег из Краснодара, допустивших кассовый разрыв, ранее нельзя было ни в чем заподозрить. «Мы сотрудничали много лет и никогда не сталкивались с каким-то обманом с их стороны. Не думаю, что это было умышленно — ни в том, ни в другом случае. Вероятнее всего, сложился некий комплекс факторов. Издержки стали больше, налоговая нагрузка выросла. В таких ситуациях любая ошибка может оказаться последней каплей. Видимо, они ее допустили», — заключил он.
При этом сайт «Службы бронирования» продолжает работать. Сообщений об остановке деятельности турагентства там нет. Правда, телефоны, указанные на нем как контакты для бронирования, молчат.
