Евгений Пименов: «Владивосток достоин комфортной и счастливой жизни»
Город, который через неделю отметит своё 165-летие, идёт в ногу со временем, продолжает стремительное развитие, меняется быстрыми темпами к лучшему и становится точкой притяжения для туризма и бизнеса – в том числе благодаря активным жителям и эффективной работе краевых и городских властей, тесному и плодотворному взаимодействию Правительства Приморского края, администрации и думы Владивостока.
В канун Дня города председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы города Владивостока, Евгений Пименов рассказал корреспонденту PRIMPRESS, что конкретно стоит за сухими цифрами бюджета города – доходах и расходах, о своей депутатской работе на округе, благоустройстве и создании во Владивостоке комфортной городской среды.
— Евгений Николаевич, состоялось заседание комитета, на котором рассматривали корректировку бюджета текущего года. Как изменился бюджет города с начала года?
— Нынешняя корректировка – третья с начала этого года. Изначально бюджет был принят в сумме 31,4 миллиарда рублей. Теперь он увеличился на 4,3 миллиарда рублей. Последняя корректировка незначительная по сравнению с предыдущими – всего более, чем на 45 миллионов. Если быть совсем точным, то за счёт бюджетных поступлений другого уровня план по доходам текущего года увеличен на 45 миллионов 679 тысяч рублей. Средства будут направлены в том числе на размещение и создание архитектурных фасадных подсветок на домах в центральной части города в рамках субсидии на программу «Развитие туризма». Планируется подсветить красивые исторические дома в центре города – от улицы Светланской по Океанскому проспекту, если хватит средств – до Покровского парка.
В целом доходная часть бюджета текущего года на данное время составляет 35 миллиардов 784 миллиона 185 тысяч рублей. Дополнительные 4,3 миллиарда рублей, про которые сказано раньше, пойдут, в частности, на реконструкцию дорог. Это будут значимые дороги: улица Нейбута – от Нейбута, 67 до «Зелёного угла», транспортная развязка «Зелёный угол», дороги в микрорайоне «Патрокл». На их ремонт направлено 450,7 миллионов рублей.
Отмечу – это даже не ремонт дорог, а практически строительство новых, как развязка на Зелёном углу с выездом на объездную трассу и дороги на Патрокле. Эти вложения непосредственно пойдут на то, чтобы создать максимум комфорта для людей, проживающих там, и тех, кто будет проживать в новых микрорайонах.
Также есть общий перечень дорог, которые именно ремонтируются – причем проблемные участки, которые восстанавливаются периодически.
Кроме дорог, средства из предыдущих корректировок направляются на благоустройство – 333,6 миллиона рублей на благоустройство парка им. Сергея Лазо и парка «Минный городок», 166,8 миллионов рублей – на благоустройство территорий скверов на улицах Борисенко, 103, Некрасовская, 98, сквера имени Кутузова.
Уже идет благоустройство сквера на улице Некрасовской – это очень непростая реконструкция, потому что проект захватывает и муниципальную землю, и придомовые территории. В городе немало таких участков, но этот оказался самым сложным – здесь четыре владельца земельных участков. Например, тротуар, который идёт вдоль парковки от заправки, изначально не попадал в реконструкцию сквера, он был даже не придомовым. Приходится решать множество вопросов, чтобы не получилось, что какую-то часть сделали, а остальное нет. Люди этого не поймут – для них это единое пространство.
Финансирование идёт из двух источников: одно по одной программе, а небольшой участок идёт по другой программе – благоустройство придомовых территорий. В сквере достаточно хорошие насаждения, рябины, кусты в три яруса – все останется. Все здоровые деревья, которые там изначально росли, будут сохранены.
Ещё 400 миллионов выделяются на завершение строительства четырёх домов на улице Русской под расселение ветхого жилья.
— На заседании Думы принято Решение «Об утверждении отчёта об исполнении бюджета Владивостокского городского округа за 2024 год». Каковы финансовые итоги прошлого года?
— В преддверии утверждения отчёта состоялось три заседания комитета по бюджету, на которых отчитывались руководители управлений администрации, заместители главы города по всем программам и по всем расходам. Депутатам было доложено, что выполнено за год, что не получилось выполнить по объективным причинам.
В целом, выполнение бюджета составило 93%. Депутаты активно обсуждали вопросы, где что-то не получилось или пошло не так. Сумма, которая была освоена – порядка 31 миллиарда рублей. Она была на тот момент самой высокой для бюджета Владивостока.
Нужно учитывать, что бюджет города полностью имеет социальную направленность. Две трети расходных статей – порядка 64% или почти 20 миллиардов рублей – это программа «Образование и молодёжь»: финансирование школ, детских садов и дошкольных детских учреждений. Двадцать миллиардов на образование – это очень важно для качественной подготовки школьников, будущих специалистов, будущего кадрового резерва страны. Ещё полмиллиарда израсходовано на дополнительное образование – десять детских клубов, что тоже важно, чтобы дети занимались там в свободное время, развивали свои таланты, получали дополнительные знания и навыки.
Ещё треть расходной части бюджета-2024 – на дороги, спорт, культуру, сферу ЖКХ. На дороги потрачено порядка 3,5 миллиардов. Причём мы говорим «дороги», но подразумеваем не только дороги. В бюджет закладывается всё, что сопрягается с дорогами: подпорные стенки, тротуары, пешеходные переходы и так далее. Были сделаны дороги на улицах Никифорова, Сафонова, Комсомольская, Авроровская, Юмашева, Кузнецова.
Также существенные расходы в бюджете города в последнее время идут на транспорт. Очень много автобусов обновилось за последнее время. В прошлом году было закуплено 16 троллейбусов и 4 автобуса – на эти цели было израсходовано полтора миллиарда. Причём троллейбусы – с автономным ходом. Владивосток ещё с советских времён имел троллейбусную сеть от центра города и до Океанской, также было ответвление в сторону кольца улицы Багратиона. Но, к сожалению, сохранился только один участок троллейбусной сети, маршрут № 11 – от Автовокзала до Клинической больницы. Закупленные троллейбусы могут до 40 километров двигаться на аккумуляторах по городу, использовать и существующую сеть, опускать токоприёмники и дальше – по городу и за город.
Город при этом – тратит бюджетные деньги не только на то, чтобы обновлять автопарк, специалисты администрации очень плотно работают с компаниями, которые предоставляют услуги транспортных перевозок. За последнее время этими компаниями проведена большая работа по обновлению своего автопарка – поскольку городом ставятся более жёсткие для них условия работы на маршрутах. В сравнении надо вспомнить, какие у нас ещё пять лет назад автобусы ходили по городу. Изменения в транспортном направлении во Владивостоке произошли существенные.
Почти миллиард – 934,5 миллиона рублей – израсходовано по программе «Культура Владивостока».
Я как житель Владивостока, проживший всю жизнь в этом городе, отмечу, что культура Владивостока за последние годы очень изменилась в плане проводимых мероприятий, праздников, событий – как в количественном, так и на качественном уровне. Это бросается в глаза. Было время, когда мероприятия посещало мало горожан. Деньги вкладывали, а людей не было. Сейчас – иное дело. Например, в День защиты детей 1 июня на стадионе не пробиться было, у детей глаза горели, отличная программа была.
Больше стало проводиться мероприятий на локальных площадках в микрорайонах города. Ведь Владивосток географически окружён морем, в центр города, где наибольшая концентрация культурных мероприятий, подъехать в такие дни сложно, практически всегда пробки. Изначально речь шла о том, что нужно создавать парки и скверы в микрорайонах и проводить различные активности в этих локациях. И жителям стало удобнее, хотя бы просто выйти в своём районе в парк или сквер. Поддержание этих локаций в режиме культурных событий также играет свою роль. С одной стороны – центр наполняется, потому что всё-таки основные массовые события здесь. С другой – большая масса людей действительно выходит в парки и скверы своих микрорайонов. Синергия восстановления парков и скверов с культурно-массовой жизнью приносит свои плоды для Владивостока.
*
Официально:
— общий объём доходов бюджета города Владивостока в 2024 году составил 30 795 909 тыс. рублей, трансферты из других бюджетов системы Российской Федерации составили 16 730 836 тыс. рублей.
— на дошкольное и школьное образование израсходовано 19 679 194 тыс. рублей, что составило 64% общих расходов.
— по программе «Дороги Владивостока» расходы составили 3 638 098 тыс. рублей.
— расходы на содержание городского транспорта составили 1 408 737 тыс. рублей.
— по программе «Архитектура и строительство израсходовано 1 173 284 тыс. рублей.
— по программе «Культура Владивостока» израсходовано 934 530 тыс. рублей.
*
— Комитет по бюджету, налогам и финансам формирует перечень инициативных предложений граждан, поступивших в адрес депутатов, которые передаются на исполнение в администрацию города. Как обстоит дело с этим вопросом?
— Действительно, именно нашему комитету поручено заниматься формированием общего перечня инициативных предложений. В этой работе есть, скажем так, определённые тонкости. В понимании наших людей инициативным предложением может быть что угодно: и пара отремонтированных ступенек на лестнице, и огромный разбитый сквер. Но здесь все упирается в финансирование. Если бы город был в состоянии финансировать все свои расходы самостоятельно, то, наверное, технология была бы немного другой.
В идеальной картине люди бы давали инициативное предложение, например, сквер на сопке, и при наличии средств вопрос бы рассматривался и предложение бы реализовывалось. В нашей ситуации по всем крупным скверам и паркам в основе – федеральное финансирование. Поэтому мы реализуем именно локальные проекты, основанные на предложениях граждан. В городе 35 избирательных округов, каждый депутат, работая на своём округе, знает эту территорию. Мы формируем инициативные предложения исходя из того, что нужно решить и при возможном финансировании. Это могут быть лестницы, тротуары, какое-то локальное освещение, пешеходные переходы, подпорные стенки. То есть то, что нужно людям для безопасности и комфорта6: дойти до магазина, аптеки, школы, больницы и так далее. На каждом округе есть десятки лестниц, которые необходимо ремонтировать, тротуары, другие какие-то участки. Депутаты знают проблемные вопросы своего округа, собирают инициативные предложения граждан и подают их в рамках того бюджета, который предположительно может быть на это выделен. Таких объектов из года в год – порядка 70-80.
Какой-то, конечно, фильтр должен быть и со стороны депутата. Как мы, например, работаем с моей командой. Первым делом проверяем, чей земельный участок, он должен принадлежать городу. Также важно, насколько это действительно необходимо, актуально для большинства проживающих. Пытаемся в том числе отсеять через общение с людьми какие-то однозначные «пустышки» – заведомо непроходные предложения. Благодаря тому, что я строитель, мы, может быть, как никто другой из депутатов и их команд, можем профессионально оценить такие вещи, вплоть до минимального осмечивания. Кому-то из коллег посложнее, конечно.
До июня депутаты должны подать все свои предложения, после чего администрация города их рассматривает на предмет возможности выполнения. На сегодняшний день на 2026 год подано 229 инициативных предложений. В сентябре мы должны получить ответ от администрации, и будет сформирован окончательно перечень инициативных предложений на следующий год.
Также инициативные предложения граждан могут совпадать с планами администрации, по которым уже запланировали работы в этом или в следующем году.
И это также синергия – и жителей, и думы, и администрации города Владивостока. Выполнение по инициативным предложениям у нас примерно 80%. Если есть какие-то причины, связанные с невыполнением наказа, – то исполнение наказа переходит на следующий год. Бывает, что затягиваются работы по проектам, где есть какие-то сложности. Всего в 2025 году 94 наказа: 79 приняты от депутатов на этот год и 15 перенесено из неисполненных в 2024 году.
Мне же как жителю Владивостока хотелось бы, чтобы такие вещи делались немного другим способом: чтобы это было внесено в программы и выполнялось системно. Если у нас есть какой-то объём одинаковых конструкций, которые нужно отремонтировать – лестниц, подпорных стенок, тех же пешеходных переходов – то, если взять за основу определенную технологию, обучить этой технологии несколько бригад, которые только этим и будут заниматься, себестоимость упадёт в разы. И когда эти бригады, имея положительный опыт, просто будут год, два, три восстанавливать, условно, все лестницы Владивостока, то эффективность увеличится раза в полтора, а то и в два – в финансовом плане, в скорости и качестве выполнения работ – во всём. Сегодня же – условно – асфальт кладут, завтра лестницу, послезавтра что-то ещё, накладные расходы растут, эффективность падает. К сожалению, когда говорится, что «за год сделано 10-15 лестниц» – для Владивостока, расположенного на сопках, это очень мало.— Вы как депутат ведёте личные приёмы жителей округа, какие вопросы удалось решить?
— Безусловно, приёмы ведутся регулярно, как на округе, так и в отделении партии «Единая Россия».
Много обращений по благоустройству территории округа и придомовых участков. Например, долгое время не решался вопрос ремонта межквартального проезда на улице Терешковой, 13-27.
Добились включения этого объекта в программу «Безопасные качественные дороги», и работы полностью выполнены не только возле указанных домов, но и на смежной улице от Окатовой, 14 до Терешковой, 27.
Но особенно жителей волнует вопрос парковок. Например, на последнем по времени приёме, 11 июня, жители домов по улице Кипарисовой просили помочь решить вопрос с созданием парковок для личного автотранспорта.
Владивосток — город автомобильный, ещё с начала 90-х, когда его заполнили подержанные японские иномарки, которые можно было по сто долларов купить. Плюс рельеф и климат, когда сложно нормально передвигаться по городу пешком, особенно зимой: во-первых, сопки, а во-вторых, гололёд и сильный ветер. На машине, конечно, намного комфортнее. По некоторым данным, на каждого жителя в среднем приходится по одной машине. Все эти тысячи машин нужно куда-то ставить – дворы забиваются, становятся некомфортными, небезопасными для детей и для пожилых людей, перекрываются проезды для спецтранспорта: скорой помощи, пожарных и МЧС. А когда ещё идут массовые стройки в микрорайонах, то беспокойства у людей только прибавляется, потому что блокируются подъездные пути – пробки возникают утром и вечером по пути движения людей в свой микрорайон.
Считаю, что городу нужно подходить к этому вопросу конструктивно: если уж застраиваются старые микрорайоны, то нужно учитывать не только количество парковочных мест, которые застройщик должен построить для дома по нормативам. Нельзя забывать, что когда строится новое здание, то стройка «забирает» пустыри – площадки, где раньше парковались жители соседних домов. А застройщик фактически эту землю изымает из неофициального, юридически ничем не обоснованного пользования людьми соседних домов, которые раньше там оставляли свои машины. На нашем округе, где много застроек, это очень серьёзный вопрос. В городе надо искать, разрабатывать возможности решения подобных вопросов для людей, которые живут здесь уже долгие годы. А по проблеме жителей улицы Кипарисовой – мы знаем эту ситуацию, она действительно касается большого количества людей и требует решения в кратчайшие сроки. Будем добиваться решения этого вопроса.
Работа депутата – это общение с гражданами, решение их проблем: или горячая вода, или электричество, или остановочные павильоны, много всего. Крытые остановки – это, кстати, тоже вопрос, который необходимо решать во Владивостоке системно. Их отсутствие – дискомфорт, потому что для нашего города нормальное явление – внезапный ветер или внезапный дождь. Например, по нашему округу где-то половина остановок не имеет полноценных остановочных павильонов. Просто площадка, часть тротуара – нет ни павильона, ни навеса, люди стоят на улице в любую погоду. Как решить? Как говорится, начать и закончить: сделать за 2-3 года. Хотелось бы, чтобы это были не инициативные предложения, а программа, которая бы реализовывалась во Владивостоке на всей территории города, а не только в центре города.
— В адрес Думы города Владивостока поступают благодарности от жителей округа, общественных, ветеранских и детских организаций за Вашу помощь и содействие. Расскажите об этой стороне работы.
— С ветеранами я работаю ещё с начала 2010 года. Именно тогда началась дружба с Советом ветеранов Фрунзенского района. Я вырос во Фрунзенском районе, и с ним тесно связана судьба. Здесь учился в школе, потом в институте. Ну а когда избрался депутатом от Первомайского района города, мы стали помогать и местным ветеранам: работаем с Советом ветеранов, Советом пенсионеров и обществом инвалидов Первомайского района с 2017 года, второй созыв подряд своего депутатского срока.
Причём работа эта комплексная – помогаем не только Советам ветеранов, но и пенсионерам, и детским организациям, и образовательным учреждениям. Принимаем участие в организации праздников и событий, помогаем техникой, призами – всем, чем возможно. Проводим регулярные встречи, в том числе к праздничным датам, отмечаем активистов. Организуем мероприятия для детей-инвалидов, дарим подарки, то, что им необходимо. В сложной ситуации помогаем материально – например, помогли решить вопрос с жильём коммерческого найма вдове участника СВО. Женщина осталась без денег, с грудным ребёнком на руках, без выплат, так как муж долго числился пропавшим без вести. Была оказана всяческая помощь и поддержка, было выделено жилье, оказано содействие в ремонте.
Стараемся поддерживать организацию субботников. Субботник – это то, на чём мы выросли, те основы трудового воспитания, которые заложены в нас с детства. На территории округа две общеобразовательные школы, три детских сада, Центр дополнительного образования «Эврика», флотилия юных моряков «Восток». Для них мы подгоняем технику на вывоз мусора. Если работы слишком тяжёлые, то выделяем людей в помощь. Предоставляем краски, инструменты, перчатки, мешки и так далее. Привозим саженцы и плодородную землю. Дети привыкают к труду и понимают, что его результаты нужно беречь. Ведь всё, что во Владивостоке создаётся, надо ещё и сберечь. А добиться этого можно, воспитывая молодое поколение в труде.
Если говорить о более крупных мерах поддержки – это помощь в ремонте детских садов, покупка аппаратуры и оргтехники для детской студии, клубов, школ, для Советов ветеранов. Наладили тесные шефские связи с Учебно-техническим центром ВМФ – и ветераны Центра активно участвуют в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи в нашем округе. Неоднократно принимали участие в организации военно-патриотической игры «Зарница», приобретали призы для победителей. Также контейнеры с гуманитарной помощью вместе с коллегами-депутатами Думы периодически собираем и отправляем бойцам на СВО и жителям Курской области. В соответствии с поступившими заявками покупаем оборудование, генераторы, инструменты.
Установили музыкальный центр для детской студии «Эврика», чтобы дети развивали свои таланты, становились победителями конкурсов и участниками всероссийских соревнований. Организовали программу по обучению пенсионеров простым компьютерным навыкам и использованию гаджетов. Особое внимание уделили сетевой безопасности, так как пожилые люди очень часто становятся жертвами сетевых мошенников.
Всё, что надо, пытаемся предоставить – не отказываем. Например, дверь в клубе «Эврика» заменили на металлическую.
Я имею такую возможность как бизнесмен, а не как депутат. Раз уж это мои подопечные, то всячески пытаюсь помочь, чем могу. Стараюсь подключать другие строительные организации, своих партнёров, привлечь к социальной активности и бизнесменов. Пока никто не отказывал. Конечно, есть вопросы, которые должны решаться на уровне города – то, что заложено в бюджет. Например, ситуация с освещением в 81-й школе – но в итоге мы, конечно, помогли и освещение восстановили сами.
Много вопросов возникает, что-то удаётся, чего-то пока не добились. Например, для флотилии «Восток» нужно заасфальтировать маленький плац. Там по площади скорее не плац, а площадка – кусочек асфальта. Это такой мизер, ведь во флотилии занимаются такие ребята – это надо видеть. Когда они выходят на субботник – человек пятьдесят, все дружные, все заряженные. Мы им не только помогли материалами для проведения субботника на «Аллее юнг», но и приобрели макет автомата для начальной военной подготовки, чему они были очень рады.
Я, конечно, не могу быть на 100% удовлетворён итогами своей деятельности, но мы делаем много доброго – и это радует.
— У Вас есть мечта? Настоящая взрослая мечта?
— Если мы говорим о нашем городе, я бы хотел, чтобы во Владивостоке жили счастливые люди.
Счастье – это не обустроенная зона личного комфорта, это постоянное созидательное движение вперед. Человек счастлив тогда, когда он самореализуется во благо родных, близких, общества, любимого города, страны.
Если мы все обратим внимание на наш город, наш двор, нашу пешеходную дорожку, наш подъезд и вспомним, что это НАШЕ, и только от нас зависит внешний вид всего этого, то где-то поднимется рука взять кисточку или инструмент, а где-то не поднимется рука бросить окурок.
Если смотреть глубже, хотелось бы, чтобы во Владивостоке жили счастливые люди, а для этого надо работать, созидать, делать мир вокруг себя лучше.