Евгения Ядрец: "Для Всеволода Николаевича не существовало слова "невозможно"
Не стало Народного артиста РСФСР Всеволода Николаевича Шиловского. Артиста, режиссера, педагога. Уникального человека. Но он оставил о себе огромное творческое наследие и благодарную память своих поклонников и учеников. Ученица Всеволода Николаевича Евгения Ядрец из его актерской мастерской ВГИКА и актриса театра-студии Всеволода Шиловского вспоминает Мастера.
Евгения, вся театральная среда сейчас переживает утрату. В первую очередь хотелось узнать, что будет со спектаклем «В ожидании сердца», в котором Всеволод Николаевич сыграл главную роль. Возможно ли продолжение?
Я считаю, что крайне важно бережно сохранить все спектакли, которые оставил нам Всеволод Николаевич, именно в том виде, в каком он их создавал. Он как режиссер ставил все свои спектакли на «надёжные рельсы»: чёткая драматургическая конструкция, точная режиссура, простроенные характеры персонажей. Благодаря этому и есть возможность ввода в спектакли других актеров.
Совсем недавно мы простились с нашим самым дорогим Мастером, для нас это очень болезненный процесс. Тем не менее я уверена: спектакль обязательно оживёт. И так мы сможем сохранить творчество Всеволода Николаевича, и дать возможность зрителям прикоснуться к нему.
Актёры на эту роль будут рассматриваться из вашей труппы, или это будут приглашённые артисты?
Честно — пока не знаю. Но в любом случае спектакль обязательно получит жизнь.
Вы — ученица и впоследствии актриса театра-студии Всеволода Николаевича. Вы рады, что именно он стал вашим наставником?
Мне невероятно повезло. Трудно описать насколько я счастлива, что по судьбе мне встретился именно он. С ним было потрясающе работать — во всех смыслах.
Как с учителем, как с режиссером, как с художественным руководителем театра. Он не только учил нас мастерству, он направлял нас в жизни. И если спросить каждого из нашей труппы, каждого его ученика, как им работалось с Всеволодом Николаевичем, ответы будут разными. Не потому, что кому-то не нравилось обучение — наоборот. Просто он находил к каждому свой, особенный подход.
Как вам удалось поступить к Шиловскому с первого раза?
Я пришла к нему на первый тур. Система поступления такая: три тура, а затем экзамен. Я готовилась очень тщательно — читала рекомендации, смотрела видео о том, каким должен быть материал: необычным, не заезженным, «не как у всех».
Я начала читать подготовленный материал, и Всеволод Николаевич сказал мне: «Я допускаю тебя сразу до экзамена, но только при условии, что ты прочитаешь то, что тебя действительно трогает».
Это был мой первый и очень важный урок: если ты на сто процентов доверяешь своему мастеру — всё получится. Я отбросила все свои предрассудки и взяла самый популярный, почти хрестоматийный монолог для поступления, но тот, который действительно был мне близок. Произнесла первые пять слов из «Фантазий Фарятьева» Аллы Соколовой — и Всеволод Николаевич сказал: «Спасибо, садитесь». В этот момент поняла: всё, я принята.
У вас очень сильный сценический голос. Это результат обучения во ВГИКе или отдельных занятий?
Способ был очень быстрым. В первый же день поступления Всеволод Николаевич спросил меня: «А вы всегда так тихо разговариваете?» Я со всей силой ответила: «Нет!» — и на этом всё.
С того момента я ни в коем случае, особенно на сцене, не позволяю себе говорить тихо, без опоры — если выражаться профессиональным языком. Я, кстати, ещё и пою, окончила музыкальную школу.
У вас первое образование — психологическое, вы учились в РГГУ. Как это помогает в работе над ролями?
Я всегда считала, что помогает. Но в некоторых ролях это может даже немного мешать. Потому что иногда актёру важно быть непосредственным, входить в образ с «чистой головой», а не только через аналитическое мышление.
С точки зрения психологии я могу найти оправдание даже самому отрицательному персонажу. Но в этом же и огромный плюс. Всеволод Николаевич всегда говорил: «Ты должен быть адвокатом своей роли».
Он, например, играл в «Интердевочке» отвратительного отца. Но ведь у этого человека есть обстоятельства: больная жена, дети, своя логика выживания. Если бы он играл просто злодея — было бы это интересно смотреть?
Какая ваша любимая экранная роль Всеволода Шиловского?
Мне очень дорога его работа в короткометражном фильме «Старый клоун» 2024 года, где он исполнил главную роль. Это малоизвестная, но невероятно тонкая и трогательная работа.
Какими принципами Всеволод Николаевич руководствовался, формируя труппу и атмосферу в театре?
С первого дня он чётко обозначил: «Никаких козней, никаких сплетен — ни в театре, ни на курсе быть не может». Если возникал любой конфликт или вопрос, нужно было сразу идти к нему, и мы вместе всё решали.
Он делал колоссальный упор на сохранение здоровой атмосферы внутри коллектива — и курса, и театра. Вообще уникальность Всеволода Николаевича в том, что и в 25, и в 87 лет он оставался верен тем же принципам, которым учил нас. Он всегда приходил на репетиции заранее, подготовленный, полон энергии, никогда не работал «в полноги».
Он умел очень точно и бережно направлять актеров. При этом в работе он всегда был категоричным. И я хочу, чтобы все студенты-актёры запомнили: если мастер вас «ругает» — значит, он в вас верит. Значит, в вас что-то есть. Для Всеволода Николаевича не существовало слова «невозможно». Каждый день, ровно в 10:00, — мастерство с Мастером. Каждый день.
Планирует ли новая администрация театра приглашать сторонних профессиональных актёров?
Всеволод Николаевич строил театр для своих учеников. Мы все одной школы, мы понимаем друг друга с полуслова. Если новые актёры и появятся, то, скорее всего, это будут ученики Всеволода Николаевича разных лет выпуска. Всеволод Николаевич выпустил 9 курсов во ВГИКе.
А в какой момент вы поняли, что профессия актрисы — ваша?
У меня часто всплывает одно детское воспоминание. Мне лет шесть, мы с мамой идем в гости к бабушке. Я придумала игру: показываю какого-то родственника, а мама должна угадать. Показала дедушку — и мама так рассмеялась, так искренне обрадовалась. Тогда я впервые почувствовала, что во мне есть сила, способная делать людей счастливее.
А приходилось ли вам радикально менять внешность ради роли, даже если это не нравилось?
Я достаточно уверена в себе, чтобы принять любой свой облик. Играть старую деву Огюстину в 21 год или няню Марину — для меня это удовольствие, я от этого кайфую.
Театр-студия Всеволода Шиловского открылся только спустя два года после вашего выпуска из ВГИКа. Вы где-то играли в других театрах?
Я работала детским психологом. Вот тут мне и пригодилась первая профессия. Но продолжать работать по этой профессии не планирую — слишком сильно люблю театр, репетиции, искусство.
А планируете ли вы в будущем преподавать?
Безусловно, планирую. И в этом смысле Всеволод Николаевич — мой главный ориентир. Мне во многом хочется быть похожей на своего Учителя.
Что готовит театр к Новому году?
Мы подготовили новогоднюю сказку для детей — «Приключения Снегурочки и её друзей» в постановке ученицы Всеволода Шиловского Мадины Дасаевой. Спектакль будет идти каждый день до и после Нового года. Также будем играть волшебную «Золушку» в постановке Юлии Латышевой. В программе — интерактив со зрителями и подарки в конце спектакля. Ждем зрителей на наши спектакли.

