Флавиус Арделян «Миазмы. Трактат о сопротивлении материалов». Жизнь это боль
Flavius ArdeleanMiasma. Tratat de rezistența materialelorРоманЖанр: тёмное фэнтезиВыход оригинала: 2016Переводчик: Н. ОсоянуИздательство: «АСТ», 2024Серия: «Шедевры фэнтези»Возрастной рейтинг: 18+554 с., 2000 экз.«Миазмы», часть 3Похоже на:Яцек Пекара, цикл о Мордимере МаддердинеАнджей Сапковский, цикл «Сага о Рейневане»Третья часть цикла «Миазмы» (по внутренней хронологии — вторая) формально независима от остальных. На первый взгляд это максимально реалистичный гримдарк. На страницах книги будет очень много гниения, разложения, мёртвой жизни и живой смерти, переходящих одна в другую, безумия, грязи, секса и всяческих, да, миазмов. Всё это описано чудеснейшим полуархаичным языком со множеством красивых метафор, сравнений, былей и небылиц, отсылок к реалиям восточноевропейской истории… Остаться равнодушным вряд ли у кого-то получится, но вот те, кто с отвращением отбросит книгу после пары десятков страниц, точно будут.Роман состоит из четырёх частей. Второстепенный герой каждой из них подхватывает нить повествования — и становится протагонистом следующей части. Действие происходит параллельно, при этом реальность романа постепенно и ощутимо сходит с ума, сползая в ад. Первая глава начинается в мире, который, казалось бы, вообще ничем не отличается от нашего, но когда обгоревший приёмыш отца Сарбана приживается в Альрауне, всё меняется, и приходит пора вспомнить, что помимо собственно Мира существует ещё и не’Мир — и смысл их существования в уничтожении друг друга, только этим они оба оправданы…Вторая часть — о гениальном писателе, которого видят во сне крысолюды, а он видит во сне человека с лошадиной головой, который и рассказывает ему безумные истории (эта глава, пожалуй, самая интересная, плюс в ней много размышлений о творчестве, вдохновении и неспособности заканчивать начатое). В третьей части мы узнаём об аптекаре и спящей девочке, которая путешествует по не’Миру, любуясь его уродством. И наконец, четвёртая — подготовка к войне и сама война. Очень многие элементы этой истории мы видим с точки зрения разных героев, и ни одна загадка не раскрывается до самого эпилога.Миры романа очень сложны и многогранны, в них полно болезней, сумасшествия, несчастий, суеверий — и веры. Каждый из персонажей обременён тёмным прошлым и не может от него избавиться. Никто из них не лжёт, но никакой абсолютной правды или добра здесь не существует. Зло можно остановить только насилием и смертью, а в конце концов мы понимаем, что Альрауна ничем не отличается от нашего мира.Утром, когда вся Альрауна — когда-то Мандрагора, а ещё раньше Рэдэчини — ещё спала под плотным снежным одеялом, отец Сарбан вынул из-под сутаны ключи от церкви Прими и, поднявшись по трём каменным ступеням, увидел обгоревшего человека: аморфную груду красной плоти и чёрных корок, чьё телесное тепло поднималось к небесам, а стоны устремлялись к земле. Сарбан приблизился и попытался разглядеть лицо несчастного (мужчина? женщина? ребёнок?), однако тот пострадал слишком сильно…
Флавиус Арделян «Миазмы. Трактат о сопротивлении материалов»
8
оценка
Стоит ли читать?
Тем, кто любит жестокий гримдарк с философским смыслом.Удачно
мирпереводперсонажиНеудачно
чрезмерный натурализмместами затянуто