Франкенштейн или современный дель Торро
«Слава Богу, я атеист»Луис Бунюэль
Пересказывать сюжет в этот раз не буду — вряд ли для кого-то история Мэри Шелли о гении Викторе Франкенштейне и его Чудовище будет незнакома. Коротенечко добавлю, что роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» является хрестоматийным — особенно в кино. В частности, благодаря этой истории мы, можно сказать, получили современный жанр ужасов в том виде, в котором его знаем. История Франкенштейна легла в основу второго фильма из серии «Монстры Universal», которая, если выражаться совсем топорно, как раз и открыла жанру дорогу в мир большого кино.
В общем, ладно, опустим прочие банальности и приступим к обсуждению.
!Внимание, спойлеры! Как читательТо, что фильм не является дословной экранизацией романа, понятно с самого начала — дель Торро превратил семью Виктора в «типичную буржуазную единицу» с деспотичным отцом и любящей матерью, которые умирают в начале, оставив его с младшим братом Уильямом одних. Все это идет полностью в противовес книге.
В романе семья героя была также богата и успешна, но при этом — любящей и поддерживающей. Виктора растили в любви, и поддерживали его переменчивый интерес к наукам. Отец не заставлял его становится хирургом, не бил его. В романе вообще Виктор до поступления в университет, где занялся естествознание, тяготел к математике.
Образ Виктора опошлили до такой степени, что ты весь фильм в принципе не понимаешь: что я должна испытывать при просмотре? Понимание? Сочувствие? В романе Виктор был классическим романтическим героем, который, поддавшись собственному тщеславию, создал Монстра — за что поплатился всем. Ты переживаешь за него, за его судьбы, тебе хочется, чтобы всё кончилось хорошо. А герой дель Торро — откровенный *что-то на эльфийском*, которому ты не то что не сопереживаешь — тебе вообще смотреть на него не хочется.
Еще одним важнейшим героем истории была Элизабет. В романе она выросла вместе с Виктором. Она не была женой его брата и тем более не была племянницей какого-то барона
Их отношения с Виктором представлялись как пример искренней и неподдельной любви, о которой и просил Чудовище в романе. В фильме же Элизабет вообще не нужна. То есть: она поговорила с Монстром пару раз, получила от него листочек — и прониклась глубокими чувствами? Да ну что за шляпа-то?! Вот что после ее смерти, что до нее — вообще не понятно, зачем она нужна в фильме. Зачем нам пытались показать их недоотношения с киношным Виктором, если в итоге у них всё равно ничего не было? З-а-ч-е-м?
Уильям, младший брат, тоже бесполезный в фильме. В книге он, будучи ребенком, стал первой жертвой Монстра. Его смерть являлась демонстрацией гнева и обиды Чудовища, которые тот обрушил на своего создателя.
В фильме Уильям ничего сюжету не дает. Ну вот вообще ничего. Так же, как и его жена Элизабет. Если их убрать — сюжет вообще никак не поменяется.
В эту же топку можно отнести сифилитичного героя Кристофа Вальца. Ладно, тут хоть мотивация была. Но то, как все это пошло и бесцеремонно показали…
Конфликт героев был просто спущен в унитаз. В романе это все наполнено огромным количеством символизма — отношения создателя и его отвергнутого творения, отца и сына, Бога и человека. Глубина, которая была в романе, превратилась в грязную лужу от нетфликсовского блокбастера.
Все это можно было бы исправить, прописав героев хоть немного. Если про образ Виктора я выше написала, то про Чудовище мне есть что сказать.
В фильме дель Торро создание Франкенштейна — просто бродяжка. Ну вот реально. Тебе трудно ему сопереживать, потому что ничего из его внутренних переживаний в фильме не было показано.
Твою мать! Ты, когда читаешь о судьбе Чудовища в романе, слезами умываешься: как он «рождается» и сразу сталкивается с ненавистью, как его шпыняют и отвергают все вокруг, как, по сути, ребенок сразу становится отверженным своим создателем. А момент в хижине, где он жил и наблюдал за семьей? Это же все можно было показать. Как Чудовище учится говорить, читать, учиться любви, доброте… Да, в фильме было показано, как он учился, но не было показано, что он чувствовал.
Почему нельзя было показать, как Чудовище читает мильтоновский «Потерянный рай» и понимает, что у него тоже есть Создатель? Почему нам не показывают внутреннюю трансформацию героя?!
На этом же строится весь внутренний конфликт Чудовища, которое, после того как его опять отвергли, поддается ненависти и начинает убивать родных и близких Виктора.
Если хочется посмотреть именно достойную экранизацию романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», гляньте работу Кеннета Браны «Франкенштейн Мэри Шелли» (16+) 1994 года — с ним и Робертом де Ниро в главных ролях. Да, он тоже не дословный, со своими добавлениями, но он сможет показать всю чувственность и глубину, которые были изначально заложены в эту историю.
Оценка, как читателя — 2/5
Как зрительФильм действительно красивый — как, в принципе, все фильмы Гильермо дель Торо. Это красочная сказка, которую приятно именно смотреть. Интерес к сюжету из-за плоскости героев пропадает уже к середине.
В целом, включить его на фоне под что-то вкусное — более чем. Но если вдруг так случилось, что вы сегодня вышли из бункера или мира кабельного ТВ и не смотрели до этого фильмы Гильермо дель Торо, то с «Франкенштейна» начинать нельзя — лучше обратить свое внимание на «Лабиринт фавна» (16+) или «Форму воды» (18+).
Оценка, как зрителя — 3,5/5