Геометрия, свет и воздух: как клубу завода «Каучук» вернули исторический облик

Геометрия, свет и воздух: как клубу завода «Каучук» вернули исторический облик

Найти спрятанный под отделкой потолка фонарь, воссоздать оригинальный облик дверей и окон, восстановить металлические ограждения лестниц, орнамент метлахской плитки и элементы оград: реставрация исторических зданий — всегда пазл, который специалисты собирают из разрозненных или даже утерянных фрагментов. Самые сложные и ювелирно выполненные проекты участвуют в конкурсе «Московская реставрация». Ежегодно в столице отмечают лучшие примеры сохранения исторических зданий. Сейчас открыт прием заявок на участие в конкурсе 2025-го, он продлится до конца августа, а церемония награждения состоится в декабре. В прошлом году одним из лауреатов стал клуб завода «Каучук» на Плющихе. Здание, спроектированное Константином Мельниковым в начале XX века, стало образцом бережного восстановления архитектуры авангарда.

Корреспонденты mos.ru побывали в клубе и выяснили, какой была задумка автора, почему он увлекался геометрическими фигурами и окнами во всю стену и что предстояло сделать во время реставрационных работ.

Комфортный авангард

В 1927-м архитектор Константин Мельников, уже известный по проекту Ново-Сухаревского рынка и одному из конкурсных вариантов саркофага Мавзолея Владимира Ленина, получил заказ от Госпромстроя на строительство клуба для рабочих завода химической промышленности «Каучук» на Плющихе (дом 64/6, строение 1). В том же году был заложен первый камень, и учреждение решили назвать «имени годовщины 10-летия Октября» — в честь юбилея Октябрьской революции. Мастер быстро справился с задачей, несмотря на доработки, и в 1929-м состоялось торжественное открытие клуба.

Мельников действовал как истинный авангардист-конструктивист: спроектировал клуб в виде геометрических фигур, соприкасающихся между собой, — четверти цилиндра, двух прямоугольников (спортивный зал и администрация) и малого цилиндра главного входа. В те годы было модно создавать функциональные здания, светлые, без излишеств, максимально простые, удобные и понятные рабочим. Предполагалось, что в клуб люди будут приходить после трудового дня, заниматься физкультурой, посещать кружки по интересам, смотреть кино и ставить спектакли.

В 1950-е здание реконструировали в соответствии с архитектурной эстетикой того времени, стремившейся к монументальности. Поэтому на потолках появились розетки и карнизы, на лестницах — мрамор. В 1990-е годы помещения арендовали разные организации. Тогда интерьер изменился до неузнаваемости, а к началу 2000-х от задумки Мельникова практически ничего не осталось. В частности, арендаторы снесли некоторые стены-перегородки, ступеньки облицевали мрамором, замуровали оконные проемы, заменили рамы, встроили антресоли.

«Когда мы приступили к реставрации в 2022-м, перед нами был железобетонный каркас и интерьеры, измененные до неузнаваемости арендаторами. Все, чем мы располагали, — чертежи Константина Мельникова и черно-белые фотографии. Самой сложной частью работ стало приспособление здания начала ХХ века к современному использованию. В ограниченном объеме, без возможности расширения, необходимо было разместить инженерные системы: отопление, электричество, вентиляцию, противопожарные системы. Все коммуникации провели и скрыли за компактными подвесными потолками», — делится главный инженер проекта реставрации клуба завода «Каучук» Денис Писарев.

Реставрация завершилась в 2024-м. Теперь в здании клуба завода «Каучук» находится культурный центр Сеченовского университета.

Каменная крошка и игра оттенков

Клуб завода «Каучук» удивляет своей геометрией: парадный вход выполнен в виде небольшого цилиндра с трибуной на крыше. Отсюда посетители попадают в основное четырехэтажное здание с полукруглым фасадом. К нему с двух сторон примыкают пристройки в форме большого и малого прямоугольников.

Фасад выполнен в серых тонах, ведь это основной цвет архитектуры конструктивизма, напоминающий о станках, стали, рабочих комбинезонах и об инструментах. При этом Константин Мельников — творческий человек, не признававший жестких протоколов, позволил себе поиграть с оттенками. Все стены, покрытые штукатуркой, окрашены в светло-серый цвет. В верхней части, над окнами, а также на двух пилястрах центральной части здания используется более темный оттенок. Такое решение создает визуальный эффект объема. Во время реставрации специалистам удалось вернуть эту задумку по сохранившимся образцам декоративной штукатурки.

«Фасад очистили от краски, обследовали участки с повреждениями бетона и заменили разрушенные фрагменты новым материалом. Затем воссоздали каменную штукатурку — так называется материал, состоящий из цемента с добавлением пигмента и блестящей каменной крошки, который изначально выбрал Мельников», — рассказывает Денис Писарев.

Поднимаемся по лестнице с улицы на трибуну над входом (туда можно попасть и по ступенькам, ведущим со второго этажа здания). В праздники и знаменательные даты рабочие выступали здесь с речами и докладами, обращаясь ко всем москвичам. Трибуна состоит из нескольких полукругов, разделенных невысокими парапетами. Мастера восстановили ее пол в технике терраццо — это секции из бетона с мраморной крошкой, между которыми проложены тонкие стеклянные перегородки.

Отсюда особенно хорошо видна массивная конструкция главной части здания, а также вертикальные ряды окон, проходящие по всем надземным этажам клуба. Это один из главных элементов конструктивизма, отсылающий к образу конвейеров заводов и в то же время обеспечивающий свободный доступ дневного света в помещения. Исторический деревянный забор не сохранился, и реставраторы изготовили новую ограду из металла по архивным фотографиям.

Собянин рассказал о планах реставрации объектов культурного наследия в 2025 годуВ столице подготовили новые экскурсии по объектам культурного наследияСобянин: Реставрация фасадов дворца Дурасова в Люблине завершится в этом году

Свет и цвет

Над входом — восстановленная историческая надпись «Клуб завода имени годовщины 10-летия Октября». Цвет бетонных букв выполнен в единой гамме со зданием — в серых тонах.

При входе обращаем внимание на парадную лестницу. «В 1950-е годы ее облицевали мрамором, по краям установили гипсовые балясины и массивные перила. К счастью, под этими элементами сохранились оригинальные ступени, выполненные в технике терраццо», — объясняет наш собеседник.

Боковые марши ведут на цокольный этаж здания, который изначально находился ниже уровня земли. Со временем почва поднялась, и окна этого этажа частично оказались закрыты. Отсюда посетители направляются влево и вправо — по боковым лестницам они поднимаются в фойе первого, второго и третьего этажей, а затем проходят в зрительный зал.

В фойе на каждом этаже — окна во всю стену. Константин Мельников планировал установить здесь перегородки-трансформеры, которые при необходимости разграничивали бы фойе на небольшие аудитории для занятий в разных кружках. При этом всем участникам секций было бы светло. Но идею так и не реализовали. Сейчас здесь стоят кресла и висят ретрофотографии из жизни клуба завода «Каучук» и самого архитектора.

«Нам удалось восстановить перегородки, разделяющие фойе и коридор, а также круглые потолочные светильники. Вообще Мельников очень любил свет, и, полагаю, неслучайно все окна выходят на южную сторону, где обычно больше солнца», — отмечает Денис Писарев.

Кроме того, под слоями позднего напольного покрытия реставраторы обнаружили фрагмент деревянного настила и воссоздали его точную копию из лиственницы.

Из фойе ведут двери в зрительный зал: с первого этажа — в амфитеатр и партер, со второго и третьего — на балконы. От проекта Константина Мельникова сохранилась треугольная сцена (еще одна геометрическая фигура) и винтовая лестница для механиков, устанавливающих свет во время представлений.

«Самым интересным открытием в зрительном зале стал полукруглый зенитный фонарь на потолке — светопрозрачная конструкция, обеспечивающая естественное освещение. По сути, это застекленная часть потолка. Когда мы приступили к реставрации, он был закрыт щитами, к которым подвесили люстру. Но идея Мельникова заключалась в том, чтобы днем обходиться без электричества. Мы вернули эту задумку и дополнили верхний ярус фонаря автоматическими шторками и лампами», — говорит главный инженер.

Еще одной задачей стало восстановление первоначального цвета стен. Исходная окраска была известковой, но до наших дней она не сохранилась.

Тайна творчества

Вновь спускаемся по боковым лестницам со ступеньками в технике терраццо на цокольный этаж. По пути на лестничных площадках видим серо-бежевую метлахскую плитку. Она сохранилась не полностью — недостающие участки реставраторы аккуратно восполнили.

С цокольного этажа можно пройти в большое прямоугольное помещение, где сегодня находится репетиционный зал. Раньше здесь был спортзал, а во время реставрации пространству вернули исторический облик, переосмыслив его назначение.

Стены и потолок репетиционного зала образованы стальными рамами в форме трапециевидных арок. Они выполняют роль перекрытия — на них держатся остекление и потолок без использования дополнительных опор. Эти конструкции сохранились, реставраторам предстояло лишь очистить их от коррозии, раскрыть заколоченные фанерой оконные проемы во все стены, установить новые окна, изготовленные по точному образцу первоначальных, и переложить деревянное напольное и потолочное покрытие.

В малом прямоугольном помещении расположены административно-хозяйственные помещения.

В распоряжении Константина Мельникова было ограниченное количество стройматериалов, и он сумел обойтись тем, что имел, и при этом создать гениальный проект. Как писал сам архитектор, напутствуя последователей: «Творчество — тайна. Будь сам по себе в своем веке и строй равные и также гениальные сооружения, не забывай, что все, что ты строишь, строится для счастья людей».

Заявки на конкурс «Московская реставрация» принимаются до конца августа на портале mos.ru.

Собянин: Архитектурным деталям зданий при реставрации уделяется особое вниманиеОт «Ударника» до гаража Константина Мельникова: реставраторы возвращают к жизни памятники конструктивизмаЛавандовая гостиная и золотая спальня: над чем сейчас работают реставраторы в доме Мельникова

Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

12:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025