​Города-спутники вместо точечной застройки: как АО «СПК» создает экосистемы для жизни в Перми

​Города-спутники  вместо точечной застройки: как АО «СПК» создает экосистемы для жизни в Перми
Беседовал Кирилл Перов – Виктор Петрович, какие ключевые принципы определяют выбор АО «СПК» тех или иных строительных площадок? Основным стратегическим приоритетом компании является реализация крупномасштабных квартальных проектов, а не точечная застройка. Конечно, отдельные жилые комплексы присутствуют в портфеле, но ключевой акцент делается на территориях площадью от 50 тыс. кв. метров, что позволяет формировать целостные городские пространства. Этот подход был заложен еще в начале 2000-х, в Левшино, когда компания впервые вышла на рынок как самостоятельный игрок. Приобретая значительные земельные участки, мы сразу проектируем их с учетом социальной и инженерной инфраструктуры: резервируем площади под детские сады, школы, поликлиники и другие инфраструктурные объекты. Ярким примером служит наш микрорайон в Мотовилихе, где заранее были предусмотрены зоны для детского садика, котельной, социальной инфраструктуры в целом. Другой показательный пример – город-спутник Кондратово. Ни у кого сегодня язык не повернется назвать этот населенный пункт деревней, хотя официально это именно так. Здесь мы не только построили жилье, согласовав проект с генпланом, но и модернизировали дорожную сеть, а также заложили основу для будущей социальной инфраструктуры. Сегодня, дополняя кварталы коммерческими объектами – торговыми комплексами, медицинскими и спортивными центрами, – мы создаем самодостаточную среду, без необходимости ежедневных поездок в город. Такой комплексный подход, включая диалог с администрацией Пермского района, обеспечивает не просто строительство жилья, но и формирование полноценной экосистемы для жизни. – Что еще важно учесть до начала строительства? Уже на этапе проектирования жилых кварталов мы закладываем логистические и инфраструктурные решения. Где будут работать люди? Как будут проходить маршруты общественного транспорта? Интегрируем остановочные комплексы в жилую застройку. Например, в первых кварталах Кондратово, где изначально отсутствовали автобусные линии, мы самостоятельно организовывали перевозки жителей до ближайших остановок, а с расширением микрорайонов добились включения комплекса в междугородние маршруты. Особое внимание уделяется социальной инфраструктуре: школы размещаются в шаговой доступности от транспорта и жилых домов, дорожные сети проектируются с учетом будущего роста населения. Еще 10-12 лет назад мы предлагали амбициозные проекты, такие как строительство моста, способного объединить Кондратово с микрорайоном Парковый, однако тогда диалог с городскими властями не привел к результату. Сегодня, с учетом масштабной застройки бывших сельхозугодий, вопрос транспортной доступности вновь актуален. Дополнительные въезды в Кондратово способны усилить связность территорий и улучшить качество жизни тысяч жителей. Устойчивое развитие городов-спутников невозможно без совместных усилий власти и бизнеса и в целом – градостроительной дальновидности. Каждый новый проект – это шанс создать среду, где инфраструктура опережает рост, а не догоняет его. – Какие еще возможны варианты развития города с точки зрения строительства жилья? Застройка больших территорий во Фролах, Кондратово или на Вышке-2 – не прихоть, а необходимость. Центр Перми может предложить ограниченное количество свободной земли; промышленных зон, которые можно вовлечь в оборот, осталось мало. Любые проекты в центре – априори дорогие как для застройщиков, так и для покупателей квартир. О доступности жилья в этом случае говорить не приходится.Компании, работающие в сегментах доступного комфортного жилья, выбирают большие свободные площади – это вопрос выживания в условиях растущего спроса. Посмотрите на Екатеринбург, где за считанные годы появились жилые массивы на сотни тысяч квадратных метров жилья. Пермь неизбежно движется к тому же: деревни вокруг станут ее районами или городами-спутниками, как Кондратово. Это логика мегаполиса – укрупнение и поглощение. Но рост требует баланса. Да, центр изменится: ветхие дома уступят место современным проектам. Однако важно, чтобы новые кварталы не стирали память места. История – не балласт, а фундамент. Расширяясь, Пермь должна оставаться собой: соединять прошлое с будущим, а не выбирать между ними. Промышленные зоны в спальных и даже центральных районах – потенциал для развития. Речь о предприятиях, которые либо прекратили работу, либо едва функционируют. Их территории все чаще переходят в руки застройщиков, превращаясь в площадки для жилья.Многие объекты, расположенные в хороших локациях, уже вовлечены в рынок: часть выкуплена, часть готовится к застройке через механизмы комплексного развития территорий (КРТ).Этот процесс закономерен. Города растут, спрос на жилье в удобных районах высок, а пустующие промзоны – логичный ресурс для решения проблемы. Наша компания активно участвует в аукционах по таким территориям, видя в них не просто землю под дома, а возможность создавать современные районы с историей. Однако стоимость земли и наличие обременений – ключевые факторы в любом проекте. Расчеты просты: если цена земли «съедает» будущую прибыль от строительства, проект теряет смысл. – Какой тип жилья, на ваш взгляд, сегодня наиболее востребован жителями Перми, и заметили ли вы какие-то изменения за последний год? Сегмент «эконом» всегда остается востребованным, но сегодня его границы стремительно смещаются. Повышая качество инфраструктуры, благоустройства и самих квартир, мы фактически перешли в категорию «комфорт+», а в некоторых проектах – даже к «бизнес-классу». Это не маркетинг, а ответ на запросы жителей: люди хотят не просто стены, а современную среду для жизни. Рост стоимости финансирования и снижение покупательной способности в 2025 году лишь подтвердили правило: качественное жилье вне кризисов. Да, формально цены остаются в рамках «эконом», но фактически мы предлагаем иной стандарт – с продуманной средой, где каждая деталь работает на качество жизни. Это не просто жилье, а комплексный подход: дворы-скверы, свободные от машин, с безопасными детскими игровыми зонами и зелеными рекреациями; первые этажи, отданные под офисы, коворкинги и сервисы, – все в шаговой доступности; широкие проспектные улицы с четкой организацией потоков и визуальной гармонией.И все это – с применением долговечных материалов и технологий, которые сохранят актуальность проекта на десятилетия вперед. На наших объектах класс энероэффективности очень высок, часто это A (+/++). В совокупности с другими решениями (датчики, LED-освещение) это позволяет снижать расходы жителей на коммунальные платежи. Квартиры оснащены видеодомофонами, во дворах есть возможность установить комплексные решения видеонаблюдения – все это делает жилье не просто доступным, а по-настоящему удобным, безопасным и современным. – Какие масштабные инфраструктурные объекты, на ваш взгляд, определят будущее нашего города на 10-20 лет? Строительство дорог и мостов – ключ к развитию городов. Объездные трассы уже разгрузили Пермь, сделав Кондратово и Фролы доступнее центра. Но рост города требует опережающих решений. Посмотрите на Култаево, сейчас там строятся, пока даже не работают в полную силу, огромные логистические центры, а загруженность дороги – шоссе Космонавтов – стала в разы больше, чем даже год назад. А что будет, когда объекты введут в эксплуатацию? Правобережье Камы – следующий фронт работ. Даже один новый мост снимет остроту, но не закроет потребностей стремительно растущего города. Массовое жилье у реки должно стать нормой, а не привилегией. Социальная инфраструктура – школы, спорткомплексы – обязаны быть в шаговой доступности. Но без дорог все это бессмысленно: нет транспортного каркаса, нет жизни.  

Business Class Business Class

10:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025