Госдума приняла законопроект, меняющий понятие «турпродукт»
Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект, изменяющий понятие «турпродукт» в сфере въездного и внутреннего туризма. Как и просил бизнес, документ доработали. Согласно законопроекту, в сфере внутреннего и въездного туризма туристским продуктом является размещение и хотя бы одна дополнительная услуга: перевозка, работа экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника. Изначально перечень был более широким.
В документе уточняется, что в состав формируемого турпродукта могут включаться и иные услуги.
При этом турпродукт в сфере выездного туризма никак не изменился: это по-прежнему комплекс услуг по перевозке туриста в страну временного пребывания и обратно плюс размещение.
Напомним, ранее мнения по поводу законопроекта разделились. Многих участников рынка возмутило то, что в состав турпродукта по внутреннему туризму включался трансфер или питание. По мнению отрасли, такой расклад мог убить или увести в тень туристическую розницу.
Как пояснил руководитель ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов, в этот раз законодатель прислушался к представителям туриндустрии и ко второму чтению убрал из состава турпродукта по внутреннему туризму часть услуг. В частности, питание, страхование, аренду транспорта и трансфер.
Недовольство турбизнеса вызывал тот факт, что если часть услуг добавились в процессе поездки, то в какой-то момент услуги размещения могли в одночасье получить статус турпродукта. Например, если турист купит экскурсию у отеля. Это означало бы, что гостиницам повсеместно пришлось бы оформлять статус туроператора. По словам Мохова, такая ситуация отдельно оговорена — в текст закона добавили исключением, по которому допуслуги средства размещения не считаются турпродуктом.
Однако, по словам экспертов, у законопроекта есть и минусы. По словам юриста «Альянса туристических агентств» Марии Чапиковской, теперь турагенты не смогут собирать несколько туруслуг у разных поставщиков, а только у одного партнера-туроператора, либо забронировать одну услугу, а остальные — предложить туристу купить самостоятельно.
Кроме того, судебная практика может сложиться не так, как задумывалось разработчиками проекта, добавила юрист. В частности, сейчас суды, по ее словам, особо не различают турпродукт с нормальной перевозкой и туруслуги в виде проживания с трансфером — последнюю комбинацию судьи также нередко считают турпродуктом. Более того, различный понятийный подход к определению турпродукта для разных сфер туризма будет непросто донести до судей и иных правоприменителей.
Наибольшую опасность законопроект несет для авторского туризма, считает эксперт. У этого направления турбизнеса просто не останется вариантов, кроме оформления туроперейтинга или ухода в еще большую тень. «Причем, я говорю не о тех, кто работает сейчас в тени, это отдельный вопрос, который изменения, скорее всего, не решат. Я говорю о нормальных исполнителях, которые вправе оказывать туруслуги без формирования турпродукта, делают это законно и несут ответственность перед клиентами в силу Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», — подчеркнула Чапиковская.
Среди плюсов эксперты отмечают возможность туроператоров по внутреннему туризму и въездному однозначно определяться с тем, что именно они реализуют — турпродукты или туруслуги. Это необходимо, в частности, чтобы получить освобождение от уплаты НДС. Льгота для туроператоров по внутреннему и въездному туризму продлена до 2030 года. Раньше, многим компаниям льгота была недоступна, так как де-юре они не формировали турпродукт. В России туристы, как правило, сами добираются до места отдыха, а прибытие иностранцев обеспечивают их отправляющие компании. Возможность воспользоваться туроператорской льготой стала актуальнее, учитывая, что планка по упрощенному налогообложению снижается с 60 млн до 20 млн руб. дохода.
Кроме того, по словам Марии Чапиковской, нынешнее определение турпродукта фактически не соответствует большинству предложений на рынке.
Для агента такая определенность тоже полезна, так как бронируя у туроператоров комплексы услуг по РФ, турфирма сможет заключать договор реализации турпродукта без сомнения в том, что бронирует: турпродукт или нет.
Напомним, закон вступает в силу с 1 марта 2026 года. Но требование о добавлении сведений в информационную систему электронных путевок для внутреннего и въездного туризма для нового типа турпродукта не будет применяться до 1 сентября.
В Москве подвели итоги отбора регионов-финалистов программы по развитию въездного туризма «Открой твою Россию». География регионов победителей — от Дальнего Востока до Мурманска. Команды выстроили единую логику создания туристического продукта, который способен простимулировать приток туристов из других стран. Ключевым достижением программы стала, конечно, разработка межрегиональных маршрутов.
Кто вышел в финалПрограмма создана Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Центром стратегических разработок (ЦСР) при поддержке Минэкономразвития России, Россотрудничества и Cosmos Hotel Group. Реализацией проекта занималась команда Profi.Travel.
В Национальном центре «Россия» представители субъектов РФ презентовали свои туристические продукты, после чего Экспертный совет определил 10 регионов с самыми перспективными проектами.
В их числе Тюменская область — единственный регион, разработавший сразу три туристических продукта для ключевых зарубежных рынков — Китая, Индии и арабских стран. Республика Алтай и Алтайский край показали совместный межрегиональный туристический маршрут, а Амурская и Иркутская области создали киномаршрут по мотивам российско-китайского художественного фильма «Красный шёлк».
Приморский край в свою очередь разработал премиальный туристический маршрут для китайских туристов. В список финалистов также вошли Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Мурманская, Сахалинская и Тульская области.
По словам министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова, в России должны быть качественные межрегиональные маршруты, регионы — не конкуренты, а партнеры в развитии туризма. Самые качественные, самые проработанные продукты, отметил он, получат прямую поддержку: участие в международных выставках, информационные туры для зарубежных операторов, продвижение в соцсетях и СМИ.
Результаты и перспективы программы«Результаты программы «Открой твою Россию» трудно переоценить. В финал вышли 10 сильных и по-настоящему ярких проектов с готовыми туристическими продуктами для иностранных рынков, — сказал соруководитель комитета по въездному туризму РСТ, гендиректор Profi.Travel Алексей Венгин. — 24 региональные команды прошли полноценный образовательный путь — более 80 часов лекций, практики и работы с экспертами. Параллельно была проведена диагностика туристического потенциала 65 регионов России.
Я уверен, что эффект этой работы будет раскрываться в горизонте ближайших лет. Программа стала точкой активации для регионов: она задала методологию, общий язык и понятную логику работы с въездным туризмом».
По словам эксперта, команда Profi.Travel вместе с партнёрами сопровождала эту работу на всех этапах — от диагностики и образовательного блока до финала программы. «Для нас это был большой и важный проект, в котором удалось совместить экспертизу, практику и живую работу с регионами», — подчеркнул Алексей Венгин.
Как рассказал генеральный директор Центра стратегических разработок Павел Смелов, регионам важно определиться, для рынка какой страны они будут создавать туристический продукт, насколько готовы к этому бизнес и инфраструктура. «Мы поможем наладить устойчивые и надежные B2B контакты. Важно качество, чтобы не просто количественные показатели были, а качественные, чтобы турист возвращался снова и снова», — отметил он.
Регионы-финалисты получат комплекс мер поддержки: ЦСР включит лучшие туристические продукты в международный каталог Time to Travel и обеспечит их участие в крупнейших зарубежных туристических выставках под национальным брендом Discover Russia. Кроме того, эти проекты интегрируют в программу Россотрудничества «Новое поколение», объединенную с программой АСИ «Невероятные приключения иностранцев в России». Она предусматривает экспертную оценку маршрутов иностранными туроператорами, журналистами и лидерами мнений, а также продвижение на международных площадках и поддержку в установлении партнерств.

