Госпожа Мацукава против «Трёх неядерных принципов»

Госпожа Мацукава против «Трёх неядерных принципов»

В первую декаду августа в Хиросиме и Нагасаки прошли траурные церемонии, посвящённые памяти о трагических событиях, связанных с ядерными бомбардировками. А уже 20 августа информационное агентство Reuters опубликовало материал «Шок Трампа заставляет Японию задуматься о немыслимом: ядерное оружие»[1]. Публикация основана на интервью, взятом ещё 26 мая в Токио у госпожи Руи Мацукава, депутата верхней палаты парламента от правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). В самой партии Р. Мацукава (54 года) занимает важные посты, связанные с внешней политикой и безопасностью. Её бэкграунд включает и солидный опыт работы в МИД Японии, и пребывание в должности парламентского заместителя министра обороны. Она входит в список граждан Японии, которым бессрочно запрещён въезд на территорию Российской Федерации[2]. В интервью Reuters госпожа Мацукава поделилась, в частности, впечатлениями от общения с представителями британского и европейского истэблишмента, которое имело место во время её рабочей поездки в Лондон в марте этого года.

Р. Мацукава пришла к выводу о том, что, даже если непредсказуемость Дональда Трампа является его сильной стороной, Японии нужно думать о «плане Б», имеющем отношение, в том числе, к пересмотру её «Трёх неядерных принципов», провозглашённых в эпоху холодной войны. В 1967 году премьер-министр Эйсаку Сато, выступая в бюджетной комиссии нижней палаты Японского парламента, заявил, что Япония будет придерживаться в отношения ядерного оружия следующих подходов: «не размещать, не производить, не разрешать ввоз на свою территорию»[3]. Актуальность «Трёх неядерных принципов» неоднократно подтверждалась парламентскими резолюциями. Однако, законом они так и не стали, о чём госпожа Мацукава не забыла напомнить в своём интервью.

«Три неядерных принципа» являются единственным на сегодняшний день самоограничением японской оборонной политики, которое осталось «в неприкосновенности». Это при том, что в период холодной войны в Японии был выработан целый «пакет» оборонных самоограничений. К ним относились ограничение потолка оборонного бюджета в один процент от ВВП, отказ от участия в коллективной самообороне, а также «Три принципа военного экспорта» (1976 г.), фактически запрещавшие поставки военной продукции даже в США. Установление подобных самоограничений обычно объяснялось имплементацией «антивоенной» статьи японской Конституции, но, на самом деле, существовали и другие причины внутреннего характера. Японские консерваторы вынуждены были учитывать имевшееся в стране ощутимое недовольство в отношении военно-политического сотрудничества с США. Имело место и стремление японского политикума компенсировать таким образом собственные репутационные потери из-за коррупционных скандалов.

После завершения холодной войны началась постепенная эрозия самоограничений, связанных с коллективной самообороной и военным экспортом. А в «эпоху Абэ» уже была осуществлена их ревизия на политическом и законодательном уровне. При этом, всё оформлялось как смягчение, а не «обнуление». Далее, уже правительство Фумио Кисиды отказалось от соблюдения потолка оборонного бюджета в один процент от ВВП, продолжило корректировку правил военного экспорта в сторону их ослабления.

Возникает вопрос, с чем связана настолько сильная политическая устойчивость именно «Трёх неядерных принципов», которые сохранились до наших дней в первоначальной редакции. Конечно, сыграло роль то, что «Три неядерных принципа» в части необладания собственным ядерным оружием пересекаются с международными обязательствами Японии по договору о его нераспространении. Но, пожалуй, ещё более важным препятствием для японских ревизионистов являлись следующие соображения. Послевоенная идентичность Японии была выстроена на «виктимизации» её участия во Второй мировой войне, наличии у страны особой «глобальной миссии» продвижения идей ядерного разоружения, мира без войн (впрочем, это не мешало Японии находиться под американским «ядерным зонтиком», подобный феномен получил название «ядерная дилемма Японии). При этом Эйсаку Сато даже получил в 1974 г. получил Нобелевскую премию за мир.

Попытка пересмотра «Трёх неядерных принципов», при которой, допускалось бы, например, размещение американского ядерного оружия на японской земле, создала бы для японских консерваторов слишком серьёзные репутационные и прочие риски как во внутренней, так и во внешней политике. Здесь требовался очень серьёзный повод.

И вот в качестве такового попытались использовать украинский кризис. Первым звонком стали высказывания Синдзо Абэ во время его участия в программе одного из японских телеканалов 27 февраля 2022 года. Бывший премьер дал понять, что Япония могла бы использовать в том или ином виде концепцию ядерного сдерживания НАТО, предполагающую размещение американского ядерного оружия у союзников с возможностью его «подвески» к их ударным самолётам. После именно этой телепередачи тематика пересмотра «Трёх неядерных принципов» тема закрепилась в японском дискурсе. В ходе происходившей осенью прошлого года компании по выбором главы ЛДП, Сигэру Исиба и Санаэ Такаити, два её главных участника, уже допускали, что в японские порты могут заходить американские корабли с ядерным оружием на борту. Формально это является нарушением «Трёх ядерных принципов», хотя как сейчас известно, во времена холодной войны это практиковалось и скрывалось правящей верхушкой от общественности.

Р. Мацукава лукавит, когда объясняет появление в своей голове «Плана Б» впечатлениями от недавних бесед с европейскими коллегами. Она хорошо известна как единомышленница бывшего премьер-министра С. Абэ. Она стала заметной персоной в образовавшейся политической «фракции» сторонников пересмотра «Трёх неядерных принципов». В эту «группировку» входят японские парламентарии и связанные с ними представители гражданской бюрократии, отставные генералы Сил самообороны. Например, в ходе заседания бюджетной комиссии верхней палаты парламента в марте 2022 года уже имело место совместное с её единомышленниками навязывание этой темы в качестве предмета для дебатов[4].

Также, сложно поверить, что именно фактор «непредсказуемости» Дональда Трамп является единственно причиной актуализации для Японии столь деликатной темы. Серьёзные сомнения в надёжности американских гарантий появились ещё во времена администрации Барака Обамы. В Токио были недовольны его реакцией на «серую зону безопасности» вокруг островов Сенкаку в Южно-Китайском море. А упомянутое выше резонансное высказывание С. Абэ на японском телевидении было сделано при нахождении Джо Байдена в статусе хозяина «Овального кабинета».

Однако на рядовых японцев резкие высказывания Д. Трампа в отношении союзников действительно оказывают влияние. Опрос общественного мнения, проведённый в Японии в этом году, показал, что 41 процент респондентов высказывается за пересмотр «Трёх неядерных принципов». Опрос на эту же тему, проведённый три года назад одним из японских «мозговых центров», показывал уровень поддержки этой идеи в 20 процентов. Влияет здесь и фактор смены поколений. Память о трагедиях Хиросимы и Нагасаки всё больше отходит для японской молодёжи на второй план. Причём даже для молодых людей, проживающих непосредственно в этих городах[5].

Р. Мацукава и её единомышленники акцентируют внимание на том, что Японии следует использовать вышеупомянутую концепцию расширенного ядерного сдерживания. По её словам, это как бы позволит Японии, оставаясь неядерным государством, предоставить своим Силам самообороны возможность «лучше познакомиться» с ядерным оружием, получить опыт обращения с ним. При этом возникает простой и резонный вопрос - а для какой цели их личному составу понадобится подобный опыт? Не станет ли следующим шагом Токио создание собственного «ядерного оружия»? В ситуации, когда будущее Договора о нераспространении ядерного оружия выглядит всё более тревожным, ядерный выбор Японии, например, по модели «атомная бомба в подвале», действительно уже не выглядит чем-то «немыслимым».

Впрочем, не совсем понятно, как администрация Д. Трампа отнесётся к идее совместного с Японией «расширенного ядерного сдерживания». Если во время своего первого президентского срока Д. Трамп давал понять, что не против даже обладания Японией ядерным оружием, то теперь его окружают другие советники. Возможно, в Белом доме, Госдепартаменте, Пентагоне есть те, кто понимает, что «знакомство» японцев с американским ядерным арсеналом – не простое любопытство. Известно, что японская сторона в ходе закрытых консультаций с американцами всё больше настаивает на большей координации с США в вопросах ядерного сдерживания, что вызывает в Вашингтоне некоторое раздражение.

Обращает на себя внимание и интерес Японии к накачиванию собственных «ракетных мускулов» - по сути возможных средств доставки ядерных зарядов. Министерство обороны Японии объявило о подписании с компанией Mitsubishi Heavy Industries крупных контрактов по модернизации уже выпускаемых ею ракет, разработке новых видов ракетного оружия. Модернизация ракеты Type 12 класса «земля-корабль» сделает возможным её применение для ударов и по целям вероятного противника, также будут разработаны версии этой ракеты для запуска с кораблей и самолётов. Проводится и разработка принципиально нового для Японии типа вооружений — «гиперзвукового планирующего средства доставки» (Velocity Gliding Projectile, HVGP). Речь идет ракете с дальностью полета до нескольких тысяч километров, от которой на большой высоте будет отделяться боевая часть, планирующая к цели на скорости гиперзвука. С некоторой натяжкой ее можно отнести даже к гиперзвуковому оружию[6].Ядерные боеголовки буквально «напрашиваются» к установке на подобные ракеты.

В этих условиях мировое сообщество имеет право на вопрос о том, сколько еще продержатся «Три неядерных принципа» и какова реальная позиция Токио по вопросу ядерного сдерживания?

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Ключевые слова: Япония «Три неядерных принципа» расширенное ядерное сдерживание либерально-демократическая партия Руи Мацукава Type 12

 

Международная жизнь Международная жизнь

15:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025