Государственное управление в СССР периода "стабилизации"

Государственное управление в СССР периода "стабилизации"

О причинах появления номенклатурной касты в советской системе власти и распространении коррупции рассказывает в сто тридцать седьмом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.

Смещение Никиты Хрущева с высшего поста в государстве произошло по причине того, что он волевыми методами проводил необоснованные и непродуманные преобразования. Эта бесконечная цепь реформ буквально лихорадила партийный и государственный аппарат. 

Поэтому главной целью смены руководства страной было стремление к стабильности во всех звеньях управления государством. Под лозунгом возрождения принципа коллективного руководства страной три главные государственные должности были распределены между тремя лицами. Первым секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев, председателем Президиума Верховного Совета избрали Николая Викторовича Подгорного, председателем Совета министров СССР был назначен Алексей Николаевич Косыгин. 

Партийную должность Брежнева мы тоже именуем «государственной», так как сращивание партийного и государственного аппарата дошло до такой степени, что пост главы партии безоговорочно считался высшим в иерархии государственного управления. Также большим влиянием в высших эшелонах власти пользовался «главный идеолог партии» Михаил Андреевич Суслов. Он взял на себя роль главного ортодоксального цензора всех государственных решений и реформ, подвергая все замыслы своей экспертизе с точки зрения их соответствия заповедям и догмам марксистко-ленинской теории. 

С приходом к власти этих лиц внутриполитический курс государства существенно изменился. Многие реформы Хрущева были подвергнуты критике и отменены. Однако полного единства у представителей высшего звена власти в определении курса внутренней политики государства поначалу не было. 

А.Н. Шелепин, главный организатор смещения Хрущева, секретарь ЦК КПСС и руководитель Комитета партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совете министров СССР выступал за возврат к порядкам сталинского времени. Его полностью поддерживал председатель КГБ В.Е. Семичастный. Надо отметить, что Шелепин, как и Подгорный, претендовали на высший пост в партии. Дело в том, что Брежнев в момент переворота планировался «заговорщиками» как временная фигура. 

Шелепин уже сформулировал свое видение направлений во внутренней политике с целью полной реставрации сталинских порядков, включая смертную казнь за политические преступления. В его варианте проекта доклада ЦК КПСС к 20-летнему юбилею Победы эксперты насчитали 17 пунктов несовпадения с курсом Брежнева. Туда входили предложения отказа от Программы партии и от принципиальных решений XX и XXII съездов партии. Во внешней политике предлагалось отказаться от принципа мирного сосуществования с капиталистическими государствами и восстановить отношения с Китаем.

Однако большинство в руководстве партии и государства склонялось к умеренному консервативному курсу во внутренней политике.

В мае 1967 года из-за бегства дочери Сталина Светланы Аллилуевой за границу и из-за предстоящего издания за рубежом ее книги был снят с поста председателя КГБ Семичастный. Но это был формальный повод для его увольнения, на деле же этим самым Брежнев хотел ослабить позиции рвущегося к власти Шелепина. Председателем КГБ стал сторонник Брежнева Юрий Владимирович Андропов. А в сентябре 1967 года был освобожден от своих служебных и партийных обязанностей и сам Шелепин. 

Возобладал компромиссный курс на стабильность. Прекратилась открытая критика культа личности Сталина, были преданы забвению события 1937–1938 гг., снова были закрыты для исследователей многие фонды государственных архивов, ужесточилась цензура, подвергались преследованию инакомыслящие, но полной реставрации сталинизма и «закручивания гаек» в политике и праве не случилось. 

В этот период стабилизации воцарилась спокойная обстановка для работы партийно-государственной номенклатуры. И сам этот термин был запущен в оборот в это время. Под номенклатурой понимался слой людей, занимавших ответственные должности в партийном и государственном аппарате. Это также перечень должностей, которые занимались гласно или негласно только по назначению вышестоящего партийного органа. У каждого уровня партийных органов — у ЦК КПСС, у обкомов партии — был свой список таких постов. В него входили не только государственные и партийные должности, но и посты глав общественных и молодежных организаций, председателей колхозов, ректоров вузов, редакторов газет и даже высших иерархов религиозных организаций. 

Негативное звучание этот термин приобрел в связи с тем, что при помощи такой номенклатурной системы фактически сложилась закрытая каста начальствующих лиц. Главное было попасть в списки номенклатуры, а в дальнейшем даже при провалах в работе чиновнику, находящемуся в номенклатурных списках, как правило, не грозило полное выпадение из этой страты. Его перемещали «по горизонтали» или с понижением, или с переводом из партийных структур в советские, из государственных в профсоюзные организации и т.д.  

Эти люди таким образом становились «непотопляемыми». Такие «ценные» кадры профессиональных руководителей всемерно берегли, и к этому призывал сам Брежнев. По подсчетам специалистов в этот слой людей входило около 250 тысяч чиновников из населения Советского Союза, насчитывавшего 240 миллионов человек.

Для номенклатуры было установлено недоступное для всех граждан распределение продовольственных и промышленных товаров, ее представители и члены их семей обслуживались в специальных поликлиниках и санаториях. Слухи об «обкомовских буфетах» и «спецраспределителях» широко распространялись в населении. Такое социальное неравенство вызывало растущее недовольство граждан и вело к падению авторитета КПСС.

Появление номенклатурной касты привело к тому, что и следующие поколения правящей элиты формировались из членов семей руководителей. Появилась так называемая семейственность. Дети чиновников из номенклатуры могли поступать в самые престижные вузы и получать лучшие распределения на работу. Им также облегчалась возможность успешно построить свою карьеру и попасть в дальнейшем в номенклатурные списки. 

Подобная семейственность, «кумовство» и групповщина породили настоящую клановость, что в свою очередь привело к снижению качества работы партийных и государственных чиновников. А самым худшим последствием установления «диктатуры номенклатуры» стала коррупция, поразившая весь государственный аппарат, включая правоохранительные органы.

Наиболее громкими делами по расследованию фактов коррупции было так называемое «рыбное дело» и Сочинско-краснодарское дело. 

Заместитель министра рыбной промышленности В. И. Рытов создал всесоюзную коррупционную систему, начиная от рыбаков до реализаторов в торговой сети. Неучтенную при вылове рыбу затем продавали в магазинах и делили выручку между собой. Расследуя это дело, следователи по цепочке вышли на еще более разветвленную коррупционную сеть в Краснодарском крае.

В итоге расследования Сочинско-краснодарского дела более 5 000 чиновников были уволены со своих постов и исключены из рядов партии, 1 500 человек осуждены и получили большие сроки. Бесследно пропал первый секретарь Геленджикского горкома КПСС, а руководитель главка общепита в том же городе, была приговорена к смертной казни. 

Это была единственная в послесталинское время женщина, казненная в СССР за экономические преступления. Первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС С. Медунов был снят с работы. 

Однако эти громкие дела не привели к искоренению системной коррупции. По мнению работников следственных органов, подобные коррупционный схемы были характерны практически для всех регионов.

Продолжение читайте на сайте 15 июля

 

РАПСИ РАПСИ

11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025