Хор Приморской сцены Мариинского театра впервые исполнит духовные произведения Петра Чайковского в год 185-летия композитора
29 мая в 19:00 на Приморской сцене Мариинского театра состоится одно из центральных событий фестиваля к юбилею Петра Чайковского – концерт, посвященный духовным шедеврам композитора.
Во второй половине 19 века, после кончины Михаила Глинки, в России был отмечен значительный упадок церковно-музыкального творчества. Сочинения Петра Чайковского обозначили начало новой эпохи в истории русской церковной музыки.
В программу концерта вошли избранные духовные сочинения великого композитора.
Прозвучит Литургия Святого Иоанна Златоуста – масштабный цикл песнопений, одно из самых значимых духовных произведений Петра Чайковского. В нем пышной торжественности стиля композитор избрал простоту, ясность и сдержанность музыкального выражения. Созданная в 1878 году, Литургия вызвала значительные исторические последствия: была возрождена практика духовных концертов вне церкви, а многие отечественные композиторы обратились к созданию своих духовных сочинений.
Также у слушателей будет возможность насладиться поздними шедеврами Чайковского в жанре церковной музыки. В Большом зале прозвучат Херувимская песнь № 1 и № 3 из цикла «Девять духовно-музыкальных сочинений», а также Хор «Ангел вопияше» для смешанного хора а капелла. Программу концерта представит Хор Приморской сцены Мариинского театра под управлением главного хормейстера Ларисы Швейковской.
«После Литургии Петра Чайковского в России началась новая эпоха духовной музыки, которую потом продолжили все остальные крупные русские композиторы. Великому маэстро удалось найти новый подход к старому содержанию церковных текстов. Пётр Ильич явился реформатором, хотя Литургия была его первым опытом в написании подобного сочинения. При написании Литургии он стремился, чтобы его музыка была проста, лаконична и близка церковному обиходу богослужения, однако в ней чувствуется композиторский стиль и, на мой взгляд, множество музыкальных находок. Эта музыка привлекает возвышенностью и благородством, кроме того, в ней тонко и деликатно передан молитвенный настрой, – отмечает главный хормейстер Приморской сцены Мариинского театра Лариса Швейковская. – Помимо Литургии мы постарались чуть шире посмотреть на творчество Чайковского и включить в концерт еще несколько более поздних произведений, которые, на мой взгляд, более развиты в музыкальном отношении. Уверена, что слушатели получат незабываемый музыкальный опыт».
Напомним, что завершающее событие фестиваля к юбилею Петра Чайковского состоится 31 мая. Солисты оперной труппы и Симфонический оркестр Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова представят концертную программу «Чайковский – 185. Гала-концерт романсов» и познакомят зрителей с богатым вокальным наследием композитора.