Художественный руководитель клуба «Двигая стены» рассказал о поисках ярославского кремля
– Почему общество по-разному относится к двум одинаковым явлениям – именованию кремлем церковных ансамблей в Ростове и Ярославле? – рассуждал перед началом лекции «Где искать ярославский кремль» художественный руководитель клуба «Двигая стены», историк Олег Непоспехов.
Балты, тюрки или русские
При упоминании слова «кремль» чаще всего возникает два образа: стены московского Кремля и древний город из знакомых с детства сказок. Большая российская энциклопедия разъясняет «кремль» как центральную укрепленную часть древнерусского города. и указывает, что так же назывался кром, город или град, а до XIV века в том же значении употреблялся термин «детинец».
– Есть разные точки зрения на происхождение слова «кремль» – из греческого языка, от языков балтийской группы или даже тюркской языковой семьи. Наиболее убедительной мне представляется русская версия от слов «кремь» – крепкий крупный строевой лес, «кремлевник» – хвойный лес по мховому болоту, «кремлевое дерево» (крепкое строевое дерево, выросшее на просторе), – рассказывает историк Олег Непоспехов.
Иногда «кремлем» назывались даже обнесенные высокими кирпичными стенами и башнями владычные дворы – например, в Ростове и Вологде.
Легендарная история
– У нас нет надежных исторических указаний на время и место основания города. Только легенда XVIII века – «Сказание о построении града Ярославля» – гласит: «не на мнозе пути от града Ростов, яко на шестьдесят поприщ, при брезе рек Волги и Которосли лежаще некое место». Согласно исторической традиции, этим местом считается район современной Стрелки. Однако существует и другая, менее известная точка зрения, – рассказывает историк.
Справочные издания восемнадцатого столетия, а вслед за ними краевед Вадим Лествицын полагали местом основания города район ныне утраченной церкви Петра и Павла на Волжском берегу. Сейчас на ее месте расположены Октябрьская площадь и мост. Церковь считали наследником Петровского монастыря, известного с 1185 года и связанного с первой ярославской княжеской династией.
– Так что даже в легендах об основании города нет единой точки зрения на местоположение городских укреплений, – говорит Олег Непоспехов.
Если в районе утраченного Петропавловского храма раскопок не было, то на Стрелке работали сотрудники Института археологии Российской Академии наук.
Результаты их труда дают представление о том, каким был древний город. В частности, как выглядели фрагменты укреплений домонгольского Ярославля, удалось идентифицировать «детинец» – древнерусский аналог более позднего понятия «кремль» – и остаток рва «окольного города».
– Есть некое стереотипное представление, идущее еще от школьных экскурсий, что исторически Ярославский кремль располагался примерно за территорией площади у монумента «Вечный огонь». Современный теннисный корт и стадион «Спартаковец» – остатки оврага или группы оврагов, которые служили рвом с напольной стороны для защиты города. Но укрепления XI века, обнаруженные археологами, находятся на иных участках Стрелки. В письменных источниках также сложно найти место, которое в городе можно было бы назвать «кремлем». Для обозначения городских укреплений это понятие почти не использовалось. Чаще всего упоминается «град» и «город», – рассказывает Олег Непоспехов.
Первое письменное упоминание о том, что в городе были укрепления «град», «градок», относится к 1152 году. В летописи рассказывается об осаждении Ярославля волжскими булгарами и о юноше, который ночью выбрался из окружения, отправился за помощью в Ростов для спасения горожан.
В 1209 году ростовский князь Константин Всеволодович «заложи город Ярославль на Волзе», то есть построил укрепления – то, что и делает поселение городом в древнерусской традиции.
Летописная запись 1221 года повествует о крупном пожаре, в котором сгорели 17 церквей. Последнее привело историков к мысли, что к этому моменту Ярославль перешагнул пределы городских укреплений на Стрелке.
Чуть больше света на оборонительные укрепления проливают свидетельства иностранных путешественников. Так, Антонио Поссевино упоминает Ярославль в числе городов, обладающих крепостями, говорит, что они отчасти сложены из камня и кирпича и, самое главное, «не заслуживают пренебрежения». В записи от 1606 года в так называемом дневнике Марины Мнишек есть указание, что крепость, огороженная забором, сгнила, а располагается на холме в развилке между двумя реками.
– Эти дневники – едва ли не первое упоминание места, где находилась ярославская крепость. Еще в них есть красочное указание на высоту крепости Земляного города, которая равна двум копьям. Впоследствии поляки постараются взять эти укрепления, но овладеть Рубленым городом и Спасо-Преображенским монастырем не смогут, преодолев только первую линию обороны, и то из-за предательства, – рассказывает Олег Непоспехов.
Предполагается, что Ярославский кремль можно увидеть в одном из клейм списка Толгской иконы Богоматери в Ярославском художественном музее. В центре нее изображены две башни, собор и колокольня. Можно предположить, что они могли располагаться примерно в районе монумента «Вечный огонь».
Согласно переписным книгам XVII века, слово «кремль» упоминается в контексте описания территории церквей и дворов духовенства. А переписная книга 1668 года рассказывает, что в Ярославле были два рубленых города и оба сгорели в пожаре 1658 года. Попытка возродить их не была доведена до конца, но благодаря послепожарным работам появились знаменитые Власьевская (Знаменская) и Волжская башни.
От двора до кремля
Почему же монастырь стали называть «кремлем»? Олег Непоспехов указывает на интересную историческую параллель, связанную с соседним городом – Ростовом Великим.
В феврале 1786 года императрица Екатерина II подписала указ о переезде архиепископа из Ростова в губернский город Ярославль. В 1787 году новым местом пребывания архиепископа и архиерейского двора был определен Спасо-Ярославский монастырь. С переездом церковных властей постройки прежнего архиерейского дома в Ростове начали ветшать.
Считается, что впервые бывший архиерейский дом в Ростове «кремлем» назвал ярославский губернатор Александр Безобразов. С его подачи горожане стали собирать деньги для поддержания зданий в надлежащем виде. Название прижилось, и когда в 1860-е годы по инициативе ростовского купца Ивана Хранилова началось возрождение комплекса, был учрежден отдельный притч церквей, для которого выделили специального священника, – «ростовских кремлевских церквей». В 1885 году Святейший Синод утвердил устав «Ростовского музея церковных древностей», и в нем зафиксировано, что коллекции помещаются в Белой палате и Княжьих теремах Кремля. Так за комплексом зданий архиерейского дома сначала в народном сознании, а потом и в документах закрепилась формулировка «Ростовский кремль».
Задачка со звездочкой
– Когда городской объект прекращает выполнять свою первоначальную функцию, то к нему прикрепляют другие характеристики. Не только природа, но и человек не терпит пустоты. Когда в Ярославле исчезли оборонительные укрепления, мощные стены монастыря вдруг стали называться кремлевскими. Это отражено в названиях отдельных открыток начала ХХ века. Традиция называть монастырские стены «кремлевскими» уже сложилась, но не перечеркивала понимания того, что место, исторически бывшее монастырем, являлось на момент печати открыток архиерейским домом, – рассказывает Олег Непоспехов.
Сохранились воспоминания одной из жительниц – Нины Калининой – о Ярославле начала XX века. Она пишет:
«На берегу Которосли рядом со въездом на мост высились белокаменные, старинной кладки стены Спасского монастыря, в минувшие дни монастырь служил не только религиозным целям, но своего рода крепостью, почему его и обозначали на картах как кремль…»
Понятие «ярославский кремль», по наблюдениям Олега Непоспехова, использовалось также в центральной печати периода СССР – в газетах «Правда» и «Известия».
– Идет много споров вокруг названия. Я для себя не вижу никакого противоречия. Понимая, где был кремль исторически, понимаю также, почему кремлем стали называть монастырь и бывший архиерейский дом, – делится Олег Непоспехов. – Поражает роль архитектурного ансамбля в истории города. Это было не только место молитвы, защиты во время военных действий, но и могущественная экономическая корпорация, мощный научный и культурный центр. А о скольких смыслах этого места известно еще только специалистам! И хочется, чтобы возросший интерес горожан к истории «кремля-некремля» получил ответную реакцию в виде новых научных исследований и культурных продуктов – экскурсий, программ, лекций. А бороться с наименованием этого места «кремлем» все равно, что бороться с Дедом Морозом. Слово «кремль» помогает найти объект в городской среде и служит надежным ориентиром и для тех, кто видит ансамбль Спасо-Преображенского монастыря впервые, и для тех, кто прекрасно осведомлен о его истории.