Художница Даша Джуни: магия Востока, «Система „Спаси-себя-сам“» и книжные иллюстрации

Художница Даша Джуни: магия Востока, «Система „Спаси-себя-сам“» и книжные иллюстрации
Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились? Почему решили сделать это своей профессией?Художник о себеЯ Джуни, художник-иллюстратор. По образованию режиссёр анимации и компьютерной графики. У меня есть опыт работы в кино и театре, но сейчас я всецело сосредоточилась на книжной иллюстрации.Мне нравилось рисовать с детства, но не скажу, что тогда я ставила перед собой какую-то цель или задумывалась о карьере художника. Я всегда любила мультипликацию, комиксы и в принципе любые виды изобразительного искусства. Они вызывали у меня сильные чувства, вот я и взялась за карандаш. Плюс мои детские рисунки нравились друзьям, да и учителя хвалили в школе, это мотивировало продолжать рисовать.По сути, у меня нет специального художественного образования, но в определённый момент жизни я решила всерьёз взяться за самообучение. Это оказалось намного сложнее, чем я думала: пару раз я даже выгорала и на несколько лет оставляла попытки научиться рисовать. Третья попытка случилась в 2018–2019 годах, с тех пор я непрерывно рисую и продолжаю учиться.Если честно, я не принимала осознанного решения сделать рисование своей профессией, оно как-то так вышло само. И я этому рада.Вы помните свой первый коммерческий заказ? Кто был клиентом?Ох, уже не помню. Кажется, я нарисовала несколько плакатов ко Дню семьи… которые потом развесили на баннерах по городу.С какими сложностями вы столкнулись при становлении карьеры?У меня всё происходило постепенно. В свободное от учёбы время я делала то, что люблю: рисовала фан-арты по разным произведениям, которые меня интересовали. Чуть позже стала брать коммерческие заказы, потом по совету подруги — участвовать в арт-ярмарках, занялась производством мерча и в какой-то момент мне начали присылать много предложений о сотрудничестве. Я не сталкивалась со сложностями в поиске работы, мои муки касались лишь попыток научиться, собственно, рисовать.Как правильно называть жанр, в котором вы работаете? Что отличает его от других направлений в живописи?Я об этом не задумывалась, мне просто нравится рисовать персонажей в мультипликационном стиле. Люблю, когда у них пластичные и лаконичные формы и яркая эмоциональная экспрессия.Что важнее для успеха художника: отточенная техника или уникальный стиль?Я думаю, единой точной формулы не существует. Успех ко всем приходит по-разному, главное — продолжать рисовать и всегда учиться новому.Что ещё, по вашему мнению, важно для успеха в наши дни?Не бояться показать себя и не бояться браться за работу. Я всегда руководствуюсь принципом «Глаза боятся — руки делают».Вы помните, как впервые познакомились с азиатской культурой? Чем она привлекла вас как художника? В далёком детстве, когда я впервые увидела аниме, у меня случился разрыв шаблона. Я и подумать не могла , что анимация может быть такой. С тех пор мне интересно всё, что связано с азиатской культурой.Вдохновляетесь ли вы эстетикой азиатской живописи? Се-и, гохуа, гунби? Пробовали ли когда-нибудь рисовать в этих стилях?Мне безумно нравится эстетика азиатской живописи, лёгкость, точность и утончённость линий и форм. Я пробовала делать что-то похожее, и в будущем хотелось бы ещё поэкспериментировать и попрактиковаться в этом стиле.Вы чаще рисуете на заказ или для себя? Выдумываете собственные сюжеты или воплощаете уже готовые идеи? Сейчас я чаще рисую на заказ, но в свободное время обожаю рисовать фан-арт по любимым произведениям — меня это очень расслабляет. Сюжеты придумывать мне тоже нравится, но я переношу их на бумагу очень редко и пока не делюсь ими в сети.Насколько заказчик ограничивает свободу творчества?Заказчики бывают разными. Кто-то лишь задаёт ориентиры и не ограничивает фантазию художника, позволяет самой выбрать сюжет для иллюстрации. А кто-то приходит с очень чёткими указаниями. В работе с обоими типами есть свои плюсы, но мне больше по душе, когда предоставляют свободу в работе.Над какими проектами вы работали? Какие из них вам больше всего запомнились и почему?В индустрию я попала несколько лет назад. За это время успела поработать с разными российскими издательствами, в том числе над обложками «Серебряной клятвы» Екатерины Звонцовой, пушкинского «Евгения Онегина» в серии «Вечные истории. Young Adult», «Самого красного яблока» Джезебел Морган, «Кровавого приданого» С. Т. Гибсон и многих других книг. Делала анимацию для мультфильмов и нескольких театральных постановок. Рисую иллюстрации и обложки для четырёхтомной новеллы Мосян Тунсю «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея», а параллельно занимаюсь иллюстрациями и обложкой к новгородским былинам и собственным артбуком.Наверное, работа в анимации была самой запоминающейся, но в то же время и очень выматывающей, так что я пока сосредоточилась на книжной иллюстрации.Какая новелла Мосян Тунсю у вас самая любимая? А какая новелла и/или дорама была самой первой?Я очень люблю «Систему „Спаси-себя-сам“ для главного злодея». В этой истории очень живые герои, в которых сложно не влюбиться, а ещё там очень здорово сочетается полушутливый тон и отсылки к современной поп-культуре с мрачным лором.Но первым я прочитала «Магистра дьявольского культа», которого тоже очень люблю. Помню, как приятно была удивлена. Изначально я не ждала от него многого, но через пару дней обнаружила себя за чтением уже английского перевода, потому что на русском продолжение ещё не появилось.Изучаете ли вы для работы историю азиатского костюма, театра, увлекаетесь ли азиатской музыкой — традиционной или современной? К сожалению, углубляться в детали нет времени, но я стараюсь просматривать источники, листаю книги по архитектуре, дизайну костюма.Как выглядит процесс создания книжной обложки? Читаете ли вы роман целиком, прежде чем приступить к работе? Как выбираете сцену для иллюстрации?Увы, не всегда есть время прочитать или перечитать произведение, поэтому важные вопросы я задаю редактору. Бывает, ищу краткое содержание, читаю отрывки или смотрю кусочки экранизаций для вдохновения. Но некоторые произведения стараюсь перечитывать полностью, как ту же «Систему».Я выбираю для иллюстрации сцену, которая понравилась мне лично, только если у издательства нет своих пожеланий. Если предложенный заказчиком вариант не устраивает меня или же мой вариант не устраивает редактора, то мы обсуждаем идеи, пока не приходим к общему знаменателю.С какой вселенной вы хотели бы поработать? Какую книгу проиллюстрировать, для какого фильма, сериала или игры нарисовать официальный арт?Ох, это очень сложный вопрос. Мне нравится огромное количество вселенных, и я в принципе всегда рада поработать над проектом, где есть хорошо продуманный мир и отлично прописанные персонажи. Впрочем, моё желание сбылось: несколько лет назад, когда об издании «Системы» Мосян Тунсю у нас и речи не шло, я частенько думала, что было бы круто, если бы мне выпал шанс что-нибудь нарисовать для неё. К моему счастью, звёзды сошлись и так произошло на самом деле. Вы много работаете над мерчем. Сложно ли художнику освоиться в этой сфере? С какими трудностями вы сталкивались? Какой самый необычный мерч вам приходилось создавать?Мне кажется, тут, опять же, всё очень индивидуально: либо тебе нравится его делать и у тебя получается всё лучше и лучше, либо тебе не нравится.Наверное, самые неприятные сложности касаются брака производства. Ещё иногда задумку не получается нормально реализовать: у типографии не оказывается нужных материалов, оборудования или для неё это в целом технически сложно. Тогда приходится либо упрощать дизайн, либо искать другую типографию.Мне сложно ответить на вопрос о самом необычном мерче, какой мне приходилось создавать. Дело в том, что как только я осваиваю новый вариант мерча, он тут же становится для меня обычным. Но могу совершенно точно сказать, что самый любимый мой вид мерча — это металлические значки.Есть ли у вас практика регулярного рисования в скетчбуке? Если да, то как много их скопилось за эти годы?Последние несколько лет я не рисовала в скетчбуках, но планирую вернуться к этой практике. Скетчбуки я в большей степени использовала для «стадиков» [учебных набросков. — Прим. Мирф], когда училась работать с позой, анатомией, эмоциями. Тогда я старалась рисовать каждый день, хотя бы час выделять на практику. В своё время мне это очень помогло. Сколько скопилось рисунков, я не знаю, не считала, к тому же особо старые я выкинула, потому что их некуда было складывать.Что для вас творчество: любимое хобби, работа, способ высказать свои идеи? Может ли художник гармонично совмещать всё это?Для меня это и работа, и хобби. Я всего лишь пытаюсь превратить любимое дело в то, что будет приносить мне достойный доход. Совмещать хобби, работу и способ высказывать идеи можно, но это кому как нравится.Вы общаетесь с поклонниками? Важно ли для художника контактировать с аудиторией?Я всегда стараюсь по мере сил взаимодействовать со своими подписчиками. Мне кажется, это важно для художника. Мне очень приятно, когда люди пишут комментарии, оставляют лайки под постами, покупают мерч, и мне хочется хоть немного выразить им свою признательность.Сталкиваетесь ли вы с критикой и как к ней относитесь?Мне кажется, чем больше о тебе узнают, тем легче столкнуться с критикой. Всем не угодишь, и это нормально. Я стараюсь воспринимать это максимально спокойно.Как вы относитесь к ИИ-искусству? Считаете ли его появление важной вехой в истории? Нейросеть — инструмент для художника или замена ему? Я не считаю, что работы искусственного интеллекта можно назвать искусством, это всего лишь инструмент, не более. Если у художника отобрать планшет, бумагу, кисти, он всё равно сможет нарисовать картину, потому что его навыки — результат многолетнего труда, тяжёлой работы и учёбы. А если отобрать ИИ у человека, который им балуется, он не создаст ничего. К тому же вся база нейросетей построена на чужом контенте, и обычно никто не спрашивает разрешения у художников, когда обучает программу на их творчестве. Я считаю это воровством интеллектуальной собственности.Понятно, что ИИ уже никуда не денется, поэтому нам нужны методы регулирования его работы, а также правовые соглашения с художниками о том, что они не против, чтобы на их произведениях обучали нейросеть. Мы живем в эпоху бесконечного потребления контента, и художники сталкиваются с огромной нагрузкой, так что, возможно, искусственному интеллекту получится найти применение в индустрии, но при условии, что чётко соблюдается регламент его использования.Где вы черпаете вдохновение? Как к вам приходят образы?Буквально отовсюду! Я часто подмечаю, как себя ведут люди вокруг, как они сидят, двигаются, общаются, всё это для себя фиксирую и запоминаю. Также большим вдохновением для меня служат книги, кино, комиксы. Иногда, чтобы не забыть, я себе что-то записываю или надиктовываю, могу сделать «ленивую» зарисовку идеи.Какие фантастические произведения (книги, фильмы, игры) вам нравятся и вас вдохновляют?Я росла на книгах про Гарри Поттера и на сериале «Наруто». Под влиянием «Наруто», кстати, и начала учиться рисовать, а благодаря «Гарри Поттеру» стала активно учить английский язык.Ещё я очень люблю «Ван-Пис», «Евангелион», «Подземелье вкусностей», «Властелина колец», серию игр Resident Evil, ну и, конечно же, новеллы Мосян Тунсю.Что касается кино, я обожаю картины Йоргоса Лантимоса, Уэса Андерсона, Ларса фон Триера и Андрея Тарковского. Сейчас в моих работах не получится отследить влияние этих режиссёров, но они сыграли огромную роль в формировании моего мироощущения.Какие художники повлияли на вас больше всего? Кто из азиатских иллюстраторов новелл и маньхуа вам больше всего нравится? В самом начале моего творческого пути на меня сильно повлияла Анастасия Фобс. Под впечатлением её работ я прочитала трилогию «Нашествие монголов» Василия Яна и «Князя Серебряного» Алексея Толстого, посмотрела «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна.Своими любимыми художниками я бы, наверное, назвала Sara Kipin, Emily Xu, Velinxi, Alisvart, Ami Tompson, Camille Leto — перечислять можно очень долго. Сейчас очень много потрясающих художников, на которых хочется равняться.Какой вы видите профессию художника в ближайшие 20 лет? Что изменится?Сегодня все сферы жизни развиваются так быстро — сложно сказать, что ждёт художников в ближайшие 20 лет. Хотелось бы надеяться, что достойная оплата труда и разумные сроки работы.Бывает ли у вас так называемый арт-блок? Как вы относитесь к профессиональному выгоранию и как справляетесь с ним?Да, бывает. Иногда работы так много, что хочется не рисовать, а делать что-нибудь другое. Как я уже упоминала, когда я только начинала учиться, то словила два крупных арт-блока длиной в несколько лет. Тогда вновь взяться за кисть было сложно: казалось, я занимаюсь чем-то не тем. Я тогда ещё не рассматривала рисование как способ заработка, а оно забирало почти всё моё свободное время и ни на что другое сил не хватало. В итоге у меня ничего не получалось, я только расстраивалась и как итог всё бросала.Хорошо, что сейчас такой проблемы нет. Я постоянно себе говорю, что если не рисовать, то лучше получаться точно не станет, поэтому надо продолжать стараться и работать над собой. Чтобы отвлечься, я занимаюсь спортом, стараюсь почти ежедневно гулять на свежем воздухе 1–2 часа. Мне это очень помогает. И ещё, конечно, важно время от времени видеться с близкими и друзьями. Благодаря этому я могу возвращаться к работе с новыми силами.Оставляет ли работа время на отдых и личную жизнь? Какие у вас хобби помимо рисования?Я стараюсь соблюдать баланс. К сожалению, у меня не получается установить лимит на то, сколько я трачу времени на ту или иную картинку. Иногда процесс идёт быстро, иногда стопорится. Раньше я могла отменить все планы и сидеть над иллюстрацией до победного, но сейчас пришла к выводу, что не стоит себя так мучить. Я гораздо реже отменяю планы, если не успеваю завершить какой-то этап, ведь так можно выгореть. Конечно, бывает, что работу надо сдать как можно скорее, тогда приходится даже ночью не спать, но постоянно ставить жизнь на паузу — не вариант.Что касается хобби, я люблю спорт и кино. Мне нравится устраивать марафоны по просмотру кинолент какого-нибудь режиссёра. В выходные я могу выделить себе под это пару дней и смотреть фильмы один за другим.Какой совет вы можете дать художникам, которые только начинают свой творческий путь?Не бояться неудач. Не думать слишком много о том, что у кого-то получается достичь прогресса быстрее, чем у вас. Не смотреть на возраст других художников, это ничего не значит. Обязательно вести свои паблики, не прятать все работы в стол (если это не перерисовки работ других художников для практики). Стараться рисовать как можно чаще, а не пару раз в месяц. При этом не обязательно создавать что-то полноценное, законченное — а делать быстрые наброски. Больше набросков! Это поможет набить руку. Главное, продолжать стараться и не ругать себя, когда что-то не получается. Со временем всё обязательно получится.  

Мир фантастики Мир фантастики

12:06
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025