Художник Артём Чебоха: бескрайнее море, неземной свет и мечты о небе
Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились? Почему решили сделать это своей профессией?Художник о себеНа две трети я художник и ещё на треть — музыкант. Восемь лет проработал в индустрии компьютерных игр. Сейчас фрилансер, создаю иллюстрации для книжных обложек. Моё имя или псевдоним у тех, кто его знает, обычно ассоциируется с китами, парящими среди облаков. И да, у меня была такая серия работ, но моё творчество гораздо шире и не ограничивается лишь этой темой. До старших классов школы я не особо много-то и рисовал. Да, я замечал в себе задатки художника, но никак не развивал их. А потом, в 10-м классе, что-то вдруг щёлкнуло, и меня потянуло в изобразительное искусство. Помню, как попробовал карандашом перерисовать фотографию замка, увиденную в журнале; мне очень понравилось то, что получилось. Родители, заметив моё новое увлечение, купили альбом и карандаши разной твёрдости, а я даже не знал, что такие существуют.Примерно в то же время я отвечал за школьную стенгазету, и мне потребовалось что-то нарисовать гуашью — кажется, руку, держащую сердце, с какой-то надписью вокруг. Рисую я всё это дело и ловлю себя на мысли, что мне безумно нравится смешивать гуашь, нравится сам поиск нужного цвета в процессе. По-моему, до этого я и гуашью никогда не рисовал — только акварелью, — а для неё требуется слишком тонкая и сложная техника, чтобы с неё начинать путь художника. Годы спустя я выделил для себя два этих маленьких события как два «крючка», за которые я зацепился и которые притащили меня в мир искусства.Вплоть до окончания школы я очень много рисовал: в основном копировал иллюстрации и картинки из журналов. А после школы поступил в художественный колледж в Омске. Почему решил сделать рисование профессией? У меня был выбор между двумя или тремя факультетами разной направленности, а поскольку тогда я увлёкся именно изобразительным искусством, то решил и остановиться на художке.Вы помните свой первый коммерческий заказ? Кто был клиентом?Конечно. Это был портрет маслом с фотографии. Один предприниматель попросил меня сделать портрет его матери в качестве подарка на день рождения. Получилось ужасно, если честно. Время поджимало, и я сильно торопился, к тому же портреты всегда были моей слабой стороной. Но, к моему удивлению, работу приняли без правок, да ещё и неплохо за неё заплатили. На этот гонорар я купил свой первый графический планшет.С какими сложностями вы столкнулись при становлении карьеры?Мне всегда не хватало навыков по части пластической анатомии и рисования портретов. Я почти сразу заметил, что пейзажи и натюрморты даются мне намного легче. В портретах нужен особый глазомер, чтобы подмечать разные тонкости во внешности человека, которые и будут передавать схожесть, характер и тому подобное. Мне, видимо, такого не дано. И по сей день изобразить человека крупным планом для меня тот ещё вызов. Как бы вы сами определили жанр ваших работ?Магический реализм, сюрреалистичный символизм.В какой технике вы работаете? В какой технике хотели бы попробовать поработать?Наверное, «цифровая живопись», но в том смысле, что работы я стараюсь делать именно «живописными» — с акцентом на подражание традиционной масляной живописи. Без фанатизма и скрупулёзной имитации, но с богатством цветов и «живыми» мазками — насколько это возможно в «цифре».А вообще, за свою карьеру я столько разных техник рисования перепробовал (взяв понемногу от каждой), что уже и не скажу однозначно, в какой именно работаю сейчас или что ещё хочу попробовать. Если просматривать галерею моих работ в хронологическом порядке, то можно заметить, как с годами у меня менялся стиль. В какой-то момент я заново открыл для себя инструмент Mixer brush tool в фотошопе, и он стал чуть ли не фундаментом моей нынешней техники. Если встречу что-то новое и интересное для себя — попробую освоить и внедрить в своё творчество.Что важнее для успеха художника: отточенная техника или уникальный стиль?Пожалуй, стиль. Потому что уникальный стиль, если над ним усердно работать, рано или поздно станет «отточенным уникальным стилем». Имба!Что еще, по вашему мнению, важно для успеха в наши дни?«Насмотренность» и умение держать руку на пульсе в индустрии. Следить за новинками, пробовать всё то новое, что появляется, и пытаться применить это в своей работе: хоть для того, чтобы внедрить в рабочие процессы, хоть просто для удовольствия.Вы чаще рисуете на заказ или для себя? Почти всё моё время занимают заказы — в основном обложки для книг. Собственные сюжеты и задумки пока только копятся, но когда-нибудь я до них доберусь. А как часто вы воплощаете собственные сюжеты и идеи?По-разному. Иногда спонтанно, за один день, работа может и родиться в голове, и появиться на свет в законченном виде как произведение искусства. А иногда идея черновым наброском годами лежит среди папок с десятками и сотнями таких же набросков. Какие-то, возможно, так и никогда не будут доведены до финала.Насколько заказчик ограничивает свободу творчества?Когда как. Бывает, что заказчик приходит с готовой идеей и своим наброском и тебе остаётся его только финализировать. И с одной стороны, это вроде как ограничение творчества, а с другой — экономия сил и времени. А время — ценный ресурс, и в таком случае его больше остаётся для личного творчества.Пользуетесь ли вы референсами или целиком полагаетесь на фантазию?Референсы — наше всё! Полагаться исключительно на фантазию я могу разве только в грубых скетчах, да ещё в изображении неба, потому что оно много лет было и остаётся для меня главным источником вдохновения. Но когда дело касается сложных вещей вроде фигуры человека, животных, архитектуры и прочего, то тут, конечно, без референсов никак не обойтись. Одно из преимуществ профессии цифрового художника — возможность быстро найти нужный ракурс чего угодно, не отходя, как говорится, от станка.С какой вселенной вы в идеале хотели бы поработать? Какую книгу проиллюстрировать, для какого фильма, сериала или игры нарисовать официальный арт?Было время, когда очень хотелось поработать над чем-то фэнтезийным и масштабным вроде толкиновских творений. Когда-то давно я запоем прочитал «Хоббита», «Властелина колец» и «Сильмариллион», и, конечно же, мне хотелось посетить этот мир, изобразить сцены так, как я себе их представлял. И даже были попытки что-то подобное воплотить в жизнь, но дальше нескольких работ дело не продвинулось. Я пошёл по дороге персонального творчества.Расскажите о своих персональных проектах — Strange Places, Far Lands и других. Какие истории стоят за этими сериями иллюстраций? Раньше я избегал чернухи — мне хотелось изображать что-то светлое, наполненное воздухом, медитативным спокойствием и приятной безмятежностью, — но фильмы из вселенной «Чужих» или жуть «Пикника на обочине» / «Сталкера» мне тоже нравились. Я не хотел показывать кровь, кишки и зомбаков, мне хотелось передать именно саспенс, тревогу и напряжение с долей недосказанности. А заодно попробовать себя в создании концептов подобного толка. Так и родился проект «Странные места» — незамысловатая история о трёх мужчинах, которые бродят по оставленным, поросшим высокой травой деревням и встречают разные аномалии: гигантское паучье гнездо, таинственное свечение над домами или длинный разлом, будто невидимым ножом разрезавший ржавую «буханку» уазика. А вот «Далёкие земли» — это как раз таки отображение тех хотелок, что были у меня после знакомства с творчеством Толкина. Здесь нет выраженных элементов фэнтези, нет магии (пока нет, так как проект ещё развивается), но есть масштаб и большая свобода творчества. Это визуальная история о первооткрывателях земель, до которых раньше никто не добирался. Здесь исследователи находят древние развалины загадочных цивилизаций, пятидесятиметровые статуи неизвестных богов, дивные пейзажи и прочее. В этом проекте я решил ещё и отрабатывать новые приёмы и техники. Например, я активно использовал 3D-болванки, которые тут же учился «обмазывать» текстурами. Делал я это довольно грубо, но мне было безумно интересно во всём разбираться. На ваших картинах много неба и облаков. Они имеют для вас какое-то особое значение или вы просто любите их рисовать?Наверное, это потому, что я вырос в деревне на равнине. У нас там много неба, и его не закрывают никакие горы. Разглядывать облака, искать в их формах что-то интересное, наблюдать за тем, как они под воздействием ветра меняют форму, или просто любоваться красивыми закатами для меня всегда было любимым занятием. Вроде тратишь время впустую, но при этом наслаждаешься картинкой и вдохновляешься. Почти все ваши картины — это пейзажи, нередко с путешественниками. А сами вы любите бывать на природе, путешествовать?Да, я люблю бывать в новых местах. Но так уж вышло, что первое своё настоящее путешествие я совершил довольно поздно, в 26 лет. Я решил не мелочиться и поехал в Таиланд. После серого зимнего Омска, где я провёл полжизни, это был ядерный взрыв эмоций и впечатлений, который до сих пор эхом отзывается в памяти. Новым было абсолютно всё: запахи, виды, транспорт, люди, небо и, конечно же, море, которое я своими глазами увидел впервые, хотя и часто рисовал до этого. И мои картины — попытка передать через творчество те ощущения, что я испытал в своём первом путешествии. Хотел бы я, чтобы у каждого была возможность хоть раз в жизни уехать на другой конец света и посмотреть, как там живут люди. Возможно, мир бы стал от этого лучше. Часто ли события вашей жизни и ваши переживания находят отражение в картинах?Да, пожалуй, все мои работы — это какие-то личные переживания и мысли. Просто одни более переработанные и адаптированные, а другие — менее. Думаю, это у любого художника так. Что для вас творчество: любимое хобби, работа, способ высказать свои идеи? Может ли художник гармонично совмещать всё это?Творчество для меня — это и работа, и хобби, и способ высказать идеи. До какой-то степени это стало для меня ни много ни мало смыслом жизни. Не представляю, чем бы я занялся, лишившись возможности созидать, рисовать, сочинять музыку. Если чувствуешь в себе творца, то, думаю, не просто можно, а нужно всё это совмещать. Я так и делаю. Менялась ли цифровая живопись за годы вашей карьеры? Приходится ли вам осваивать новые технологии и программы?О, ещё как! В силу возраста я застал большой путь развития этой сферы. Цифровая живопись в привычном нам современном виде появилась на рубеже 1990–2000-х. Я пришёл в эту индустрию немного позже, во второй половине нулевых, но тогда и мир был «меньше», и трава зеленее, и небо выше, и художников, на которых все ориентировались, тоже было не в пример меньше, чем сейчас. Да и отношение к самой «цифре» тоже сильно отличалось. В начале 2010-х апологеты традиционного рисунка устраивали целые баталии (под моими работами в том числе), яростно доказывая, что рисование на компьютере — это не искусство. Только карандаш, только кисть, только бумага и холст! Потешно. Что-то подобное происходит сейчас в отношении к ИИ.Кстати, а как вы относитесь к ИИ-искусству? Считаете ли его появление важной вехой в истории? Нейросеть — инструмент для художника или замена ему? Я совершенно спокоен на этот счёт. Надо всё же понимать, что ChatGPT и Midjourney, как бы они ни впечатляли своими остроумными ответами и красивыми картинками, это пока всего лишь прописанные алгоритмы, которые выдают результат обработки огромного массива данных. И до настоящего ИИ, как в «Матрице» или «Терминаторе», который бы осознавал себя, ещё далеко. Но это моё мнение. Когда в конце 2022 года в интернете и, в частности, на Artstation поднялся «великий бунт» художников против ИИ, я высказался (и до сих пор придерживаюсь этой позиции) в том ключе, что сегодня ИИ — это очень вкусная конфета, к которой общество быстро пристрастилось и от которой вряд ли так же быстро откажется.Уже сейчас видно, что крупные корпорации так вкладываются в ИИ не забавы ради. Это их бизнес, и, поскольку мы пользуемся их продуктами, нам придётся осваивать эту технологию и жить с ней. Да, на профессиональном сайте для художников не место «бездушным» и однообразным ИИ-поделкам — для этого есть отдельные сайты. Ну, либо их надо как-то отграничивать, раз на них есть спрос со стороны профессионалов. Но я понимаю, что эта технология никуда не денется, её в будущем станут использовать если не все, то большинство художников. Вот прямо сейчас в нашем любимом родном «Фотошопе» уже есть встроенная функция «Генеративная заливка», и подобного со временем будет больше и больше. Да, я в курсе, что у них там своя база картинок, на которой они обучали нейросеть, но это нюансы. Я сейчас говорю в целом про использование ИИ.Поэтому не понимаю агрессивного хейта в сторону тех, кто использует ИИ как вспомогательный инструмент в своих работах. В таком случае всех художников, что создают концепты для кино и игр, используя не купленные референсы, а скопированные из «Гугла» картинки, также надо привлекать к ответственности как воров интеллектуальной собственности. Но мы же понимаем, что такого не будет.Я знаю, что и мои работы использовали для обучения моделей. Что Midjorney, что DALL-E явно реагируют на запрос «Rhads», выдавая цветные облачные пейзажи, в которых несложно узнать даже конкретные мои картинки. Это позволяет мне говорить, что меня тоже обворовали, но я так не говорю.Наверное, как только появится новый Крейг Маллинс [американский художник, популяризирующий цифровой арт, — прим. МирФ] от мира ИИ, который впечатлит всех скоростью и качеством своих работ, отношение к ИИ как инструменту сразу же поменяется. Может, уже появился, а я просто ещё о нём не знаю. Где вы черпаете вдохновение? Как к вам приходят образы?По большей части из референсов, которых у меня скопились тысячи. Пробегаешься по ним глазами, и обязательно что-то в голове рождается: образ, идея, сюжет. Ну и небо, конечно же, бесконечный генератор вдохновения.Какие художники повлияли на вас больше всего?Почти все художники скажут, что сложно выделить какое-то конкретное имя. Я не исключение. Но всё же несколько имён попробую назвать: Тэо Принс, Майкл Уэлан, Тэд Нэсмит, Джон Хоу, Джим Уоррен. Очень многие на меня повлияли из художников-классиков, передвижников. Есть любимые советские художники, которые не изображали махровый соцреализм с портретами вождей, а писали работы на разные жизненные темы, наполняя их воздухом, солнцем и особым настроением: Георгий Нисский, Аркадий Пластов, Валентин Сидоров и многие другие. Какой вы видите профессию художника в ближайшие 20 лет? Что изменится?На ум сразу же приходит ИИ, о котором говорили выше. Допускаю, что радикально ничего не изменится. Художники всё так же будут сидеть и рисовать картинки, просто получат больше инструментов, новых и разных. Может, с запахами научимся работать. Нарисовал море — присвоил ему запах моря, нарисовал зомби — и запах у него пусть будет соответствующий. Лавандовый. Ладно, это из категории фантазий, но чем чёрт не шутит. 10 лет назад никто не поверил бы в то, что может творить ИИ сегодня. А уж за 20 лет сколько всего придумают в помощь нам. Но, повторюсь, художники никуда не денутся, в этом я уверен железно.Иногда кажется, что технологии опережают возможности живых людей. Мы не успеваем осваивать то, что нам предлагают. Не успеваем раскрыть потенциал одной технологии, как нам дают ещё одну. Может, учёные и инженеры придумают, как нам «копипастить» сюжеты прямо из головы.Вы не только художник, но и музыкант. Расскажите об этой стороне своего творчества. Перекликаются ли ваша музыка и художественные работы? Музыкант я не профессиональный, но, скажем так, продвинутый любитель. Я больше 20 лет играю на гитаре и почти столько же сочиняю музыку. Долгие годы у меня копились музыкальные наброски, которые я мечтал доработать и записать в приемлемом качестве, чтобы не стыдно было дать людям послушать. И в 2020 году у меня наконец-то появилось время для этого. Больше полугода я ничем другим не занимался, кроме как сочинением музыки, аранжировками, записью и сведением материала. Параллельно этому пришлось многому учиться, потому как создать мелодию — это одно, а ты поди ещё запиши и сведи всё так, чтобы нормально звучало. Но я доволен результатом и горжусь проделанной работой. По жанру это что-то вроде инструментального кроссовер/прогрессив-метала/рока. Да, это музыка не для всех, но я и не ставил перед собой цели сделать популярную музыку. Скорее наоборот. Если кто-то захочет её послушать, то найти ее можно на любой музыкальной платформе по запросу «rhads music». Отдельным удовольствием в этой истории стало то, что и обложки для всех мини-альбомов нарисовал я сам. Получилась эдакая квинтэссенция моего творчества, симбиоз изобразительного и музыкального начал. Лет десять назад я пробовал делать наоборот, а именно сочинять музыку для конкретных работ, как, например, было с картинкой и одноимённым треком «В ожидании волны». Но там всё вышло проще и кустарнее в техническом плане.Какие фантастические произведения (книги, фильмы, игры) вам нравятся? Влияют ли они как-либо на ваши работы?Книг в последнее время почти не читаю, а раньше очень любил аудиоформат и в основном слушал научную фантастику. Фильмов с сериалами тоже смотрю очень мало. В кинематографе любимые жанры — фэнтези и фантастика, то есть всё то, чего не встретишь в реальной жизни. В играх уважаю RPG, соулслайки и всевозможные метроидвании. Прочитанные книги и просмотренные фильмы, конечно же, повлияли на мое творчество. Взять тот же «Властелин колец»: после очередного просмотра всегда хочется что-то порисовать на ту же тему. А ещё я смотрел 11-часовой (!) фильм о создании этой великой трилогии… это тоже не может не вдохновлять. Рекомендую всем, кто ещё с ним не знаком. Оставляет ли работа время на отдых и личную жизнь? Какие у вас есть хобби помимо рисования и музыки?Если честно, то почти нет. Из того времени, что я не сплю, 80 % у меня занимает работа — сидение перед монитором. Звучит как что-то не очень полезное, но таковы современные реалии, если работа и творчество целиком зависят от компьютера и интернета. Ещё люблю горные лыжи, но катаюсь на них редко и, конечно, только зимой, так что в хобби или в увлечения их записать сложно. Поэтому приходится признать, что ничем другим я и не занимаюсь. Рисование и музыка — настолько обширные области, что в них можно провалиться с головой и надолго. Это области, где можно отдавать себя без остатка и реализовывать весь свой творческий потенциал, что, в общем-то, я и пытаюсь делать. Какой совет вы можете дать художникам, которые только начинают свой творческий путь?Бегите, глупцы! Шутка. Рисуйте. Много. Смотрите, как рисуют другие, делайте это регулярно. Перенимайте у них опыт. Копируйте любимые работы — это очень способствует развитию навыков. Тренируйте наблюдательность, смотря, что происходит вокруг вас. Если критикуют — анализируйте, на что направлена критика. Если хвалят — тоже анализируйте. И не бойтесь экспериментировать и внедрять что-то новое в творчество.