Импульсивные покупки: как маркетплейсы влияют на наши траты и можно ли им противостоять
В эпоху онлайн-шопинга импульсивные покупки стали привычным явлением. Екатерина Шагина, заведующая лабораторией практических навыков Института клинической психологии Пироговского университета, считает, что у него есть ряд причин, на которые мы часто не обращаем внимания. В то же время подобные затраты могут нанести вред не только нашему кошельку, но и здоровью, так что стоит поставить их под жесткий контроль.
По словам Шагиной, импульсивные покупки — это не всегда прямая зависимость, как часто говорят и пишут в последние годы. «Ониомания (патологический шоппинг) действительно является формой зависимости, но диагностируется лишь при наличии четких критериев: непреодолимое желание, чувство вины, социальные последствия», — отметила эксперт.
Однако чаще спонтанные траты — результат эмоциональной саморегуляции. «Покупки помогают справляться со стрессом, одиночеством или скукой. Кроме того, срабатывают когнитивные искажения — вера в выгодность скидок или страх упустить некую возможность», — подчеркнула Шагина.
© Фото: Александр Щербак / ТАСС