Иностранный гость уехал раньше времени, а хостел оштрафовали на 400 тыс. руб.
Иностранная гостья покинула хостел на три дня раньше, чем планировалось. Средство размещения не заметило исчезновение постоялицы. Итог — штраф в 400 тыс. руб. Эксперты рассказали Profi.Travel, могло ли такое произойти в отеле и почему стоит внимательно отслеживать статус гостей.
Орловский хостел оштрафовали за несвоевременное уведомление об убытии иностранной гражданки. Путешественница из Индии должна была проживать в хостеле до 30 ноября 2024 года, однако фактически выехала 27 ноября, после чего отправилась в Москву и покинула Россию. Об этом сообщает канал «Юридические новости — Туризм».
Хостел не направил в миграционную службу уведомление об убытии в установленный срок — не позднее 12 часов рабочего дня, следующего за днем выезда иностранки. Нарушение было выявлено в ходе внеплановой проверки, проведенной Управлением по вопросам миграции УМВД по Орловской области.
В отношении компании завели дело по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ и назначили штраф в размере 500 тыс. руб. Представители хостела пытались оспорить решение, заявив, что не знали о досрочном отъезде постоялицы. Суд признал действия миграционных органов законными, однако снизил размер штрафа до 400 тыс. руб., учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств и то, что ранее компания к ответственности не привлекалась.
По словам экспертов, такие случаи, действительно, могут происходить, причем не только в хостелах, где вероятность не заметить отъезд гостя выше, но и в отелях, и в других средствах размещения.
«Досрочный отъезд гостя возможен в связи с изменением планов. Но, даже если написано в инструкциях и правилах бронирования, что нужно проинформировать отель, этого обычно не делают. Гости просто уезжают и все. Особенно, если не ждут возврата, перерасчета, — пояснил Profi.Travel исполнительный директор Независимого гостиничного альянса (НГА) Андрей Михайлец. — Вероятны такие случаи: гость уехал, а с ним никто не связывался, так как, например, в предварительном бронировании было написано, что он живёт до такого-то числа. Бронь длинная, в отеле думали, что гость продолжает проживать».
По словам эксперта, если планы изменились, постоялец может просто забрать пластиковый ключ с собой и уехать, не предупредив. В хостелах же не номера, а койко-места, гости меняют их, и зачастую непонятно, кто где живет. «Отели, как правило, проводят процедуру сверки статусов номеров: есть «чистый», «свободный», «грязный», «на текущей уборке», а есть — «неопределенный». В этом случае нужно разбираться с бронированием, звонить гостю, выяснять», — пояснил эксперт.
Возможно, предположил он, эта процедура в хостеле не очень хорошо работала. «Плюс есть культурные различия, языковые барьеры, общаться с гостями из Индии может быть непросто, — отметил Андрей Михайлец. — Поэтому для проработки такой ситуации, нужно проводить внутренние тренинги. Ситуация, конечно, неприятная, у хостела, скорее всего, не было умысла нарушить законодательство».
Эксперт подчеркнул, что правила достаточно строгие и, если гость досрочно уехал, нужно оперативно делать корректировку и информировать МВД.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов подтвердил, что средство размещения может не заметить отъезд гостя. «Вопрос в том, какого объёма хостел, сколько там всего гостей и сколько — из Индии, — пояснил он. — Кроме того, белье там, вероятно, меняют не каждый день. Да и горничная, даже если заметила, что гостья выехала, могла не сообщить об этом на ресепшн».
Напомним, за несвоевременное направление в МВД сведений об иностранцах и российских туристах грозят внушительные штрафы. Сейчас на рассмотрении находятся поправки в КоАП РФ, которые конкретизируют взыскания для средств размещения и даже несколько уменьшают их. Но, в любом случае, просрочка уведомления о прибытии и отъезде иностранцев, в зависимости от ее длительности, будет грозить штрафом от 80 тыс. до 500 тыс. руб. Позднее предоставление сведений о регистрации или снятии с учёта граждан РФ — от 20 тыс. до 700 тыс. руб.
С понедельника, 15 декабря, подать документы на визу на Кипр в России, Беларуси и Узбекистане можно в визовых центрах «БЛС Интернэшнл Ру». О начале сотрудничества с компанией объявили посольство и генконсульства Кипра в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. Как сообщили Profi.Travel в консульском отделе посольства Кипра в Москве, ранее они с визовыми центрами не сотрудничали. Но со следующей недели все документы принимаются только через партнера.
«Начиная с этой даты, все заявители получат возможность подать заявление на визу в специализированных визовых центрах компании «БЛС Интернэшнл Ру», — говорится в сообщении дипмиссии. Там уточняется, что это нововведение расширяет возможности заявителей.
Переплачивать соискателям практически не придется. Сервисный сбор за подачу заявления в визовом центре составляет 1,5 евро (без учета НДС). Кроме того, заявители смогут воспользоваться дополнительными визовыми центрами. Правда, дипмиссия уточняет, что за них посольство ответственности не несет.
Узнать подробности, а также адреса визовых центров, куда нужно обращаться жителям России, Беларуси и Узбекистана, можно на официальном сайте.
Напомним, в декабре прошлого года Кипр ужесточил правила получения национальной визы, они приблизились к требованиям для оформления «шенгена». Список необходимых документов пополнился новыми, а заявления просят подавать минимум за 15 дней до поездки. Однако на туристов это не повлияло. Летом 2025 года туроператоры ставили полетную программу на Кипр через Кувейт. Начало рейсов пришлось сдвинуть из-за арабо-израильского конфликта, но потом программа возобновилась.

