Интербригада имени Виктора Хары: уроки народной дипломатии из истории СССР и Чили
В условиях, когда узкий круг западных элит стремится доминировать в формировании международной политической и медийной повестки, очень важная роль отводится не только формированию независимых от Запада многосторонних институтов и продвижению альтернативных источников информации, но и развитию неформальных общественных контактов и культурному диалогу. История нашей страны знает немало примеров, когда народные инициативы ложились в основу искренней дружбы и взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах.
О примере развития советско-чилийской дружбы и роли народной и культурной дипломатии журнал «Международная жизнь» побеседовал с одним из инициаторов создания Интернациональной бригады имени Виктора Хары, кандидатом экономических наук, преподавателем Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ) Еленой Тимофеевой и участником бригады, президентом Ассоциации выпускников советских и российских вузов в Чили имени Александра Пушкина Эдуардо Сендрой.
Интернациональная бригада имени Виктора Хары была сформирована в 1976 году в знак солидарности с народом Чили в борьбе с диктатурой Аугусто Пиночета. Инициаторами её создания выступили комсомольские активисты Ленинградского финансово-экономического института (в настоящее время — СПбГЭУ) Александр Николаев и Елена Тимофеева. Эта бригада стала практическим воплощением идеи оказания помощи чилийскому народу, столкнувшемуся с военным переворотом 1973 года, когда при поддержке США было свергнуто правительство президента Сальвадора Альенде. Участники бригады взяли имя Виктора Хары — чилийского социального активиста и певца, погибшего в результате пыток в концлагере, ставшего олицетворением борьбы за справедливость.
Интербригада в течение почти 15 лет осуществляла активную деятельность по сбору и передаче средств в фонд помощи компартии Чили. Её участники трудились в стройотрядах, выезжали на сборы урожая, учились и подрабатывали. За время своего существования в ней приняли участие многие студенты советских вузов из СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Панамы, Португалии, Чили и других стран.
По словам наших собеседников, опыт, полученный в годы деятельности интербригады, преподал важные уроки в деле сближения народов России, Чили и Латинской Америки в целом, а также других стран, выступивших в защиту идей международной взаимопомощи и мира во всём мире. Особое звучание этот опыт приобретает в нынешних условиях.
Участники Интернациональной бригады имени Виктора Хары
«Международная жизнь»: Похоже, что создание интербригады стало естественным продолжением желания народов СССР и Чили развивать неформальные отношения, не зависящие от политической конъюнктуры. Расскажите, что это значило тогда для наших стран?
Эдуардо Сендра: Создание Интернациональной бригады имени Виктора Хары стало реакцией солидарности советской молодёжи, особенно студентов Ленинградского финансово-экономического института имени Вознесенского (ЛФЭИ), потрясённых масштабом преступлений, совершённых фашистской диктатурой во главе с Аугусто Пиночетом. Эти молодые люди связались с представителями Коммунистической молодёжи Чили, находившимися в изгнании в Москве, чтобы предложить создать бригаду добровольцев, которая преследовала бы две основные цели: во-первых, распространять идею солидарности с Чили среди советской молодёжи и рабочих, а во-вторых, помогать собирать средства для поддержки социальных организаций, которые вели борьбу против диктатуры в Чили. Все доходы, полученные членами этих бригад в качестве вознаграждения за выполненную работу, полностью передавались в фонд солидарности с Чили.
На основе этих двух центральных концепций была создана наша интербригада, которая начала свою трудовую деятельность в Ставропольском крае на уборке урожая. Основу бригады составляли молодые люди из ЛФЭИ имени Вознесенского и Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве. В последующие годы по аналогичному принципу были созданы подобные бригады в других регионах СССР под руководством различных учебных заведений и советских молодёжных общественных организаций. По приглашению чилийских коммунистов к этой инициативе присоединились юноши и девушки, принадлежащие к другим чилийским политическим организациям (Социалистическая молодёжь Чили, Партия MAPU-Obrero y Campesino), которые также проходили профессиональное обучение в СССР.
Учитывая условия происхождения ребят, речь шла не о простом стремлении укрепить связи между двумя народами, а о чётком и твёрдом решении советской молодёжи внести свой вклад в политическую и социальную борьбу чилийцев против фашизма. Безусловно, эта деятельность позволила создать прочные братские узы между молодыми советскими, чилийскими, кубинскими, немецкими, португальскими и многими другими национальностями, которые просили включить их в ряды этих отрядов добровольцев.
«Международная жизнь»: Можно сказать, что Вы были в то время пионерами волонтёрского движения.
Елена Тимофеева: Волонтёрское движение возникло много-много позже. Мне кажется, что нашу бригаду было сложно назвать волонтёрской. У нас собралась агитбригада. Её участники писали стихи и песни, придумывали и ставили представления, чтоб показать советской молодёжи, что пришлось пережить чилийцам во время переворота. Ребята, которые приехали к нам были очень разного социального уровня: кто-то был вывезен ещё детьми без родителей в контейнерах, кто-то попал в детский дом, другие оказались в Волгоградском техникуме — это всё были простые ребята. Другая часть, кто попал в основном в Университет дружбы народов — это были дети членов свергнутого чилийского правительства. Поначалу, когда мы объединяли их всех, наблюдалась определённая социальная разобщённость. Это были люди разных слоёв, попавшие в одну точку мира.
Но тогда было время, когда мы все стремились к идеалам, мы всё делали так, как было написано. Нужно было поучаствовать в мероприятиях агитбригады — мы шли и участвовали, нужны было петь — пели, делать плакаты — делали, собирать урожай — заканчивали одну работу и шли на другую. У нас была команда не круглогодичная, а круглосуточная. Нас много где приглашали выступать, чтобы показать историю и судьбы чилийцев. Но при этом нам хотелось, чтобы и сами чилийцы поняли и познали нашу страну. И мы устраивали поездки, хотя для этого приходилось с трудом находить деньги, договариваться о транспорте, искать автобусы, придумывать способы, как увезти всех желающих. А их было немало! Даже были случаи, когда нам приходилось прятать чилийцев в купе на полке для багажа.
Затем мы выезжали на работы, собирали стройотряд. Но его размер и сроки выполнения задач всегда были строго регламентированы. А в наш стройотряд приезжали люди по зову души, часто с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм: кто на неделю, кто на две, кто без медицинских справок и разрешений. Иногда было просто непонятно, где всех разместить на ночлег и чем кормить. К нам присоединялись иностранцы из Университета дружбы народов, ехали с нашими студентами за компанию. На родину многие поехать просто не могли. Чилийцы в Советском союзе в целях безопасности жили, учились и работали под чужими именами.
Участники интербригады на сборе урожая
Удивительно, но в то время мы готовы были работать круглый год. Работали и в каникулы, и во время учёбы. Мы находили людей, кому это было интересно. И мы готовы были передавать полученные средства в помощь Коммунистической партии Чили. Мы жили всё время совместными мероприятиями. Волонтёрство ли это — сказать трудно. У нас не было каких-то спонсорских денег, были только стипендии. Даже, когда активная деятельность интербригады приостановилась и у её участников появились новые заботы — семьи, дети, мы всё равно продолжали общаться. Это настоящее братство.
«Международная жизнь»: Какую роль играла Ваша интербригада в развитии народной дипломатии между Советским союзом и Латинской Америкой? Чем был обусловлен интерес к её деятельности?
Эдуардо Сендра: Интербригада имени Виктора Хары и созданные потом другие бригады позволили наладить отношения, основанные на знании, уважении и братстве между молодыми людьми разных национальностей, объединёнными общей целью — внести свой вклад в борьбу с фашизмом.
Елена Тимофеева: В то время большой интерес вызывали выступления чилийцев. Проводились они в разных местах: мы выступали в региональных домах культуры, в студенческих актовых залах попроще, а иногда просто на улице, на площадях. Это было близко людям — узнать историю ребят, что они пережили в то время — в ходе переворота. Многие потеряли дома, родных, близких, родителей. Тогда было много выступлений в солидарность с народом Чили. И деятельность нашей интербригады привлекала внимание СМИ. Были и интервью, и выступления на телевидении.
А наши чилийские друзья и участники бригады из других стран проникались историей и жизнью нашей страны. Моя мама, пережившая блокаду Ленинграда и дошедшая в рядах Советской армии до Берлина, однажды пришла на концерт, посвящённый Дню Победы, где выступали интербригадовцы. Она была поражена, как эти иностранцы смогли пропустить через себя и настолько глубоко понять наши переживания. Они исполняли песни военных лет так, как будто война закончилась только вчера и они лично принимали в ней участие.
Пережитая нашими народами боль — переворот в Чили и Великая Отечественная война — объединяет нас. И современные события на Украине, наши страдания, наши погибшие люди отдаются сильной болью в сердце чилийцев.
«Международная жизнь»: Продолжают ли участники интербригады взаимодействовать в настоящее время? Какую роль эти контакты играют в современных двусторонних отношениях?
Эдуардо Сендра: Сегодня в разных странах, где проживают бывшие члены бригады имени Виктора Хары, каждый из участников вносит свой вклад в меру своих возможностей в разоблачение антисоветской деятельности и действий, направленных против русского народа, в борьбу за мир во всем мире и солидарность между народами. Многие бывшие члены различных бригад солидарности с Чили внесли свой вклад в развитие экономических и торговых отношений, прямых инвестиций и углубление отношений между нашими государствами.
Елена Тимофеева: Мы все поддерживаем постоянные отношения, общаемся все эти годы вопреки всем запретам и препонам — это потрясающие человеческие связи. Конечно, судьбы участников интербригады сложились по-разному: кто-то остался в России, кто-то вернулся на родину, кто-то уехал работать в другие страны Латинской Америки и, например, преподаёт русский язык в Мексике.
В августе этого года в Санкт-Петербург приезжал историк, профессор Университета Сантьяго-де-Чили Алехандро Ангуло Фуэнтес. Он представил свою докторскую работу, часть которой посвящена деятельности интербригады имени Виктора Хары. Когда он был здесь, его также пригласили в Стокгольм, где была организована встреча с чилийцами и проведена презентация. Эта работа вызвала огромный интерес и, наряду с Россией, уже была представлена в Швеции и Италии.
Все эти контакты налаживаются не по официальным каналам, а через желание людей, которые находят эти ниточки, для того, чтобы давнюю связь с нами — студентами, преподавателями, а теперь уже пенсионерами — оставить в силе и дальше развивать отношения. Визит Алехандро Ангуло Фуэнтеса, например, заложил основу для дальнейшего академического обмена между двумя нашими университетами.
В 2014 году состоялась большая встреча с чилийцами в СПбГЭУ, в которой приняли участие многие участники нашей интербригады. А после этой встречи состоялось открытие почётного консульства Чили в Санкт-Петербурге. Не знаю что это — дипломатия или нет, но после этого открываются очередные консульства, устанавливаются контакты между вузами, библиотеками и проводятся вечера памяти Пабло Неруды.
Ежегодно 11 сентября в день государственного переворота в Чили, когда погиб Сальвадор Альенде, участники нашей интербригады приезжают в Москву и возлагают цветы к памятной табличке на столичной улице, названной в его честь.
Возложение цветов на улице Сальвадора Альенде 11 сентября 2025 года в Москве
В ближайшее время в рамках празднования 95-летия СПбГЭУ чилийский режиссёр Хайме Каналес Менесес приедет в наш университет в Санкт-Петербурге, где будет организован показ его документального фильма «Братство», посвящённого истории бригады Виктора Хары, а также важнейшим событиям переворота в Чили в 1973 году. Как отмечает автор фильма, в наше время необходимо откликнуться на солидарность, проявленную в борьбе с фашистским военным переворотом в Чили русским народом и другими странами. Сегодня, когда мировая демократия находится под угрозой и когда солидарность и дружба между народами необходимы как никогда, крайне важно, чтобы современная молодёжь смогла усвоить эти ценности.
«Международная жизнь»: Есть ли на сегодняшний день какие-либо контакты между группами молодых энтузиастов из двух стран? В каких направлениях необходимо развивать сотрудничество общественно-политических движений?
Эдуардо Сендра: Учитывая текущую геополитическую ситуацию, контакты между общественными движениями носят спорадический характер, а центральную роль по-прежнему играют те же люди, которые помогали организовать это движение солидарности, зародившееся в советское время в Ленинграде и Москве.
По моему мнению, основными векторами сотрудничества между этими движениями являются борьба за мир во всем мире — концепция, которую каждый из нас хорошо усвоил из опыта борьбы советского народа против фашизма, развитие солидарности между народами во всём мире, студенческие обмены и уважение права народов на самоопределение.
Что касается сотрудничества Чили с Россией, то на этот вопрос можно ответить так. С точки зрения государства, нынешние правители в Чили менее склонны принимать инициативы, направленные на укрепление этих отношений, по крайней мере на дипломатическом уровне. На это, безусловно, влияет текущая глобальная обстановка и, в частности, сильное влияние Соединенных Штатов на двусторонние отношения.
С точки зрения общества, в результате вышесказанного и действий средств массовой информации, контролируемых проамериканскими кругами в Чили сложилось очень искажённое и негативное представление о том, что сегодня представляет собой Россия в мире. Большая возможность противодействовать этому заключается в уже указанных векторах сотрудничества между политическими и социальными движениями обеих стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Ключевые слова: Латинская Америка Чили народная дипломатия Сальвадор Альенде Аугусто Пиночет