Интернет-платформы несут ответственность за контент пользователей — ВС Бразилии
МОСКВА, 27 июн — РАПСИ. Федеральный верховный суд Бразилии (ВС) принял постановление о гражданской ответственности интернет-платформ за контент, размещенный их пользователями, признав частично неконституционной статью 19 национального закона о рамочных основах гражданских прав в сети Интернет.
Решение было принято девятью голосами судей против трех, следует из сообщения бразильского издания BdF.
Объявляя о принятом постановлении, председатель ВС Луис Роберто Баррозу указал, что суд в данном деле не вторгся в полномочия законодательного органа.
«Суд не принимает законы. Суд принимает решения по двум конкретным делам, которые были представлены ему, и мы определяем критерии, которые будут преобладать до того момента, когда законодательный орган, если и когда он сочтет нужным, вынесет решение по этому вопросу», — цитирует его заявление BdF.
Статья 19 Закона о рамочных основах гражданских прав в интернете устанавливает принципы, гарантии, права и обязанности по использованию интернета, где гражданская ответственность платформ наступает только после принятия конкретного постановление суда. Согласно тексту закона, правило направлено на «обеспечение свободы выражения мнений и предотвращение цензуры».
В своем постановлении судьи ВС указали, что статья 19 не обеспечивает достаточной защиты значимых конституционных положений, защиты основных прав и демократии, отмечает BdF.
Соответственно, решение суда обязывает компании создавать механизмы для удаления с платформ ненадлежащего контента без необходимости вынесения отдельного судебного постановления.
В решении судьи подтвердили применимость статьи 19 к так называемым преступлениям против человеческого достоинства, то есть клевете, оскорблению и диффамации, которые по-прежнему требуют постановления суда для приостановки публикации соответствующего контента.
Постановление также устанавливает обязанность поставщиков сетевых услуг по контролю за особо вредным контентом, например, представляющим собой преступления против демократии и детскую порнографию, равно как и вводит презумпцию ответственности за платную рекламу. Кроме того, оно налагает на платформы дополнительные обязанности по саморегулированию и обеспечению прозрачности в целях соблюдения баланса свободы выражения мнений с предотвращением злоупотреблений.
Одним из ожидаемых последствий новой интерпретации статьи 19 закона должно стать учреждение компаниями механизмов уведомления об удалении ненадлежащего контента, аналогичного применяемому в настоящее время в отношении защиты авторских прав в сфере интеллектуальной собственности.
В постановлении, вынесенном по результатам судебного разбирательства, содержится перечень преступлений, квалифицируемых как «серьезные правонарушения», в отношении которых платформы обязаны осуществлять особый контроль: преступления против демократии, предусмотренные Уголовным кодексом, преступления или подготовка преступлений в форме терроризма, склонение, подстрекательство или содействие самоубийству или членовредительству, подстрекательство к дискриминации по признаку расы, цвета кожи, этнической принадлежности, религии, национального происхождения, сексуальной ориентации или гендерной идентичности, преступления, совершенные против женщин по признаку пола, включая контент, пропагандирующий ненависть к женщинам, сексуальные преступления против уязвимых слоев населения, детская порнография и тяжкие преступления против детей и подростков, торговля людьми.
Как отмечает BdF, необходимость структурного и системного регулирования цифровых платформ в Бразилии выступает требованием Национального конгресса. В Палате депутатов с 2023 года действует рабочая группа по обсуждению соответствующего законопроекта.
Согласно тексту, который в настоящее время обсуждается в Палате депутатов, поставщики услуг социальных сетей и обмена сообщениями должны будут разработать и внедрить механизмы для запрета фейковых аккаунтов, за исключением случаев юмористического или пародийного контента, а также автоматизированных аккаунтов, управляемых ботами.
Законопроект также требует, чтобы платформы ограничивали количество раз, когда одно и то же сообщение может быть отправлено пользователям и группам, а также количество участников в группе.
Проект определяет, что пользователей должны уведомлять о получении жалоб или применении мер, предусмотренных законом, и устанавливает, что весь платный контент в сетях должен публиковаться с надлежащей идентификацией учетной записи, ответственной за его распространение.
В тексте законопроекта также указано, что Национальный конгресс должен в течение 60 дней после публикации закона создать Совет по прозрачности и подотчетности в интернете в составе 21 члена, включая представителей органов государственной власти, гражданского общества, научных кругов и частного сектора.
Также согласно проекту закона поставщики услуг социальных сетей и обмена сообщениями будут обязаны иметь свои штаб-квартиры и юридических представителей в Бразилии, равно как и составлять и публиковать ежеквартальные отчеты о прозрачности, информирующие о мерах, принимаемых для соблюдения закона.
Наконец, проект устанавливает штраф в размере до 10% от дохода таких поставщиков, полученного в Бразилии, в случае несоблюдения закона. Эти ресурсы будут направляться в Фонд поддержки и развития базового образования и поощрения специалистов в этой сфере в целях обеспечения инвестиций в цифровое образование и мероприятия по повышению грамотности.