Иран - июль 2025: момент истины
Ирано-израильская война закончилась 24 июня, но напряженность вокруг Исламской Республики Иран (ИРИ) не только сохраняется, но и усиливается с каждым днём. Представляется, что одной из целей авиаракетной атаки Израиля и США на Иран была цель вынудить Тегеран пойти на переговоры при отсутствии у него переговорных козырей после разрушения иранской ядерной и военной инфраструктуры и заставить заключить новую ядерную сделку со своими условиям, которая, по сути, стала бы капитуляцией Ирана.
Требования администрации Трампа радикальные. Это запрет на обогащение урана на территории Ирана; вывоз всего накопленного обогащённого урана из ИРИ, усиление и расширение контроля за ядерной деятельностью ИРИ не только со стороны МАГАТЭ, но и США; запрет на разработку, производство и использование баллистических ракет средней дальности (от 500 до 5000 км). Американцы настаивают, чтобы у Ирана остались только тактические ракеты дальностью до 300 км, так как тогда КСИР не сможет достать ни до основных американских баз в регионе, ни до Израиля. Это, по сути, прекращение активной политической и военной деятельности на Ближнем Востоке и поддержки антиизраильских группировок во многих странах.
Иранцы отказались от переговоров с Вашингтоном. Официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Эсмаил Багеи на днях заявил, что в настоящее время Тегеран не планирует проводить ядерные переговоры с Вашингтоном.[1]
В то же время Иран согласился на диалог с евротройкой (Великобритания, Франция, Германия – Е3), которая принимала участие в заключении в 2015 г. Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Переговоры, посвященные ядерной программе Ирана, начнутся 25 июля в Стамбуле и пройдут на уровне заместителей министров иностранных дел.
На предстоящих переговорах Иран будут представлять заместители министра иностранных дел Маджид Тахт-Раванчи и Казем Гарибабади.
Е3 согласовала свои действия в отношении Ирана с Белым домом. 16 июля состоялся телефонный разговор между государственным секретарём США Марко Рубио и министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии. Главы внешнеполитических ведомств этих четырёх стран предъявили Ирану ультиматум. Если до конца августа ядерное соглашение с Ираном не будет достигнуто, то три европейские державы планируют запустить механизм «мгновенного возврата» (snapback), который автоматически восстановит все санкции Совета Безопасности ООН, снятые в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 г. (СВПД, ядерная сделка с Ираном) Чиновники США и Европы рассматривают snapback как переговорный инструмент для оказания давления на Тегеран и как запасной вариант в случае, если дипломатия потерпит неудачу.
Небольшое отступление от темы переговоров – что такое snapback? Механизм Snapback (механизм возврата) — это часть СВПД, одобренного и утверждённого Резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН, раздел «Механизм разрешения споров», пункты 36, 37.[2] Согласно этому документу любая из шести мировых держав, участвовавших в переговорах, имеет право инициировать процесс восстановления международных санкций против Ирана в случае признания его нарушителем требований СВПД и указать на то, что она считает нарушением. (Сегодня - кроме США, которые вышли из СВПД в 2018 г.). Если эти опасения не будут устранены, санкции автоматически возобновятся через 30 дней. Согласно Резолюции 2231, это означает, что прежние международные санкции «будут применяться так же, как и раньше», то есть до заключения ядерной сделки.
Чтобы предотвратить возобновление санкций, потребуется голосование в Совете Безопасности. На него, в свою очередь, могут наложить вето те, кто хочет возобновить санкции, предположительно США и их западные союзники, и путь для санкций открыт.
Поскольку срок действия СВПД заканчивается 18 октября, и тогда уже будет невозможно использовать snapback для введения санкции, Е3 спешит, чтобы к середине сентября решить все организационно юридические вопросы и ровно за 30 дней объявить о санкциях. Именно поэтому три европейских страны установили для ИРИ крайний срок для заключения ядерного соглашения до конца августа. Это, по сути, нескрываемый шантаж: или соглашение на условиях Запада, или санкции.
Однако пока формальный повод для snapback у Е3 есть. Так, в соответствие с СВПД в ИРИ могут функционировать только центрифуги первого поколения не столь производительные IR-1 в количестве не больше 6104 единиц. В 2025 г. на обогатительных заводах Натанз и Фордо до ударов по ИРИ работали и испытывались центрифуги новых поколений от IR-2 до IR-9 (что не допускалось СВПД). Так, до двенадцатидневной войны Иран эксплуатировал около 7000 центрифуг IR-1, 6500 центрифуг IR-2m, около 4000 центрифуг IR-4 и более 3000 центрифуг IR-6 и даже новейшие IR-9 (то есть всего более 20.5 тыс.). По мощности и эффективности обогащения весь нынешний комплекс центрифуг в ИРИ эквивалентен приблизительно 50 - 60 тыс. центрифугам IR-1. МАГАТЭ подтвердило, что каскады IR-6 активно используются для наращивания производства урана, обогащённого до 60%.[3]
Вопреки требованиям СВПД Иран с 2019 г. резко увеличил наработку обогащенного урана и хранимое его количество. По оценкам МАГАТЭ, по состоянию на 17 мая 2025 года общие запасы обогащенного до различных уровней урана в форме UF6 составляли 8413,3 кг (разрешено по СВПД – 300 кг урана, обогащенного только до 3,67%). Это количество включало: низкообогащенного урана 7730,2 кг (разрешено, как указано выше, – 300 кг), а также 274,5 кг урана с обогащением 20% и 408,6 кг урана с обогащением 60%[4]
В своём докладе от 2 июня 2025 г. генеральный директор МАГАТЭ выразил претензии к Ирану, заключающиеся: в демонтаже оборудования Агентства, предназначенного для контроля и наблюдения за деятельностью иранцев в сфере выполнения требований СВПД; в отказе ИРИ применять Дополнительный протокол[5], что не давало возможности Агентству осуществлять дополнительный доступ к различным ядерным объектам в ИРИ; в значительном увеличении объемов производства и накопления высокообогащенного урана, вплоть до 60%. Иран стал единственным в мире государством, не обладающим ядерным оружием, которое производит такой ядерный материал 60% обогащения. Всё это пока не даёт возможности Агентству обеспечить уверенность в мирном характере ядерной программы Ирана.[6]
Тем не менее, европейское давление на Иран осуществляется в координации с США. Причём Вашингтон не только поддерживает Е3, но и со своей стороны угрожает ИРИ. Так, на днях президент США Дональд Трамп в очередной раз заявил, что Вашингтон готов нанести повторные удары по ядерным объектам Ирана, «если потребуется».[7] То есть в любое время, когда потребуется евротройке, Америке или… Израилю(!). Не случайно, израильский генерал и политик Бенни Ганц, назвав Иран не только региональной, но и глобальной угрозой, выступил со «своей», заявив, что лучший способ предотвратить появление ядерного оружия у Ирана — это добровольный отказ Тегерана от своей программы. По его словам, в нынешних условиях Израиль может снова прибегнуть к силовым мерам.[8]
В преддверии начала диалога с Западом, иранская дипломатия резко активизировалась. Руководство ИРИ 20 июля направило в Москву своих ключевых чиновников – авторитетного политика, экс-спикера меджлиса, а ныне старшего советника верховного лидера аятоллы Хаменеи г-на Али Лариджани и министра обороны генерала Азиза Насирзаде. Они встретились и провели переговоры с высшим руководством России. А. Лариджани находился в Москве в качестве спецпосланника президента Ирана Масуда Пезешкиана и передал письмо президенту России Владимиру Путину. Кремль сообщил, что на встрече обсуждалась ядерная тематика. Али Лариджани «довел оценки обострившейся ситуации на Ближнем Востоке и вокруг иранской ядерной программы» до президента РФ. В. Путин, в частности, высказал «позиции, ориентированные на стабилизацию обстановки в регионе и политическое урегулирование вопросов, связанных с иранской ядерной программой». Посол Ирана в Москве Джалали упомянул, что на встрече Лариджани с Путиным присутствовал министр обороны РФ Андрей Белоусов[9] и его иранский коллега. 21 июля генерал Насирзаде провел переговоры с российским министром обороны и обсудил с ним укрепление военного сотрудничества.[10]
Тегеран не ограничился встречами и консультациями в Москве. В Иран были приглашены представители МИД России и Китая для консультаций по иранской ядерной проблеме и, в частности, по предстоящим переговорам ИРИ – Е3 и соответственно по теме snapback. «Мы постоянно консультируемся с этими двумя странами, чтобы предотвратить активацию механизма «мгновенного возврата» или смягчить его последствия», — заявил на днях официальный представитель МИД Ирана Эсмаил Багаи.[11] Примечательно, что в консультативных диалогах приняли участие главы профильных департаментов внешнеполитических ведомств по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями, то есть специалисты в ядерной проблематике в дипломатическом её содержании. Со стороны РФ - Олег Постников, Китая - Сунь Сяобо. На встрече 22 июля стороны условились «продолжать тесные консультации для координации позиций и действий», также было решено, что консультации представителей Ирана, России и Китая по данному вопросу продолжатся на различных уровнях в ближайшие недели.
Кроме того, в рамках визита в Тегеран главы российской и китайской делегаций отдельно встретились с замглавы МИД Ирана по политическим вопросам Маджидом Тахт-Раванчи.[12] Г-н М. Тахт-Раванчи – опытный дипломат, знающий ядерную тематику, принимал участие в переговорах и подготовке СВПД, он возглавит иранскую делегацию на переговорах с евротройкой.
Информации о подробностях российско-иранских беседах в Москве Тегеране нет, но можно предположить, что в критической для ИРИ ситуации иранская сторона выдвигала вопрос о позиции и роли России при различных вариантах развития ситуации в ближайшем будущем в связи ультиматумом Запада. Это подтверждает и заявление представителя МИД Ирана Эсмаила Багаи, сделанное им 23 июня. Он сказал, что «Иран, как страна, имеющая с Россией Соглашение о стратегическом партнёрстве, обладает чёткими ожиданиями и позицией в отношении активной роли Москвы как на многостороннем уровне, особенно в Совете Безопасности ООН, так и на региональном уровне».[13]
При этом позиции Москвы и Пекина были и остаются неизменными: Тегеран не должен иметь ядерного оружия, но он вправе развивать свою мирную ядерную программу под контролем МАГАТЭ, и все проблемы, связанные с ИРИ должны решаться мирным, дипломатическим путём без санкционного и силового давления. Это вполне устраивает Иран. Однако, по всей вероятности, России и Китаю будет совсем не просто утвердить российско-китайскую точку зрения и изменить планы евротройки по введению антииранских санкций с использованием snapback или даже планов США и Израиля по принуждению Ирана к капитуляции, в том числе и силовым методом. А это еще больше дестабилизирует регион.
Иран на перепутье. В сложившейся после ирано-израильской войны сложнейшей для ИРИ ситуации руководство страны оказалось перед судьбоносным выбором, диктуемым вызовами со стороны Запада: или пойти на ядерные переговоры, заведомо соглашаясь на неприемлемые компромиссы, или ужесточать конфронтацию с Западом. Проблема не в переговорах, а в том, о чем и на каких условиях договариваться. Западные условия, прежде всего американские, - заключение такого соглашения, которое является для ИРИ капитуляцией.
С европейцами возможны варианты. Евротройка обещает не вводить санкции, если Тегеран вывезет из страны 408,6 кг урана, обогащенного до 60%, а также согласится на возобновление мониторинга со стороны МАГАТЭ. Надо понимать, что Е3 не настаивает на обнулении всей ядерной программы ИРИ и, возможно, готова согласиться с уровнем обогащения урана в 3,67%, что соответствует требованиям СВПД, под контролем МАГАТЭ. Пожалуй, это устроило бы иранское руководство. Президент Ирана Масуд Пезешкиан неоднократно отвергал попытки США и Израиля остановить ядерную программу Тегерана, заявляя, что она будет продолжаться в соответствии с международным правом.[14] Это же говорил и глава МИД ИРИ Аббас Аракчи: Тегеран ни в коем случае не откажется от своей программы по обогащению урана, которую он назвал национальным достижением.[15]
Необходимо осторожно заметить, что в переговорах с европейцами у иранцев есть небольшой козырь. Европа (в отличие от США и Израиля) заинтересована в развитии финансово-экономических и бизнес отношений с Ираном, конечно, после решения «иранских проблем» и нормализации ситуации вокруг этой страны. Эта европейская заинтересованность может сыграть положительную роль в достижении компромиссного итога переговорного процесса.
В свою очередь, президенту ИРИ Пезешкиану сегодня, как никогда раньше, необходимо ядерное соглашение. Вопрос здесь не только в том, что еще одна порция многосторонних международных санкций может привести кризисную экономику Ирана, отягощённую последствиями войны, к еще большим проблемам. В стране растет недовольство проводимой властями политикой. На днях 180 общественных и политических деятелей Ирана поставили свои подписи под обращением к президенту страны М. Пезешкиану с призывом начать в стране кардинальные перемены. Подписанты акцентируют внимание на том, что недавнее военное противостояние с Израилем должно стать исторической отметкой, на которой пора отказаться от политики дискриминации, внешней изоляции и неэффективности в управлении страной.[16]
Ещё более конкретно высказался бывший посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани. Он заявил, что в нынешней ситуации Иран должен принимать трудные решения. По его словам, благосостояние иранского народа, национальная безопасность, целостность страны и национальные интересы не могут быть «принесены в жертву обогащению урана». Напомнив о недавних ирано-американских ядерных переговорах и военных ударах Израиля и США по Ирану, Сулеймани подчеркнул, что предстоящие переговоры между европейской тройкой и Ираном могут отсрочить использование «механизма запуска» в рамках СВПД и достичь дипломатического успеха в направлении снижения напряженности между мировыми странами и Ираном.[17]
Безусловно, достижение соглашения с Е3 в общих параметрах на базе СВПД дало бы возможность президенту Пезешкиану с одной стороны удовлетворить противников обнуления ядерной программы, с другой – противников эскалации ядерной деятельности, чреватой новой войной с США и Израилем.
Однако есть одно весьма серьезное НО. За спиной евротройки стоят США и Израиль, которые настаивают на своих радикальных требованиях. Будут ли вести три европейские державы самостоятельную переговорную политику в их же интересах или станут скрупулёзно исполнять требования Белого дома? Как поведёт себя президент Трамп не известно, учитывая его характер и связи с израильским истеблишментом. Во-первых, переговоры Е3 – ИРИ не предполагают обсуждение иранской ракетной программы и «поведение» Ирана на Ближнем Востоке. И это может вызывать недовольство Вашингтона и Иерусалима. Во-вторых, согласится ли Трамп с продолжением ядерной деятельности ИРИ даже в ограниченных масштабах. В третьих, будет ли Тегеран восстанавливать объекты, разрушенные в войне, в том числе военную и ядерную инфраструктуру. Принимая во внимание то, что космическая и агентурная разведка США и Израиля активно функционируют, то сделать это скрытно не удастся. Поэтому любой признак реанимации военного или ядерного потенциалов будет casus belli для американцев и израильтян. Так, на недавней встрече в Вашингтоне президент США Дональд Трамп и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже обсудили перспективы нового военного удара по Ирану в случае возобновления Тегераном шагов к созданию ядерного оружия.[18] Причем нельзя забывать, что эти страны обладают огромным арсеналом ядерного оружия.
Таким образом, вполне корректным будет констатировать, что послевоенным летом 2025 г. для Ирана наступил «момент истины», когда решается - каким путем дальше пойти. Однако прогнозировать, какой из вариантов выберет Иран, как поведут себя Великобритания, Франция и Германия, какое настроение будет у Дональда Трампа ныне чрезвычайно сложно. Единственно, что было бы правильным утверждать, что ирано-израильская война и нынешняя напряженность, связанная с ядерной проблемой ИРИ, является следствием многолетнего конфликта Ирана и Израиля. Конфликт во многом порождён исторической проблемой государственной идеологии ИРИ, которая не допускает существования еврейского государства. В этой парадигме конфликт в различных проявлениях и формах закончен будет не скоро, и его ядерная составляющая является основополагающей, по сути, экзистенциальной для обеих сторон.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Ключевые слова: США Иран переговоры Евротройка ядерная проблема Ирана