Исторические костюмы и охота на королеву. Премьера оперы «Анна Болейн» в МАМТ

Исторические костюмы и охота на королеву. Премьера оперы «Анна Болейн» в МАМТ

На сцене Московского академического музыкального театра (МАМТ) имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась главная оперная премьера сезона — «Анна Болейн» Гаэтано Доницетти. В постановке Сергея Новикова любовь и падение Анны Болейн, изменившей ход английской истории, обретают новое звучание. Хибла Герзмава в заглавной партии, исторически точные декорации Ивана Складчикова и драма, где личная трагедия переплетается с государственным переворотом, — все это делает спектакль важным событием.

Личная драма с последствиями для Европы

Сюжет «Анны Болейн» основан на реальных событиях — это не мелодрама о королевской измене, а политический триллер с далеко идущими последствиями. Генрих VIII был недоволен первой женой, Екатериной Арагонской, потому что она не смогла родить наследника. Анна, ее фрейлина, семь лет не принимала ухаживаний монарха, соглашаясь только на законный брак и трон. Ватикан запретил Генриху развод — Генрих запретил Ватикан в Англии… и возглавил собственную церковь.

«Героиня оперы “Анна Болейн” — уникальная личность, ради нее король Генрих VIII вывел Англию из-под влияния Римско-католической церкви, основал англиканскую. Это позволило ему впоследствии еще неоднократно жениться. И стало ярким свидетельством того, что руководители английского государства под свои сиюминутные желания готовы все перевернуть вверх дном», — рассказывает режиссер-постановщик оперы Сергей Новиков.

Он подчеркивает: коварство либретто в том, что предыстория — вне сцены. Когда открывается занавес, зритель видит героиню в обратной ситуации: теперь ее собственная фрейлина возжелала ее мужа и трон. Кроткая Джейн Сеймур, может быть, менее тщеславна, но она влюблена и, подобно Анне, также отказывается от мимолетной связи. Джейн хочет стать женой, а следовательно, королевой. И это приведет к еще более трагическим последствиям, чем в случае с Екатериной Арагонской.

Три любовных треугольника

Опера длится три с половиной часа с двумя антрактами, но время пролетает удивительно быстро — возможно, потому что переплетения любовных треугольников не потеряют актуальности, пока существует человечество. В постановке их три. Первый — очевидный: Анна — король — Джейн Сеймур. Второй: Анна — Перси — король. Перси влюблен в Анну с юности, и Генрих использует его для достижения желанного развода, обвиняя жену в мнимой измене. А третий — за сценой, но, может быть, самый драматичный: Анна — король — Екатерина Арагонская. Анна держит в руках гранат — символ страдания первой жены Генриха. Гранат — часть герба Анны Болейн, он отражает ее чувство вины и ожидание наказания за триумф.

Хибла Герзмава, народная артистка России, исполнительница партии Анны Болейн, подчеркивает интеллект и образованность своей героини, ее сложность и силу: «Анна предпочла, чтобы ее ненавидели за то, кто она есть, чем любили за то, кем не является. Даже на сегодняшний день она была бы Интеллектуалом с большой буквы. Это очень сильная личность».

Бельканто: забытая красота сложной музыки

Опера требует иного восприятия, чем драматический театр. Если в пьесе персонаж может сказать: «Я страдаю», то в опере он споет об этом сложнейшую арию, и зритель поверит не столько словам, сколько технике и тембру голоса. «Анна Болейн» написана в стиле бельканто («прекрасное пение»), где виртуозность — не самоцель, а инструмент раскрытия характера. Это произведение в России не ставили более 100 лет (по сведениям, которые смогли найти сотрудники театра, в последний раз его исполняли в 1904 году). МАМТ вернул редкую оперу на московскую сцену.

Партию Анны Болейн исполняли в разное время Мария Каллас и Монсеррат Кабалье, и Хибла Герзмава — именно та певица, которая будто предназначена для этой сложнейшей партии. Она уже пела ее в театре «Ла Скала» и теперь подчеркивает свою радость, что Анна Болейн вернулась к ней в ее родном, «домашнем» театре: «Для того чтобы петь Анну Болейн, нужно иметь просто безупречную вокальную школу: быть красивой в звуке, иногда быть резкой, иногда быть очень технически оснащенной. Там трудные верхние ноты, как мы говорим, очень трудный верх. Я счастлива, что у меня есть прекрасная русская школа, которая дает мне такую возможность».

Беллини против Доницетти: дуэль оперных страстей

«Анну Болейн» (1830) Гаэтано Доницетти создавал в прямом соперничестве с «Нормой» Винченцо Беллини (1831). Обе — бельканто, обе — трагедии о сильных женщинах. «Существует легенда, что два великих композитора конкурировали друг с другом. “Норма” два года назад была поставлена в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, а “Анна Болейн” — только сейчас. У зрителей есть редкая возможность сравнить эти произведения», — говорит Сергей Новиков.

Музыкальный руководитель и дирижер постановки народный артист России Феликс Коробов называет «Анну Болейн» рывком в творчестве Доницетти: «Значительно увеличивается роль оркестра, который уходит от простого аккомпанемента и становится полноправным участником действия».

Тюдоровский стиль: аскетичный мрак и роскошь костюмов

Автором сценографии и художником по костюмам стал Иван Складчиков (платья для Хиблы Герзмава выполнила Тамара Эшба). Исторически точные, но сценически эффектные, они погружают в эпоху, где роскошь двора контрастирует с мраком заговоров.

«Костюм Анны Болейн я с трудом поднимаю одной рукой. Это натуральный мех и парча, он весь расшит стеклом», — делится подробностями Иван Складчиков. Художник подчеркивает, что каждый элемент соответствует реалиям того времени: «Лиф на костях — исторический, без вытачек, такой пуш-ап XVI века, когда грудь дамы поднимается естественным образом, без подкладок в бюстгальтере». Вес платья Анны Болейн — около 15 килограммов.

Процесс создания одного платья занимает четыре-пять недель. «Такое платье требует минимум пять-шесть личных примерок на певце», — отмечает Иван Складчиков.

«Костюмы у нас кинематографического качества — с ручной вышивкой, инкрустацией. В них можно снимать исторические фильмы. Они передают весь блеск двора Генриха VIII, хотя сами декорации намеренно аскетичны», — объясняет режиссер.

Историческая правда как художественный выбор

«Мы играем в историзм. Мне кажется, что осовременивать постановку мы должны смыслами, а не оформлением», — объясняет Иван Складчиков свой подход. Художник сознательно отвергает модные тенденции переноса классических сюжетов в современные декорации, считая, что такой подход лишает произведения их уникального характера.

«Это очень академическая постановка Сергея Новикова, потому что мы постоянно видим эксперименты и отвыкли от того настоящего, живого, но академического театра. Это не возвращение в прошлое ни в коей мере, но это очень красиво, очень стильно и очень по-настоящему», — добавляет Феликс Коробов.

Архитектура как персонаж

Декорации спектакля  — синтез знаменитых английских дворцов. «В данном случае мы играем в английский маньеризм, позднюю английскую готику, ранний английский ренессанс», — рассказывает Иван Складчиков. Художник создавал сценографию, вдохновляясь конкретными историческими прототипами: «Одна часть интерьеров напоминает Виндзор и почти напрямую его цитирует. Другая — Тауэр и тоже цитирует его практически напрямую».

Особый интерес представляет воссоздание интерьеров несохранившегося дворца Плацентия. «Это попытка немного воссоздать дворец Плацентия, в котором родился сам Генрих и где жила Анна Болейн. Он до наших дней не дошел, но остались гравюры», — продолжает Иван Складчиков.

Английские розы в ледяных дворцах

Через предметный мир спектакль передает суровые реалии тюдоровской эпохи. «Мы прекрасно понимаем, что все эти замки были дико холодные. Если на улице было плюс 12, во дворце было плюс пять», — описывает условия жизни в XVI веке Иван Складчиков. Особенно тяжело приходилось женщинам: если мужчины одевались тепло, чуть ли не в шубы, то дамы, включая Анну Болейн, носили платья с декольте.

Художник видит в этом подвиг: «Попробуйте пройтись в вашем легком платье в плюс 12 — и не на час, не на два, не на пять… А она пытается этому королю понравиться. И в этом, согласитесь, есть некий героизм».

Охота на королеву

Одна из самых ярких сцен — королевская охота с живыми собаками, которые трогательно реагируют на происходящее. Аллегория становится явной: король, опытный охотник, готовит западню для нелюбимой жены. Особую атмосферу создает контраст между пышностью охотничьих сцен и нарастающим в Анне подозрением и тяжким ужасом — опера превращается в почти детективную историю с искусно расставленными ловушками.

«Добивалась венца, но теперь ношу венец терновый», — поет Анна Болейн, чувствуя приближение трагедии. Лариса Андреева, исполнительница партии Джейн Сеймур, раскрывает особенности своего персонажа: «Очень сложный образ, потому что у Джейн Сеймур неоднозначная позиция… С одной стороны, ее связывает родство с Анной Болейн — она троюродная сестра, а с другой — она полюбила короля».

«Самая сложная сцена — скорее всего, сцена с Анной Болейн и Перси во втором акте, где я отправляю их на казнь. Она сложная в эмоциональном наполнении, в энергетическом, и технически достаточно сложная», — говорит Габриел Де-Рель, исполняющий партию Генриха VIII.

Обреченная победительница

Хибла Герзмава обладает сильной сценической энергетикой и волей. Ее Анна — не жертва, а женщина, осознающая свою обреченность, но не теряющая достоинства. Даже в сцене казни, по словам солистки, героиня идет на эшафот «с абсолютно ровной спиной», в красном платье, а это цвет не только крови, но и силы, энергии.

История оказалась еще изобретательнее: реальная Анна Болейн действительно вышла победительницей, хоть и не узнала об этом. Джейн Сеймур была королевой всего год — умерла от родильной горячки. Никто из наследников Генриха VIII не задержался на троне надолго, кроме… дочери Анны Болейн Елизаветы I. Она правила 45 лет, при ней Англия достигла расцвета в политике, искусстве и науке, ее флот стал самым сильным в мире. Елизавета отказалась выходить замуж — последнее совсем не удивительно. Ее отец после смерти Джейн Сеймур женился еще трижды и стал историческим мемом — английские школьники до сих пор учат его биографию по фразе: «Развелся — казнил — умерла — развелся — казнил — пережила».

«Культура Москвы»: гид по ярким событиям столицы

«Анну Болейн» можно будет посмотреть в новом сезоне, билеты на спектакли Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко есть в сервисе «Мосбилет».

Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.

Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.

 

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

16:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025