История одной курилки: в Пулково снова разрешили дымить бесплатно
История с введением платы за посещение курительной комнаты в Пулково оказалась короткой, но яркой. Обращения депутатов и общественных организаций, а также авиаколлапс в минувшие выходные заставили аэропорт отказаться от идеи брать деньги. О том, имеет ли право аэропорт делать вход в «курилку» платным, а пассажир — выходить из стерильной зоны, чтобы подымить на улице, выяснял Profi.Travel.
Плату брали неделюО том, что аэропорт в Санкт-Петербурге будет брать 500 руб. за посещение курительной комнаты, стало известно 1 июля. Новость тут же вызвала резонанс. Депутат Госдумы Сергей Боярский направил обращение в ФАС. Как рассказал Profi.Travel зампред Общественного совета при Минтрансе России, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, были обращения и в транспортную прокуратуру. Потом случился авиаколлапс, из-за которого в Пулково застряли тысячи пассажиров, в том числе и курящих. В итоге вчера вечером, 7 июля, авиаузел сделал объявление:
«По многочисленным просьбам и учитывая сложность ситуации в аэропортах руководство Пулково приняло решение сделать доступ в курительную комнату бесплатным.
Просим соблюдать порядок. Напоминаем, что курительная комната рассчитана на единовременное посещение шести человек».
Имеет ли право аэропорт брать деньгиСогласно законодательству, никаких препятствий к тому, чтобы сделать курительную платной — нет. Кроме того, аэропорты и вовсе не обязаны иметь такие помещения в терминалах. Тем не менее, эксперты выступают за их наличие, в первую очередь — в крупных хабах. Причем дело здесь не в заботе о курильщиках, а как раз об остальных пассажирах.
По словам экспертов, когда действовал запрет на курение в аэропортах, пассажиры нередко дымили в туалетах. «Такие комнаты необходимы для того, чтобы люди в одной точке могли покурить, а в других местах пассажиры с курящими не пересекались, — пояснил Илья Зотов. — Если же вводится какая-то плата, причем достаточно существенная, это стимулирует отказываться от их посещения и возвращаться к тому, что было раньше, то есть курить нелегально в других местах. В результате другие пассажиры испытывают неудобства. Да, аэропорты не обязаны открывать у себя такие комнаты, но практически все крупные хабы сделали это, исходя из рационального решения проблемы».
Может ли пассажир покинуть стерильную зонуСегодня из-за ограничений на работу аэропортов в России рейсы задерживаются все чаще. Если заранее понятно, что опоздание длительное и авиакомпания предоставляет клиентам гостиницу, проблем с курением у них не возникает. Однако ситуации бывают разные: иногда вылет переносится чуть ли не каждый час, а пассажиры застревают в стерильной зоне надолго. Имеют ли они право выйти покурить на улицу, а потом вернуться обратно? Курительными комнатами не оборудованы, например, аэропорты Мурманска, Омска, Кемерово, Калуги, Минвод, Махачкалы, Саратова, Волгограда и других региональных аэропортах. Кроме того, пока нет курительной комнаты в аэропорту Жуковский, но она готовится к открытию.
В случае со внутренними рейсами все просто: выходить можно, единственное неудобство — потом придется проходить досмотр заново. А вот в случае с международными вылетами, как выяснилось, у каждого аэропорта — свои правила.
Например, в справочной службе Внуково ответили: да, выйти можно. Несколько лет назад, еще до пандемии у корреспондента Profi.Travel была история, когда в ожидании задержанного рейса удалось спокойно покинуть стерильную зону Шереметьево, аннулировав штамп о пересечении границы. А потом заново пройти досмотр и пограничный контроль без каких-либо вопросов. Правда, процесс оказался не очень быстрым, сотрудница погранслужбы повела коридорами отдельными от тех, которыми ходят пассажиры, загранпаспорт на время забрали, вернули уже с новым штампом поверх старого. К сожалению, сложно вспомнить все подробности, но выход осуществлялся, скорее всего, не через зону прилета, а, возможно, через транзит.
Однако сегодня в справочной службе аэропорта Шереметьево сообщили, что это на усмотрение пограничной службы. «Если человек не отказывается от полета, могут не разрешить переход туда-сюда. Тем более, если речь о короткой задержке. Если же пассажир заявит об отказе лететь, то ему аннулируют посадочный талон, — пояснили в колл-центре. — При этом в случае длительных задержек выход согласовывается с авиакомпанией, она предоставляет гостиницу». В колл-центре Пулково правила еще жестче: там заявили, что выход из стерильной зоны может считаться отказом от полета.
Илья Зотов заметил, что сотрудники погранслужбы могут и разрешить пассажиру выйти из стерильной зоны, чтобы покурить, а могут и аннулировать авиабилет. «В экстренных случаях обычно выйти разрешают», — уточнил он.
Однако, если задержка небольшая, то высок риск того, что при выходе из стерильной зоны авиабилет аннулируют. Таким образом, зависимым от курения, если они находятся в стерильной зоне аэропорта, где нет курительной комнаты, необходимо взвешивать все за и против и пытаться договориться с сотрудниками погранслужбы. Заметим, что внутренние инструкции, по которым они действуют, далеко не всегда находятся в открытом доступе.
Пассажиры Emirates, которые должны были отправиться из Санкт-Петербурга в Дубай в воскресенье, 6 июля, смогут вылететь в ОАЭ только во вторник, 8 числа. Дело в том, что направлявшийся из Дубая в Санкт-Петербург рейс ЕК 175 был вынужден сесть в Домодедово. Вылет в обратном направлении авиакомпании пришлось отменить. Все стыковки потеряны, отдых сократился на двое суток.
«Всего за час до планируемого прилета в Санкт-Петербург нам сообщили, что рейс Emirates ЕК 176 уходит в Москву, хотя до этого борт сделал три круга недалеко от Северной столицы», — рассказала Profi.Travel турагент Анна Васичева из компании Tour Factor.
В итоге самолет приземлился в Домодедово. Как уточнила собеседник редакции, пассажирам выдали багаж и сообщили, что до Санкт-Петербурга им необходимо будет добираться самостоятельно.
«Действительно, туристам предложили отправляться домой своим ходом, так как никаких отелей или мест на самолеты до Петербурга не было в принципе. Все свои расходы они могут пересылать в отдел претензий авиакомпании, — подтвердил Profi.Travel Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «Арт-Тур».
Что касается тех пассажиров, которые ожидали вылета в Дубай из Санкт-Петербурга, то их отправили домой в связи с отменой рейса. «Авиакомпания самостоятельно перебронировала пассажиров на ближайшие доступные вылеты. Если этого не произошло, можно обратиться в колл-центр или в агентство», — добавил он.
По понедельникам у Emirates нет рейсов из Санкт-Петербурга, ближайший вылет — только во вторник, уточнила Анна Васичева.
«У туристов слетели все стыковки. Само собой, ночи в отелях потеряны, и, безусловно, деньги за них возвращать не будут, потому что эта ситуация — форс-мажор», — подчеркнула она.
Как рассказал Profi.Travel юрист, если задержка рейса была вызвана обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор) или иными обстоятельствами, связанными с обеспечением безопасности и не зависящими от перевозчика, необходимость компенсировать убытки в случае задержки или отмены рейса может быть снята с авиакомпании. При этом перевозчик обязан доставить туриста в пункт назначения при первой возможности или осуществить возврат, если пассажир передумал лететь.