Из-за угрозы закрытия 1200 отелей в Анталье отдых в Турции может подорожать
В ходе проверок, начатых после пожара в отеле Grand Kartal, в котором погибли 78 человек, выяснилось, что многие гостиницы и гостевые дома Антальи работают с нарушением норм безопасности. В частности, в них отсутствуют так называемые огнестойкие двери, которые должны выдерживать пламя в течение получаса. Президент палаты отелей и хостелов Антальи Озджан Суджу заявил, что прямо перед сезоном из-за этого могут быть закрыты 1200 отелей общей вместимостью 40 тыс. мест.
Наличие огнестойких дверей в отелях предписано Правилами противопожарной безопасности, принятыми в Турции. Когда в ходе инспекции гостиниц, находящихся под муниципальным контролем Антальи стали выявляться нарушения этих норм, часть средств размещения были опечатаны сразу. Другие начали попытки срочно заменить свои двери на противопожарные, однако не смогли этого сделать из-за нехватки мощностей у компаний — производителей дверей.
«Мы сталкиваемся с этой проблемой во всех районах — от Каша до Газипаши. Мы приняли все меры, но не можем срочно установить двери, которые могут выдерживать огонь в течение 30 минут. Все отельеры начали одновременно пытаться заказать, но количество компаний-производителей ограничено. В итоге лицензии аннулируются, гостиницы опечатываются. Мы требуем отложить это условие до конца сезона», — сказал Озджан Суджу местной газете Hurriyet.
По его словам, некоторые владельцы отелей уже обратились в суд, чтобы оспорить лишение лицензии на работу. По информации Озджана Суджу всего под угрозой закрытия перед сезоном оказалось 1200 отелей и гостевых домов. При этом в 2023 году Turizmdatabank публиковал данные Министерства культуры и туризма Турции, согласно которым количество действующих отелей в Анталье составляет 2492. Однако их совокупная емкость на тот момент составляла 612 тысяч мест. Таким образом, можно предположить, что речь идет о возможном закрытии прежде всего некрупных гостиниц.
Profi.Travel сообщал об этой проблеме еще месяц назад. О ней рассказал президент Торгово-промышленной палаты Алании Эрай Эрдем. Причем на тот момент проинспектированных объектов размещения, которые находились под угрозой закрытия из-за найденных недочетов, было в разы меньше. Тем не менее, в туротрасли уже тогда начали бить тревогу. Спустя месяц они так и не добились отсрочки решения о запрете на работу из-за отсутствия огнестойких дверей.
По мнению представителей турбизнеса, вряд ли в списке отелей на лишение лицензии есть крупные туристические комплексы, в которых в основном отдыхают российские туристы. Однако там вполне могут оказаться небольшие объекты уровня 3 и 4*, которые так же бронируют россияне. Предположительно, власти Антальи не допустят коллапса с закрытием такого внушительного количества отелей. Однако из-за дефицита необходимых им для работы огнестойких дверей производители наверняка заметно поднимут цены, что может привести к серьезным тратам отельеров и сказаться на общей цене отдыха в Анталье.
Минтранс представил к обсуждению проект приказа об изменении Федеральных авиационных правил (ФАП). В документе есть пункты, которые авиакомпании уже применяют, например, о скидках детям до 12 лет, а также новые уточняющие положения. Например, в определенных случаях авиакомпаниям все же разрешили рассаживать детей с родителями. Появилось точное время задержки рейса, после которого можно сдать билет и вернуть все деньги. Кроме того, добавились уточнения по предоставлению пассажирам напитков, питания, гостиницы и других услуг.
Всегда ли рядом?Так, в проекте приказа Минтранс уточнил применение нового правила о том, что детей до 12 лет нельзя рассаживать с одним из родителей или сопровождающим. Согласно документу, если билет был приобретен после начала регистрации на рейс, а мест свободных рядом нет, то можно. Отметим: у большинства авиакомпаний электронная регистрация начинается за сутки до вылета. Кроме того, если детей, с которыми летит взрослый, превышает количество соседних мест, то кресла должны дать или в одном ряду — через проход, или на соседних рядах, находящихся непосредственно перед или за сопровождающим пассажиром. Места должны предоставляться бесплатно.
Если сопровождающих больше одного, они сами могут решить, кто полетит рядом с ребенком. Если и детей два или несколько, то можно выбрать или одного сопровождающего, или сопровождающего для каждого ребенка.
Еще одно новшество: если раньше заказать услугу сопровождения для ребенка, который летит без взрослых, можно было лишь детям до 16 лет, то по этим правилам — до 18. Но эта услуга, вне зависимости от возраста несовершеннолетнего, может быть и платной.
Авиаэксперт, решивший остаться анонимным, подчеркнул: в правилах рассадки детей со взрослыми нужно прописать различные ситуации и действия в каждой из них. Изменения, предложенные Минтрансом логичны: например, опоздали на стыковку, случайно увидели билеты на другой рейс, купили, а там карта мест уже расписана, посадочные талоны другими пассажирами получены.
Другой вопрос, подчеркнул эксперт, что в свете новых правил, авиакомпании, естественно, будут прикладывать все усилия, чтобы не рассаживать детей с родителями.
При этом, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов отметил, что из-за таких новшеств могут возникать и дополнительные конфликтные ситуации. «Важно, чтобы законодательство не менялось каждые три месяца. Сначала растиражировали везде, что ребёнок сидит со своими родителями в самолёте. Сейчас получается, что это не так и норма имеет различные толкования. Не все люди могут уследить за изменениями нормативных актов, а мы по сути заставляем погружаться людей в детали. Правила должны иметь однозначное толкование. Естественно, есть ситуации, когда авиакомпания физически не может обеспечить соседние места, но тогда нужно было оставлять этот момент на уровне рекомендаций, когда в 99% вопрос решался в пользу людей», — пояснил эксперт.
Непунктуальный пассажирЕсли пассажир опоздал на один рейс, а в бланке несколько сегментов (билет туда-обратно, со стыковками), то остальные аннулироваться не будут. Но есть несколько нюансов.
Во-первых, нужно уведомить перевозчика о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута не позднее чем через 2 часа после вылета рейса, на который пассажир опоздал, и до окончания регистрации на следующий рейс по маршруту. Во-вторых, время от вылета первого до следующего рейса должно составлять не менее 24 часов. Правило работает только в том случае, если пассажиру не придется менять билеты и на дальнейшие перелеты — тогда остальные сегменты билета не аннулируются.
Непунктуальная авиакомпанияВ действующих правилах пассажир может сдать билет и вернуть все деньги «вследствие отмены или задержки рейса». В новом документе уточняется: «... или задержки рейса, указанного в билете, более чем на 30 минут...». По мнению экспертов, вполне адекватная поправка. Раньше теоретически можно было сдавать билет и при меньшем опоздании.
Есть лимиты по времени и для предоставления услуг — комнаты матери и ребенка, хранения багажа, напитков, горячего питания, отеля. Сами сроки ожидания не изменились: напитки предоставляются при задержке свыше двух 2 часов, питание — свыше 4-х (далее — каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 — в ночное), отель — если рейс опаздывает более чем на 8 часов в дневное время и на 6 часов — в ночное.
В новом документе указано, в течение какого срока все это должно быть предоставлено. Так, например, «обеспечение питьевой водой — не позднее одного часа по истечении двух часов ожидания начала посадки пассажиров в воздушное судно». Во всех остальных случаях (питание, проживание): «не позднее двух часов».
То есть, с одной стороны авиакомпании получают некую «отсрочку», а с другой — ограничивается ее время. Авиаэксперты напомнили, что ранее были случаи невыполнения этих пунктов ФАП или предоставления услуг с большими задержками.
Кстати, дневное время: с 6 часов 1 минуты до 22 часов, ночное: с 22 часов до 6 часов.
Кто заплатит за ошибкуВ новом документе прописано: «В случае неправильного оформления билета перевозчиком (уполномоченным агентом) взимание с пассажира платы за операции по изменению условий договора воздушной перевозки при оформлении пассажиру нового билета взамен неправильно оформленного билета не допускается».
По словам Ильи Зотова, за внесение изменений в билет авиакомпании нередко требовали деньги, поэтому в этом смысле обновленные требования логичны.
Если же ошибся именно он, то брать плату и по новым правилам — допускается.
В соответствие с реалиямиЕсть в документе и пункты, касающиеся информирования пассажиров, скидок для детей, провоза ручной клади и др. Уточняются и правила вынужденного отказа от перевозки, не связанного с отменой или задержкой рейса.
«Российский союз туриндустрии, Ассоциация агентов воздушного транспорта в рамках рабочих групп вносили свои предложения, которые были учтены в текущей редакции, — сказал Profi.Travel вице-президент РСТ Дмитрий Горин. — Этот документ рассчитан на то, чтобы привести правила в соответствие с реалиями и изменениями рынка авиаперевозок».
Но пока идет только обсуждение проекта приказа. Когда и в каком окончательном варианте он будет опубликован, а также как будут применяться новые ФАП — покажет время.