Изменение страны назначения товара не ставит под сомнение его происхождение — КС

Изменение страны назначения товара не ставит под сомнение его происхождение — КС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Изменение страны назначения или страны регистрации компании-получателя груза не дает оснований для признания происхождения товара неподтвержденным, так как соответствующий сертификат содержит верные сведения, удостоверенные уполномоченным лицом, а кроме того, он не подлежит замене, в связи с чем его подлинность под сомнение не ставится. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Антидемпинговая пошлина

Как следует из материалов дела, в 2022 году ООО «Атлант» в рамках внешнеэкономического контракта ввезло в РФ путем транзитной поставки шины для грузовых автомобилей из страны, не являющейся членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В ходе таможенного контроля были установлены расхождения в сведениях о стране назначения товара. В сертификате о происхождении товара страной назначения была указана страна ЕАЭС, но не Россия. Там же были приведены реквизиты инвойса, где, в свою очередь, содержится указание на конечного получателя товара, а именно на ООО «Атлант», которое является российским юридическим лицом, и к которому товар и проследовал от отправителя. Аналогичные сведения отражены в том числе в декларации на товар и в сертификате соответствия. В связи с таким расхождением таможня посчитала происхождение товара неподтвержденным и предложила заявителю уплатить антидемпинговую пошлину, взимаемую в подобных случаях.

«Общество требований таможенного органа не выполнило, поэтому в выпуске товаров ему было отказано. Суды согласились с тем, что представленный сертификат происхождение товара не подтверждает, хотя в нем и указаны соответствующие иным документам сведения о стране происхождения товара и о месте его производства», — описывает пресс-служба КС РФ ситуацию, в которую попал заявитель.

Проиграв во всех инстанциях, компания «Атлант» обратилась в КС РФ с просьбой проверить конституционность статей 20 и 21 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По мнению заявителя, эти нормы нарушают его права, поскольку позволяют правоприменителям произвольно отказывать в признании происхождения товара подтвержденным на основании выданного уполномоченным лицом действительного и достоверного сертификата о его происхождении по той лишь причине, что в документах расходятся сведения о конечном получателе товара.

Исчерпывающий перечень

КС РФ согласился, что российское законодательство и правовое регулирование ЕАЭС закрепляют обязанность документально подтверждать происхождение товара, если от этого зависит применение мер таможенно-тарифного регулирования. При этом КС РФ отметил, что действующие правила не ставят признание страны происхождения конкретного товара в зависимость от того, указаны ли страны или резиденты ЕАЭС в качестве страны назначения товара или грузополучателя.

«Соответствующее регулирование предусматривает случаи, когда происхождение товара считается неподтвержденным. Установленный им перечень обстоятельств, дискредитирующих конкретный сертификат о происхождении товара, а значит, и содержащуюся в нем информацию о стране происхождения товара, является исчерпывающим. Иных случаев, когда происхождение товара признается неподтвержденным на основании такого сертификата, не предусмотрено», — передает пресс-служба КС РФ и добавляет, что несоответствие других сведений в сертификате само по себе не означает неподтвержденность происхождения товара.

КС РФ разъясняет, что в результате цепочки сделок, которые заключают предприниматели, грузополучатель или страна назначения товара могут меняться. При этом КС подчеркивает, что ранее выданный сертификат о происхождении товара замене не подлежит и его подлинность под сомнение не ставится.

То есть, КС РФ указал, что изменение страны назначения или грузополучателя не дает оснований для признания происхождения товара неподтвержденным, так как соответствующий сертификат содержит верные сведения, удостоверенные уполномоченным лицом.

По мнению КС РФ, обжалуемые законоположения не исключают возможности установления для цели уплаты антидемпинговых пошлин страны происхождения товара на основании подлинного сертификата, если в ходе гражданского оборота меняются грузополучатель или страна назначения товара.

Оспариваемые нормы признаны не противоречащими Конституции РФ.

Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру. 

Постановление КС РФ № 34-П/2025

Михаил Телехов

 

РАПСИ РАПСИ

21:05
28
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025