Ярославцам рассказали о прогрессе в создании образовательных комплексов
Начинали с шести пилотных, финишируем с 92: к началу октября в регионе заработали уже 85 новых образовательных комплексов.
– В регионе будет 92 комплекса, которые объединяют почти 700 образовательных организаций: школы, детские сады и учреждения дополнительного образования, – подвел первые итоги преобразований губернатор Михаил Евраев. – Ожидаем масштабных результатов на основании опыта пилотного этапа. Создание комплексов стало не только способом объединения материальных и кадровых ресурсов, но и мощным толчком для самореализации детей, педагогов и родителей.
Образовательные комплексы – это новая модель развития системы образования региона.
Как отметил глава региона, важным результатом создания пилотных комплексов стал рост оплаты труда административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала на 45 – 60%.
– В числе позитивных эффектов – изменение логики управления образовательными организациями в сторону системности, консолидации материальных, финансовых и кадровых ресурсов, – добавила министр образования Ярославской области Ирина Лобода. – Большая часть заместителей директоров перешла в педагогическую деятельность, усилив этим коллективы учреждений.
Одним из ключевых преимуществ создания образовательных комплексов, как показали «пилоты», стало воплощение новых инициатив для самореализации учащихся.
Ярким примером служит проект «Память бесконечна» к 80-летию Великой Победы, реализованный ОК №3 имени Н.П. Гусева в Ярославле, который объединил учеников, родителей и педагогов, а также представителей областных ветеранских организаций в рамках онлайн-квеста, семейного киноклуба, акции по посадке сирени и других мероприятий. Проект состоялся благодаря победе в первом Всероссийском конкурсе инициатив родительских сообществ, который в октябре 2024 года проводило российское общество «Знание». На реализацию своей идеи родители ярославских школьников получили 1 млн рублей.
– Воспитание личности, воспитание человека, который любит и гордится своей Родиной, можно представить только в единстве школы и семьи. И вот такая неформальная, нетривиальная обстановка, когда родители вместе с детьми приходят на особое мероприятие, когда мы поем такие замечательные песни, кто-то вспоминает, а кто-то узнает о подвигах наших дедов, – это очень важно, – подчеркнула директор образовательного комплекса №3 имени Н.П. Гусева Лидия Ященко.
Наиболее активные участники проекта «Память бесконечна» отправились в поездку к ржевскому мемориалу Советскому солдату.
А для укрепления взаимодействия внутри комплексов были созданы современно оснащенные медиацентры. Благодаря этому ученики, как в ОК «Импульс» Рыбинска, получили возможность выпускать собственные новости и проекты, такие как «Встреча с личностью» и «Интервью в деталях».
Представители подразделения ОК «Импульс» – детского сада №49 – также развивают познавательную активность дошкольников в условиях применения инновационной технологии «Детский блогинг».
А в детском саду №30, который тоже стал частью образовательного комплекса, открыла свои двери игровая комната «Мир профессий». Здесь дошкольники имеют возможность моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая помогает сформировать у них базовое представление о разнообразии профессий и вызвать интерес к труду. Дети с удовольствием примеряют на себя разные игровые роли.
Еще одним значительным положительным эффектом создания образовательных комплексов стала преемственность программ дополнительного образования, когда дети могут начать изучать, например, робототехнику в детском саду и продолжить на более высоком уровне в школе, используя специализированное оборудование. Для реализации программ «Юные техногении» и «Техногении» на базе ОК было приобретено необходимое оборудование: образовательные конструкторы, наборы по механике, мехатронике и робототехнике.
Наконец, важнейшим бонусом создания образовательных комплексов стало введение продленки для учеников начальных классов и пятиклассников.
– Для нас комплекс – это система связей разных образовательных организаций – детских садов, школ и центров дополнительного образования, это незримая связь поколений, что немаловажно для современного молодого поколения, это общие праздники, общие будни, общие традиции, – подчеркнула директор ОК №23 Елена Быкова. – В нашем образовательном комплексе главным направлением работы определено патриотическое воспитание ребят, от кадетского движения до международного взаимодействия с детьми из других стран.
А вот другой пример. Образовательный комплекс №33, который объединил 2 школы и 4 детсада, реализует проект «Мастерская креативных индустрий». Все началось с победы в конкурсе инициатив родительских сообществ общества «Знание», которая принесла школе грант в 1,2 млн рублей. И вот в каникулы школа на неделю превратилась в настоящую мастерскую.
Еще одним окном в мир профессий стал «Виртуальный класс». Благодаря VR-очкам школьники могут смело примерить на себя роль слесаря на современном заводе или отважного оператора высотного крана. А скоро свои творческие проекты – буклеты о профессиях – ребята смогут печатать в собственной школьной типографии, оборудование для которой также закуплено на средства гранта.
– Уверена в перспективности таких проектов, – подчеркивает Ирина Лобода. – Если в прошлом году федеральную поддержку получил только один проект, то в этом – уже 25 образовательных организаций региона. И я хочу призвать всех родителей активнее проявлять инициативу и участвовать в формировании будущего своих детей!
Объединение ресурсов и усилий любой деятельности – задача сложная, но благодарная: автономность, как показывает история мировой цивилизации, далеко не всегда способствует эффективности. Так что пожелаем образовательным комплексам всяческих успехов – и особенно дошкольникам и школьникам, которые приходят туда каждый день учиться, расти и развиваться.
