Ярославский эксперт рассказала об опасности скроллинга

Ярославский эксперт рассказала об опасности скроллинга

Жизнь современного человека без гаджетов сложно себе представить. С одной стороны, современные средства связи позволяют оперативно получать информацию и поддерживать общение, но с другой – оказывают разрушающее действие.

В чем опасность постоянного доступа к информации, бесконечного скроллинга ленты, рассказывает клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии ЯрГУ имени Демидова Анастасия Волченкова.

– Анастасия Александровна, что такое цифровая зависимость и как она проявляется?

– Это патологическая форма поведения, при которой развивается навязчивая потребность в использовании цифровых устройств и онлайн-активностей. Человек теряет контроль над временем использования гаджетов, становится эмоционально зависимым от них, а в отсутствие доступа в Сеть раздражается или тревожится.

Насторожиться следует, когда человек использует гаджеты больше 4–6 часов в день без объективной необходимости, нарушается сон, он жалуется на зрительное утомление и головные боли. В результате возникают устойчивые конфликты в семье или профессиональной среде, связанные с цифровой активностью. Если эти симптомы сопровождаются прогрессирующей социальной дезадаптацией, надо бить тревогу.

– Если человек испытывает сильное беспокойство, когда забыл телефон или тот разрядился, это симптом зависимости?

– Подобные тревожные реакции могут свидетельствовать о развитии номофобии – состояния тревоги, связанного с отсутствием доступа к мобильному устройству.

Однако важно учитывать контекст и степень выраженности симптомов. В современном мире, где смартфон часто служит и рабочим инструментом, и средством связи с близкими, умеренное беспокойство при его отсутствии может быть объяснимым.

Клиническими проявлениями можно считать, когда тревога приводит к учащению сердцебиения и затрудненному дыханию, проявлению иррациональных убеждений типа «я обязательно пропущу что-то жизненно важное», ограничению обычной активности. Например, когда без телефона человек даже не выходит выбрасывать мусор. Телефон из инструмента связи становится источником хронического стресса.

Первый шаг к коррекции поведения: осознание, что 99% «срочных» сообщений на самом деле могут подождать 1–2 часа. Стоит задуматься и о развитии навыков цифровой гигиены.

– В разном возрасте у людей одинаковые причины формирования зависимости от гаджетов?

– Причины будут отличаться. У детей 7–12 лет зависимость часто развивается из-за нехватки живого общения, желания быть принятым в референтной группе или недостатка альтернативных способов самореализации. Например, когда ребенок вместо игр во дворе целыми днями смотрит ролики. В силу нейропластичности мозга такое поведение быстро закрепляется и становится привычкой.

В 13–17 лет подростки могут чрезмерно увлекаться соцсетями, пытаясь завоевать популярность среди сверстников, делая по 20–30 селфи в день для своих страничек.

Взрослые же часто «зависают» в телефоне, пытаясь компенсировать стресс или эмоциональную неудовлетворенность. Профессиональная необходимость также может перейти в компульсивное использование. Типичный пример: менеджер после рабочего стресса часами листает ленту новостей вместо общения с семьей.

– Желание постоянно проверить телефон на предмет новых сообщений о чем-то сигнализирует?

– Постоянная проверка смартфона и бесцельный скроллинг отражают глубинные изменения в работе психики, характерные для цифровой эпохи. Это связано с формированием патологического условного рефлекса – мозг привыкает получать микродозы дофамина от каждого взаимодействия с устройством.

Например, когда подросток получает 50 лайков на фото в соцсети, его мозг воспринимает это как успех, хотя в реальности никаких усилий и не прилагалось. Со временем мозг начинает требовать все больше стимуляции.

Это приводит к характерным изменениям: дети теряют способность концентрироваться на уроках, учеба не дает мгновенного вознаграждения, взрослые начинают скучать в обычных жизненных ситуациях.

С психологической точки зрения такое поведение выполняет несколько функций: выступает как механизм избегания, помогая отвлечься от тревожных мыслей. Заменяет естественные процессы саморефлексии, когда вместо анализа своих переживаний человек «залипает» в контенте. Создает иллюзию деятельности, поскольку постоянное переключение между приложениями дает ложное ощущение продуктивности.

В крайних случаях развивается настоящее эмоциональное истощение – когда без постоянной цифровой стимуляции возникают апатия или раздражение.

– Как постоянный и интенсивный поток информации влияет на психику людей в разном возрасте?

– Непрерывный информационный поток по-разному воздействует на когнитивные и эмоциональные процессы людей разного возраста.

У младших школьников это проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Привыкнув к быстрой смене ярких образов, они с трудом концентрируются на тексте, не понимают прочитанное.

У подростков информационная перегрузка часто приводит к противоречивому поведению: с одной стороны, они легко находят данные для реферата, с другой – испытывают сложности с систематизацией и анализом информации. В целом в этом возрасте тотальная гаджетизация усиливает когнитивную фрагментарность – это состояние, при котором человек воспринимает информацию в виде разрозненных, обрывочных образов и фактов, чередующихся без логики и структуры. Снижается критичность восприятия информации, затрудняется формирование целостной картины и увеличивается риск поведения, не соответствующего социальным нормам.

В юношеском возрасте постоянный информационный шум осложняет процесс профессионального становления и снижает продуктивность учебной деятельности. Студент может одновременно слушать лекцию, проверять соцсети и переписываться с друзьями, что, по данным научных исследований, снижает качество усвоения материала на 40–60%.

Взрослых постоянная информационная перегрузка зачастую приводит к «параличу решений», вызывает хронический стресс, снижает работоспособность и креативность, увеличивает риск эмоционального выгорания. Нарушаются механизмы психологической адаптации.

Для пожилых людей характерно развитие «цифровой усталости» – трудности привыкания к быстро меняющимся информационным потокам усугубляют возрастные когнитивные изменения.

Общими последствиями для всех будут: хронический стресс, эмоциональное истощение, нарушение циклов сна и бодрствования, снижение способности к рефлексии и саморегуляции. Это впоследствии приведет к «когнитивной усталости», когда мозг перестает эффективно фильтровать и усваивать новую информацию. Такие изменения носят накопительный характер и требуют своевременной коррекции цифровых привычек.

– Почему после долгого пребывания в интернете возникает чувство опустошенности?

– Это объясняется комплексным истощением психических ресурсов. Наступает «информационное отравление», когда мозг, перерабатывающий огромные объемы разрозненных данных, теряет способность к их систематизации. Например, после 3–4 часов непрерывного скроллинга соцсетей человек может ощутить характерную «тяжесть в голове», затруднения при попытке сосредоточиться на чем-то важном.

В долгосрочной перспективе такое поведение приведет к трудностям с концентрацией и глубоким анализом, к социальной дезадаптации, расстройству сна и синдрому «сухого глаза», снижению продуктивности.

Тревогу должны вызывать ситуации, когда в тишине человек испытывает выраженный дискомфорт или тревогу. Прием еды без гаджета становится невозможным. Есть ухудшения качества сна.

– Некоторые взрослые для себя, а другие для своих детей вводят лимиты времени в приложениях. Насколько такая практика полезна?

– Эффективность ограничений экранного времени существенно зависит от психологической готовности человека к изменениям. Исследования показывают, что технические лимиты работают лишь в 35–40% случаев.

Жесткие запреты без объяснения причин часто дают обратный эффект у подростков. Более продуктивен договорной подход, когда вместе с ограничениями предлагаются альтернативы. Важно, чтобы дети сами участвовали в установлении этих правил.

Наиболее устойчивые результаты достигаются, когда человек понимает пользу изменений и имеет мотивацию для их соблюдения.

– Как предотвратить цифровую зависимость?

– Профилактика строится на принципах осознанного взаимодействия с технологиями с учетом возрастных особенностей. Детям младшего возраста надо формировать здоровые привычки. Например, вначале уроки, прогулка – и только потом мультфильмы на полчаса. Поможет совместный просмотр и обсуждение контента, формирование альтернативных интересов.

Подросткам важно объяснять механизмы влияния цифровой среды на психику. Причем родителям стоит показывать цифровую гигиену на своем примере, помогать детям развивать критическое мышление, устанавливая разумные границы пользования и поощряя социальную активность вне Сети.

Для взрослых эффективной стратегией становится «осознанная цифровая гигиена»: выделение конкретных временных окон для проверки почты и соцсетей, использование специальных приложений для мониторинга экранного времени. Особое внимание стоит уделить созданию «цифровых ритуалов»: утренний кофе без телефона, семейный ужин с отключенными уведомлениями.

Профилактика должна быть не запретительной, а помогающей находить баланс между цифровым и реальным миром.

 

Ярославский регион Ярославский регион

17:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025