Ярославский психолог рассказала, что может скрываться за ленью
Лень – не всегда это «дефект» воли или характера. За проявлениями лени могут скрываться различные психологические, физиологические и социальные факторы. А в некоторых случаях она и вовсе полезна. Во всех ее хитросплетениях мы попытались разобраться вместе с клиническим психологом, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии труда и организационной психологии факультета психологии ЯрГУ имени Демидова Анастасией Волченковой.
– Анастасия Александровна, так что же такое лень?
– Это язык, на котором наша психика говорит о дефиците: энергии, смыслов, мотивации или ресурсов. Наша задача – не бороться с ленью как с врагом, а научиться расшифровывать это послание. Подростковая лень – в 90% случаев нормальный и необходимый этап развития, требующий не осуждения, а понимания и поддержки. Тревогу же нужно бить не когда человек ленится, а когда мы видим признаки настоящего психического неблагополучия, мешающего функционированию.
– Что может скрываться за ленью?
– Например, бессознательное сопротивление тому, что не соответствует внутренним ценностям человека, вызывает тревогу или кажется бессмысленным. Лень может быть следствием эмоционального выгорания. Проявлением депрессии или тревожного расстройства. Еще лень часто путают с прокрастинацией, сопровождающейся внутренним напряжением, откладыванием дел «на потом» из-за страха неудачи, перфекционизма или неумения управлять временем. А порой, если человеку не хватает мотивации, его бездействие воспринимают как лень.
Иногда за ленью стоят особенности работы мозга: низкий уровень дофамина (отвечает за мотивацию), синдром дефицита внимания (СДВГ) или другие когнитивные особенности. Не стоит забывать и про культурные и социальные стереотипы в понимании лени.
– Как проявляется лень в разном возрасте? Есть ли различия у детей, подростков и взрослых?
– У младших школьников редко бывает лень как таковая. Чаще всего это естественная усталость от новой нагрузки. В школе дети испытывают колоссальный стресс в связи с необходимостью соблюдать правила, концентрироваться. Их нервная система требует восстановления. К тому же дети не умеют делать то, что им неинтересно. Этот навык формируется позже. А сталкиваясь с чрезмерной критикой или завышенными требованиями, они могут отказываться от любых действий. Это защитный механизм.
Подростковая лень выглядит как апатия, лежание на диване и игнорирование обязанностей, но является внешним проявлением грандиозной внутренней работы. Именно туда уходит вся энергия. К тому же происходит переоценка ценностей. Делать что-то, потому что сказали родители, подросток не хочет, а из позиции собственного решения – еще не умеет. Иногда «ленивое» поведение – единственный доступный способ сказать миру: «Я есть». Причины лени могут быть и чисто физические: активный рост и гормональные бури, сопровождающиеся перепадами энергии.
Что до взрослых, то их лень возникает зачастую на фоне выгорания, профессиональной деформации, экзистенциального кризиса или рутины, у которой пропал смысл.
– Когда лень – сигнал тревоги?
– Тревогу нужно бить, только если речь идет о комплексе симптомов. У детей и подростков – если лень сопровождается стойким снижением настроения большую часть дня, потерей интереса ко всему, даже к тому, что раньше радовало, социальной изоляцией, нарушениями сна и аппетита, резким снижением успеваемости и высказываниями о собственной бесполезности. У взрослых речь о хронической прокрастинации и апатии, что блокируют жизнь и рушат социальные связи.
– Лень может быть полезной?
– В нашем обществе, одержимом культом продуктивности и эффективности, любое состояние, не направленное на достижение результата, часто стигматизируется. А для психофизиологии и ментального здоровья так называемая лень – важнейший защитный и регуляторный механизм. Речь о «правильной» лени – намеренной паузе.
– Какие плюсы от нее?
– Во-первых, профилактика выгорания и хронического стресса. Жизь в режиме «бей – беги» истощает нервную систему и надпочечники. Лень тут выступает как принудительный «режим энергосбережения», что снижает уровень кортизола – гормона стресса, предотвращает эмоциональное выгорание и тревожные расстройства и связанные с ними психосоматические заболевания: гипертонию, синдром раздраженного кишечника, бессонницу.
Во-вторых, источник креативности и инкубации идей. Мозгу необходимы периоды ненаправленного внимания. Когда мы гуляем, смотрим в окно, лежим в ванной, происходит консолидация памяти и рождаются самые прорывные идеи – поскольку постоянная занятость блокирует активную внутреннюю работу подсознания.
В-третьих, переоценка ценностей и восстановление аутентичности. Периоды ничегонеделания создают пространство для рефлексии и возможности услышать себя.
В-четвертых, физическое восстановление. С точки зрения физиологии отказ от интенсивной деятельности позволяет мышцам восстановиться, иммунной системе – укрепиться, а метаболизму – прийти в норму.
– Тогда как правильно лениться?
– Ничегонеделание нужно внести в расписание как полноценную статью расхода. Может быть и 20 минут, и целый день. Важно, чтобы это время было защищено от мысли «я должен быть продуктивным», она – враг качественного отдыха. Сделайте лень качественной. Пассивный скроллинг соцсетей засорит мозг и не даст ему отдохнуть. Лучше «активное бездействие»: медитация, неспешная прогулка без цели, лежание на траве, наблюдение за облаками, принятие ванны, простое сидение с чашкой чая.
Правильная лень – ответ на внутренний запрос. Если тело кричит об усталости – дайте ему отдохнуть, а не заливайте очередной порцией кофеина. Если мозг отказывается соображать – не насилуйте его, а переключитесь на простую механическую деятельность или полное безделье.
– Одно время отовсюду слышалось, что лучший отдых – смена деятельности…
– Это один из самых живучих и потенциально вредных мифов о природе отдыха. На практике я вижу, как подобная установка становится источником дополнительного стресса и вины для многих людей. Смена деятельности – отличная стратегия для профилактики усталости, когда нужно перераспределить нагрузку с уставшего ресурса на свежий. Но глубокое истощение требует полного покоя.
– Почему мы часто путаем понятия лени и переутомления и как их разграничивать?
– Смешение лени и переутомления – опасная ошибка с серьезными последствиями для здоровья. Внешне они похожи. Корень лени в мотивации: «я могу, но не хочу». Переутомление – «я хочу, но не могу». А культурный миф о постоянной продуктивности запускает порочный круг самобичевания и истощения.
Ключ к различению – внутренний диалог. Вот три основных вопроса. Первый – «что я чувствую?» При лени – спокойствие или досаду, а при утомлении – мучительную вину или тревогу. Второй – «что будет, если заставить себя действовать?» Лень позволяет «втянуться», переутомление вызывает физический протест: головную боль, тошноту, раздражительность. И третий – «каким был предыдущий период?» Лень возникает на «ровном месте», переутомление – всегда закономерный финиш длительного стресса или аврала.
Лень – не всегда плохо. Если бездействие причиняет страдание, ему предшествовал стресс, тело сопротивляется активности – это следствие переутомления. Единственное лечение – не работа из последних сил, а полноценный отдых без чувства вины. Это не слабость, а высшая форма заботы о себе и своей будущей эффективности.