К чему может привести дарение муниципального имущества соцпредприятиям
Социальное предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующую решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемую в соответствии с условиями, предусмотренными Законом № 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства. Соответственно, социальное предприятие – это субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства, то есть хозяйствующий субъект.
Как правило, отчуждение муниципального имущества в собственность юридических и физических лиц осуществляется в порядке приватизации, предусмотренной Законом № 178-ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества. Приватизация является возмездной сделкой и осуществляется способами, предусмотренными указанным законом (например, продажа на аукционе, конкурсе). Отметим, что безвозмездная передача (дарение) в качестве способа приватизации не предусмотрена.
Тем не менее, принципиального запрета на безвозмездную передачу муниципального имущества в собственность иных лиц не имеется, что следует из общих положений ч. 2 ст. 64 Закона № 33-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления. Однако такая форма распоряжения имуществом в обязательном порядке должна соответствовать публичным задачам и функциям (определение ВС РФ от 20.12.2006 № 72-Г06-14; определение ВС РФ от 14.10.2009 № 15-Г09-11).
Следует отметить, что социальные предприятия, действительно, вправе претендовать на оказание им имущественной поддержки (в том числе путем предоставления во владение и / или в пользование муниципального имущества на льготных условиях) со стороны органов местного самоуправления.
И хотя теоретическая возможность безвозмездного отчуждения имущества в публичных целях допускается вышеуказанной судебной практикой, дарение муниципального имущества коммерческим организациям практически исключено. Обосновать публичный интерес при передаче ликвидного актива в собственность хозяйствующему субъекту, основной целью которого является извлечение прибыли, крайне затруднительно.
Любое решение о предоставлении имущества на условиях, отличных от рыночных (безвозмездно или по льготной ставке), должно иметь четкое экономическое или социальное обоснование. Отсутствие очевидной выгоды для муниципального образования (например, решение важной социальной задачи, которую невозможно решить иначе) может являться основанием для квалификации такой сделки как нарушающей принципы эффективного и целевого использования бюджетных средств (имущества).
Кроме того, если второй стороной является хозяйствующий субъект, то необходимо соблюсти и требования антимонопольного законодательства ввиду того, что такая сделка может быть расценена как муниципальная преференция, на предоставление которой требуется согласие антимонопольного органа и обоснование, какая из целей предоставления преференций преследуется. Сделка по дарению муниципального имущества, заключенная без соблюдения этих условий, с высокой долей вероятности будет квалифицирована как наносящая ущерб муниципальному образованию и создающая необоснованные преимущества для отдельного лица (решение УФАС по Забайкальскому краю от 09.11.2015 № 04-22-44-2015, определение ВС РФ от 17.02.2017 № 302-КГ16-20745).
