Как бюджетным организациям учесть невозвращенные средства обеспечения контракта
Организации бюджетной сферы могут участвовать в процедуре осуществления закупок товаров, работ, услуг по Закону № 44-ФЗ не только как заказчики, но и в качестве исполнителей (поставщиков, подрядчиков) по контрактам, заключенным с другими организациями бюджетной сферы, иными заказчиками. При этом бюджетные и автономные учреждения, в отличие от казенных, не освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта, а также гарантийных обязательств, и могут перечислять денежные средства в указанных целях.
Операции бюджетных и автономных учреждений по перечислению и возврату денежного обеспечения не признаются расходами или доходами учреждения и отражаются в составе источников. Перечисление обеспечительного платежа относится на статью 610 "Выбытие денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ в увязке со статьей 610 КОСГУ. Возврат данных средств отражается по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ в увязке со статьей 510 КОСГУ. Учет расчетов по перечислениям и возвратам сумм обеспечений осуществляется учреждениями – исполнителями с использованием счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами".
Средства обеспечительного платежа, перечисленные учреждением в целях обеспечения исполнения контракта, в установленном порядке подлежат возврату этому учреждению при выполнении обязательств, обеспеченных данными денежными средствами. В частности, возврат денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется заказчиком после исполнения основного обязательства исполнителя, если контрактом не предусмотрено, что эти средства возвращаются только после окончания срока гарантийных обязательств.
Но если при исполнении контракта "что-то пошло не так", средства обеспечения могут и не вернуться учреждению – в полном объеме или частично. Причина удержания средств заказчиком - нарушение учреждением исполнения своих обязательств, обеспеченных внесением денежных средств. Например, учреждение нарушило срок поставки, выполнения работ, оказания услуг, или же не выполнило требование заказчика по устранению выявленных недостатков по гарантии.
Однако просто списать средства обеспечения на расходы и тем самым закрыть расчеты с заказчиком нельзя. При таких обстоятельствах удержание средств обеспечения заказчиком, как правило, свидетельствует о возникновении у учреждения – исполнителя расходного обязательства по штрафным санкциям (неустойкам, ущербам) в связи с нарушением условий контрактов, исполненного зачетом встречных требований.
Детально об отражении бюджетными и автономными учреждениями расчетов по перечисленным ими обеспечительным платежам, в том числе средствам обеспечения исполнения контрактов (договоров), – в обновленном материале Энциклопедии решений.