Как «Микки 17» превращает избитый сюжет в циничное безумие
Жанр: научно-фантастическая чёрная трагикомедияРежиссёр: Пон Джун ХоВ ролях: Роберт Паттинсон, Марк Руффало, Наоми АкиПремьера: 6 марта 2025Похоже на: «Шестой день», «Луна 2112», «Грань будущего», «Навсикая из долины ветров»Ещё когда «Микки 17» анонсировали, многие, прочитав завязку, решили, что фильм копирует «Луну 2112». На самом деле сюжет с «дефективным бессмертием» был и прежде, он довольно расхожий. Бессмертие в виде клонов, загрузка памяти — «Шестой день». Умирающий и воскресающий герой — «Грань будущего» или «Исходный код». Встреча клонов-двойников — «Обливион»… То, что фильм снят по книге Эдварда Эштона, ничего не меняет — она вышла всего-то в 2022-м, позже этих картин.Всё меняет само содержание. Ни книга, ни фильм и не пытаются подать эту идею как свежую мысль или неожиданный поворот. Они смеются над ней и обыгрывают её. Обратимая смерть — это жутко, но забавно, и гибели Микки показаны с изрядной долей чёрного юмора. Не хватает разве что голоса GLaDOS, который бы это с иронией комментировал. Причём фильм в смертоносности заходит ещё дальше — достаточно вспомнить, что первоисточник назывался «Микки 7». Пон Чжун Хо и раньше, в фильме «Сквозь снег», «Паразитах» (и не только), доводил жестокость и цинизм до абсурда, и такому сюжету его манера подошла как нельзя кстати. Благодаря лёгкой безуминке, а также постоянным перебивкам на флешбэки, фильм получился на удивление непредсказуемым. До третьего акта не возникает ощущения, что история движется к какой-то заранее определённой цели. Трудно угадать, что случится дальше, если герой может в любой момент умереть и это будет не конец!Причём Пон и Эштон не просто потешаются над вечно дохнущим «Кенни», но и углубляют тему. Ну да, герой умирает и воскресает, а каково ему? Что заставило его согласиться на такую работу? Как устроено общество, в котором можно скопировать любого, какие в нём законы и ограничения? Нам рассказывают предысторию Микки, показывают, как коллеги и начальство очень скоро перестают воспринимать «расходника» как человека. Как он превращается для них в «бревно», словно подопытный Отряда 731. И как герой вдруг осознаёт ценность собственной жизни — что он, конкретный Микки 17, хочет жить дальше как живое существо, а не как набор воспоминаний покойника на флешке.Всё держится на Микки, а значит — на Роберте Паттинсоне. Мы с вами давно убедились, что он отличный актёр, умеющий играть, а не только светить (буквально) красивым торсом в «Сумерках». Но всё-таки в своих самых известных ролях — в «Бэтмене», «Доводе», даже «Маяке» — он чаще всего оставался эффектным орлом-мужчиной. Роль Микки — совершенно иная, он напоминает скорее героев Джима Керри в «Шоу Трумана» или «Вечном сиянии чистого разума». Невозможно узнать готичного Бэтмена в этом милом и жалком обалдуе, в застенчивом растяпе, который всякую участь смиренно встречает кривой улыбкой идиота. Хорошая актёрская игра — это когда на экране видно персонажа, а не актёра, и это наш случай. Причём 18-й Микки явно отличается по характеру от предшественников — и сыграно это так, что перепутать его с 17-м почти нереально.Паттинсону отлично удалось выдержать баланс комедии и драмы в своём герое. Он сделал Микки не только смешным, но и обаятельным, заставил жалеть, когда тому больно. Его партнёры по фильму на этом фоне в основном выглядят массовкой. Части из них просто достались скучные персонажи. Две подружки Микки оживают, только когда начинают ревниво делить парня. Беспринципные учёные сыграны неплохо, но это крохотные и чисто функциональные роли. По-настоящему отжигают ещё только Марк Руффало и Тони Коллетт в ролях главных злодеев — эксцентричного политика-сектанта Маршалла и его властной жены Илфы, помешанной на соусах. Но их персонажи карикатурные и нарочито неадекватные. И если поначалу это забавно, то ближе к финалу их эскапады и идиотизм начинают прямо влиять на сюжет.Да, третий акт «Микки 17» — его самое слабое звено. Жанр начинает меняться на ходу, фильм почти теряет черты циничной комедии и вдруг превращается в драму о контакте с нечеловеческим разумом, практически «Навсикаю из долины ветров». Причём, к сожалению, в довольно глупую её копию. Герои в лоб проговаривают избитые мысли или будто соревнуются со злодеями, кто полезет навстречу смерти как можно бессмысленнее. «Микки 17» — из тех фильмов, в которых финал может разочаровать после сильного начала. И винить в этом можно лишь одного человека: режиссёра и сценариста Пон Джун Хо.До третьего акта фильм в целом следует сюжету романа «Микки 7». Не дословно, конечно — Пон добавил от себя несколько чёрноюморных сцен, опустил или поменял детали предыстории и вселенной (так, Алан Маникова у него не магнат-завоеватель, а простой маньяк). Но это нормальная практика с любой экранизацией, и лишняя порция безуминки фильм нисколько не портит. А вот в финале Пон пошёл вразнос и натворил такого, чего не простили бы фанаты более известной и популярной книги: радикально изменил концовку, пожертвовав логикой ради зрелищности. Книга кончалась хитрым поворотом: Микки смог сделать себя незаменимым и доказал, что «дурачок» не так прост, как кажется. Кульминация фильма — эффектный, но глупый замес, переходящий в затянутый эпилог и оставляющий чувство, что этот Микки заслуживал лучшего.