Как отозвать лицензию у управляющей многоквартирным домом компании

Как отозвать лицензию у управляющей многоквартирным домом компании

На фоне продолжающегося роста городского населения, в России увеличивается число многоквартирных домов. Сегодня в стране более 950 тысяч многоэтажек и высоток. Свыше 615 тысяч из них обслуживаются управляющими компаниями (УК), к работе которых вопросов у россиян остается очень и очень много. Как повысить эффективность управления и обслуживания многоквартирных домов и какие законодательные новеллы готовятся в сфере комплексного развития территорий и развития индивидуального жилищного строительства? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

За лицензией — к инспектору

— Андрей Анатольевич, насколько остро, на ваш взгляд, сегодня стоит вопрос повышения эффективности управления жилищным фондом и какие нововведения, по вашему мнению, нужны в сфере управления многоэтажками?

— На сегодня в России, как и в других странах, наблюдается проблема низкой эффективности деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами — здесь у граждан возникает очень много вопросов. Напомню, что с 2014 года в нашей стране введена система лицензирования деятельности по управлению МКД, что дало, безусловно, свои положительные результаты. Но, на наш взгляд, сегодня настало время, когда систему лицензирования и отбора УК надо подкорректировать. Прежде всего потому, что руководители УК часто не обладают должной квалификацией, нередко такие компании меняются без ведома жителей, а граждане не могут узнать, куда и сколько потрачено «управленцами» на благоустройство и ремонт дома.

Наш комитет детально рассматривал эти вопросы на парламентских слушаниях в Совете Федерации в марте 2025 года под председательством первого вице-спикера палаты регионов Владимира Якушева. Вместе с коллегами из Госдумы, профильных министерств, регионов, с экспертами мы обсуждали три основных варианта совершенствования сферы управления жилищным фондом: во-первых, это ужесточение правил лицензирования УК, во-вторых, формирование обязательной системы саморегулирования в данной сфере, при которой лицензирование «уходит», в-третьих, передача управления многоэтажками в ведение региональных властей, после чего, соответственно, упраздняется и система лицензирования, и сами УК. По итогам обсуждений, большинство наших регионов — 55 субъектов РФ — поддержало первый вариант.

После этого нами был разработан закон, направленный на усиление лицензионных требований к управляющим компаниям — он уже принят и начнет действовать с 1 сентября 2026 года.

Андрей Шевченко © Денис Вышинский/Пресс-служба Совета Федерации

При этом для эффективного управления жильем в России нужно обеспечить скорейшую разработку Правительством общих стандартов и регламентов по управлению и обслуживанию многоквартирных домов. В настоящее время такая работа в Минстрое РФ идет, прорабатывается концепция стандартов, и мы готовы активно сотрудничать в этом направлении. Сами стандарты должны появиться не позднее марта 2026 года.

Капремонт станет дешевле благодаря единым правилам техучета домов

— Вы сказали, что требования для тех УК, которые захотят получить лицензию на управление жилым домом, будут ужесточены. Кто будет выдавать такие лицензии в России?

— Раньше этим занимались специальные региональные комиссии по лицензированию — с 1 сентября 2026 года они будут упразднены, их полномочия будут переданы сотрудникам Госжилинспекций, главным жилищным инспекторам в регионах.

— Будет ли одновременно меняться и система отзыва лицензии у управляющей компании? Сейчас, жалуются жильцы, она слишком усложнена…

— Действительно, сегодня лишить лицензии управляющую компанию очень сложно. В год отзывается всего несколько десятков лицензий, хотя вопросов к УК возникает в разы больше. Поэтому мы предлагаем делать это во внесудебном порядке по линии Госжилнадзора. Правила и порядок отзыва лицензии у управляющей многоквартирным домом компании будут разработаны Правительством. Мы рассчитываем, что они будут готовы к марту 2026 года.

Льгота для инвестора за школу или поликлинику

— Градостроительная деятельность — направление, которое является одним из ключевых в работе вашего комитета. На регулировании каких вопросов, касающихся «стройки», вы с коллегами делаете сегодня акцент?

— Очень много вопросов связано с реализацией закона о комплексном развитии территории (КРТ) — он действует в России уже пять лет и помогает в том числе решать вопросы с расселением ветхого и аварийного жилья, с привлечением инвесторов на жилищные проекты и проекты благоустройства. Мы, законодатели, постоянно ведем мониторинг его правоприменения, вносим поправки в законодательство, эта тема — всегда живая.

Мы выезжаем в разные регионы, чтобы посмотреть, как идет работа с инвесторами на местах, как выделяются участки под проекты, как заключаются договоры и т. д.

На недавнем большом выездном заседании в Ярославской области вместе с представителями Минстроя РФ, банка «Дом РФ», Фонда развития территорий мы обсудили ряд нововведений, которые, на наш взгляд, нужно ввести в регулирование КРТ. Отмечу, что все такие предложения формируются на основе идей, которые нам дают те, кто непосредственно занимается вопросами комплексного развития территорий на местах.

— О каких именно инициативах идет речь?

— Первое. Отсутствуют законодательно установленные жилищные гарантии для собственников ветхих домов блокированной застройки и объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — при условии, что они включены в границы КРТ жилой застройки вместе с многоквартирными домами. Напомню, что в Жилищном кодексе такие гарантии установлены только для собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Одновременно отсутствует порядок взаимодействия органов власти с собственниками ветхих домов блокированной застройки и объектов ИЖС при их изъятии. Этот пробел в нашем правовом поле нужно устранять.

Второе. Сегодня размер возмещения за изымаемое ветхое жилое помещение рассчитывается на день, предшествующий моменту принятия решения о вхождении района в программу КРТ. Причем временной разрыв здесь может составлять и полгода, и год. Это приводит к выкупу жилого помещения по несоразмерно заниженной стоимости. Здесь, считаем, также надо корректировать законодательство РФ.

© Пресс-служба Госдумы

Третье. У целого ряда регионов недостает средств на реализацию проектов КРТ в части обеспечения территорий инфраструктурой, в первую очередь, социальной. Должен быть на такой территории детский сад, поликлиника, школа — за чей счет все это будет строиться? Один вариант — часть расходов берет на себя региональная власть. Но не у всех регионов сегодня есть достаточно средств на эти цели. Поэтому мы предлагаем для инвесторов, вкладывающих средства в новую застройку, создать условия, когда им было бы интересно строить социальные объекты. К примеру, это может быть сниженная ставка по кредиту или субсидирование такой ставки. Есть и другие преференции, которые сегодня обсуждаются.

Четвертое. Целый ряд проблем касается деятельности застройщиков. Среди них наиболее актуальной можно назвать то, что сегодня отсутствует возможность в случае непредвиденных обстоятельств внести изменение в договор о КРТ во внесудебном порядке и продлить срок его реализации. Эти изменения мы считаем правильным внести в законодательство РФ.

Управляющие компании предложили обязать ежеквартально отчитываться перед жильцами

— Когда могут быть приняты эти нововведения?

— Законотворчество — процесс, который идет не всегда так быстро, как хочется. Тем не менее мы рассчитываем, что эти предложения нам удастся принять до конца весенней сессии 2026 года.

Деревянного жилья станет больше

— Сегодня все большую актуальность приобретают вопросы индивидуального жилищного строительства. В том числе в контексте решения проблем демографии. Специалисты давно говорят о том, что наличие своего дома сильно мотивирует к созданию семьи и рождению детей. Какие меры сейчас принимаются для развития сегмента ИЖС?

— Мы видим, что данное направление является одним из ведущих для развития строительной отрасли. За 2024 год почти 58 процентов построенной в стране жилой недвижимости пришлось на ИЖС. Причем наши граждане самостоятельно построили 62 миллиона квадратных метров жилья — это рекордный показатель! При этом Стратегия развития строительной отрасли в РФ предусматривает запуск массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом. Действительно, проекты малоэтажной жилой застройки, коттеджные поселки, имеют ряд существенных преимуществ, особенно с точки зрения комфорта для граждан. И для этого, вроде бы, созданы необходимые условия.

Однако в настоящее время на территории страны осуществляется строительство всего 13 малоэтажных жилых комплексов в 10 регионах.

Одна из причин — комплексная малоэтажная застройка часто осуществляется на окраинах населенных пунктов или вблизи крупных городов. При этом она расположена вдали от транспортных сетей, объектов социальной сферы, торговых точек. Это создает неудобства для жителей и снижает привлекательность такого жилья. Здесь регионам следует активизировать работу по увеличению доли комплексного индивидуального жилстроительства, возводимого в рамках КРТ, синхронизировать генеральные планы и схемы территориального планирования.

© Игорь Самохвалов/«Парламентская газета»

— В октябре председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила больше развивать в России деревянное домостроение — учитывая то, что этот сегмент переживает серьезный рост объемов строительства. В том числе благодаря реализации отдельной дорожной карты, которая была разработана Минстроем совместно с МЧС, в рамках которой можно возводить деревянные жилые дома до 4-х этажей, двухэтажные школы и одноэтажные фельдшерско-акушерские пункты. Какие предложения для развития деревянного домостроения сегодня есть у сенаторов?

— Рост объемов строительства действительно налицо: по информации Росстата, в 2024 году построено 17,2 миллиона квадратных метров деревянных жилых домов, как индивидуальных, так и многоквартирных. Это на 9,5 процента выше показателей 2023 года и составляет 16 процентов от общего объема жилья. Однако упомянутая вами дорожная карта действовала только до 2024 года — сейчас в Правительстве РФ уже работают над новой программой по развитию деревянного домостроения.

Мы уверены, что она должна быть долгосрочной — эту сферу следует поддерживать системно, и у нас есть ряд предложений по развитию деревянного домостроения.

В частности, мы предлагаем повсеместно применять деревянные конструкции при строительстве таких важных объектов социальной инфраструктуры, как детские сады, школы, административные здания, ФАПы, гостевые дома, а также для восстановления инфраструктуры в воссоединенных регионах. Очень важно для этого иметь промышленное производство домокомплектов, которое сможет развиваться должными темпами при наличии заказов от государства.

Ремонтом лифтов займутся профессионалы  

Парламентская газета Парламентская газета

02:05
10
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.

© 2025